Коррекционно-развивающая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1.)
рабочая программа (8, 9 класс)
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОУ. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа
им. Героя России И. Кропочева»
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР МБОУ Таятской ООШ
________Н.В. Шмидт | УТВЕРЖДАЮ: И.о.директора МБОУ Таятской ООШ _________Е.В.Тормозакова |
Коррекционно-развивающая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.1.)
на 2025-2027 учебный год
Класс | 8-9 класс |
Количество часов в год | 34 часа |
Количество часов в неделю | 1 час |
Составитель:
Ткачёва Надежда Михайловна
Учитель – логопед
с.Таяты, 2025 г.
Пояснительная записка
Слабослышащие дети – составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим, параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь, обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Так большая или меньшая ограниченность словарного запаса слабослышащего ребенка сопровождается неправильным пониманием значений слов и неправильным их употреблением. Для произношения слабослышащих детей весьма характерны общая смазанность артикуляции.
Голос слабослышащего обычно глухой, интонация обедненная, малоразвита и
невыразительна. В произношении слабослышащих детей обнаруживается характерное смешение звуков: звонких с глухими, шипящих со свистящими, смычных п, т, к между собой, твердых с мягкими, аффрикат ц, ч с одним из звуков, их составляющих.
Отмечается также замена свистящих с, з взрывными т, д и др. Грамматический строй речи слабослышащих детей так же, как правило, нарушен. Недостаточность своей речи дети с нарушенным слухом дополняют жестикуляцией.
Таким образом, логопедическое сопровождение таких детей имеет большое значение для успешного и качественного освоения образовательной программы.
Программа составлена на основе методических разработок и рекомендаций Л.Г.Парамоновой, В.И. Бельтюкова, Л.П. Носкова, Е.П. Кузьмичева, Т.К. Королевской.
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Форма организации логопедических занятий – индивидуальная. Длительность – 20-40 минут.
I. Планируемые результаты коррекционного курса «Логопедические занятия».
Курс «Логопедические занятия» направлен на развитие и максимальное использование слуховых возможностей учащегося с целью формирования и развития устной речи как средства общения и познания окружающей действительности.
Цель курса - развитие речевого слуха, совершенствование произношения; коррекция нарушений письменной речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Задачи курса:
- формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух с индивидуальным слуховым аппаратом.
- развитие речевого слуха и формирования речевого поведения с активным использованием слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;
- обогащение и конкретизация лексической стороны речи.
- формирование естественной, фонетически внятной, грамотной, членораздельной, максимально выразительной устной речи как средства коммуникации.
Результаты освоения программы коррекционной работы
В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;
- выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;
- владение достаточным запасом фраз и определений; представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;
- продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе словесной речи при решении творческих задач;
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
- развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации.
Метапредметные результаты:
- применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;
- участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты;
- готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности причин неуспешности, коррекции собственных действий;
- готовность к логическим действиям –анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации;
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
- активная реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми, в том числе имеющими нарушение слуха и слышащими взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты:
- умение правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное звуков произношение в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения;
- умение воспринимать на слух речевой материал, включенный в задания и упражнения;
- умение воспринимать на слух тексты (до 15 -20 и более предложений);
- умение пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания, распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, пересказе;
- умение изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения;
- умение выделять ритмическую структуру слова, фразы, воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи;
- умение различать правильное и неправильное произнесение звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы);
- умение произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением;
- умение соблюдать повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации;
- умение самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи;
- умение вести разговор с двумя и более собеседниками;
- умение использовать при поддержке взрослых словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях общения с новыми сверстниками, незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и внешкольного характера, гибко применяя формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание;
- умение выражать или сдерживать свои эмоции в соответствии с ситуацией общения. Стремление говорить внятно, естественно, интонированно, соблюдая орфоэпические нормы родного языка, пользоваться голосом нормальной силы и высоты.
II. Содержание курса «Логопедические занятия».
Формы организации и виды деятельности: индивидуальная и подгрупповая работа, диагностическая и коррекционная.
Логопедическая работа по слухоречевому развитию слабослышащих существляется на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи. Программа строится по следующим направлениям:
1. Диагностика речевого развития.
Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза в целях постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и этиопатогенетически обоснованные методы коррекционного воздействия.
Если помимо речевого недоразвития у слабослышащих детей не имеются других нарушений, то логопедическое обследование не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом. Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятным, что приведет к ошибочной диагностике.
Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка.
2. Развитие слухового восприятия и обучение произношению.
Развитие речевого слуха.
- Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.
- Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов текстов (до 16—18 и более предложений).
- Проведение тренировки в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости.
- Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:
- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
- вне ситуации;
- в изолированных от шума помещениях;
- в условиях, близких к естественным.
Способы предъявления речевого материала – с голоса учителя-логопеда, с голоса
учащегося, с электронного носителя.
- Восприятие неречевых звучаний и музыки.
Развитие слухового восприятия учащихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчѐт количества слов; дополнение предложений;
запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словам различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и
воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.
Обучение произношению. Данный раздел включает работу над речевым дыханием,
голосом, звуками (правильное произношение и дифференциация), словом и фразой.
Речевое дыхание
∙ Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз,
выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по
графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение
синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении
текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.
Голос
∙ Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты
собственного голоса (по подражанию и произвольно).
∙ Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной
интонацией (сопряженно и отраженно).
∙ Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и
необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом).
∙ в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией.
∙ в связи с логическим ударением (сопряженно и отраженно).
∙ Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по
подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя-логопеда, подчѐркиванием в вопросах и ответах главного слова).
∙ Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.
∙ Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).
Звуки и их сочетания
∙ Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ѐ), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ѐ после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).
∙ Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.
∙ Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.
∙ Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несѐт, пюре) и т.д.
∙ Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
∙ Работа по коррекции усвоенных звуков.
∙ Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у.
∙ Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:
- носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д (и их мягкие пары);
- слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;
- слитных и смычных: ц—т, ч—т;
- свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ,
- глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;
- аффрикат: ц-ч;
- звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш
- твѐрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
Слово
∙ Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.
∙ Воспроизведение четырѐх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
∙ Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога.
∙ Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
∙ Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отражѐнно, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, -его – как каво, чево, - ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце);
∙ соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания –тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим (шшил,ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн (чесно, позно).
Фраза
∙ Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).
∙ Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста.
∙ Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).
∙ Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.
∙ Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи.
3. Коррекция нарушений письменной речи
Для детей с нарушениями слуха характерно проявление всех форм дисграфии, классификация которой разработана Р.Е. Левиной и сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена. Чаще всего у школьников с нарушением слуха встречаются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая. Поэтому работа по этому направлению строится с учетом коррекционных методик, представленных в классической логопедии.
III. Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» (8 класс, 34 часа)
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | 03.09 | ||
2 | Гласные и согласные звуки. | 2 | 10.09 | ||
17.09 | |||||
3 | Ударение. Работа над голосом и дикцией. | 4 | 24.09 | ||
01.10 | |||||
08.10 | |||||
15.10 | |||||
4 | Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом. | 2 | 22.10 | ||
05.11 | |||||
5 | Различение звуков и букв С-З | 4 | 12.11 | ||
19.11 | |||||
26.11 | |||||
03.12 | |||||
6 | Развитие речи и мышления. Работа над лексикой. | 2 | 10.12 | ||
17.12 | |||||
7 | Различение звуков и букв Ш-Ж. | 4 | 24.12 | ||
14.01 | |||||
21.01 | |||||
28.01 | |||||
8 | Части речи. Предложно-падежные конструкции имён существительных | 2 | 04.02 | ||
11.02 | |||||
9 | Различение звуков и букв Ж-З. | 4 | 25.02 | ||
04.03 | |||||
11.03 | |||||
18.03 | |||||
10 | Части речи. Предложно-падежные конструкции имён прилагательных. | 4 | 25.03 | ||
08.04 | |||||
15.04 | |||||
22.04 | |||||
11 | Различение звуков и букв Ч-Щ. | 4 | 29.04 | ||
06.05 | |||||
13.05 | |||||
20.05 | |||||
12 | Итоговая диагностика. | 1 | 27.05 | ||
ВСЕГО | 34 часа. | ||||
Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» (9 класс, 34 часа)
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | |||
2 | Гласные и согласные звуки. | 2 | |||
3 | Работа над голосом, дикцией, интонацией. | 2 | |||
4 | Различение звуков и букв Ч - Ш | 4 | |||
5 | Различение звуков и букв Ч - Ц | 4 | |||
6 | Различение звуков и букв С - Ц | 4 | |||
7 | Мягкий знак после шипящих. | 2 | |||
8 | Буквы З и С на конце приставок. | 2 | |||
9 | Работа над мышлением и речи. Развитие лексики. | 4 | |||
10 | Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом. | 2 | |||
11 | Составление повествовательных рассказов. | 2 | |||
12 | Составление описательных рассказов. | 2 | |||
13 | Развитие орфографической зоркости | 2 | |||
14 | Диагностика | 1 | |||
| ВСЕГО | 34 часа | |||
Приложение 1
Учебно– методическое обеспечение:
1. Андреева, Л. В.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.зав. / Л. В. Андреева; под ред. М. Н. Назаровой, Т. Г. Богдановой. - М.: Академия, 2005. – 76 с.
2. Багрова, И. Г., Богданова, Т. Г., Яхнина, Е. З.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.зав. / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е.З. Яхнина; под ред. Е. Г.Речицкой. - М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2004 – 655с.
3. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.: Владос, 2008.
4. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 234с.
5. Королева, И. В., Леонгард, Э. И., Самсонов Е. Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. – СПб.: КАРО, 2005.
6. Рау, Ф. Ф., Слезина, Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
7. Матвеева Н.И. «Дидактический материал по развитию слухового восприятия». - М.: Просвещение 1993.
8. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения — Л., 1984.
9. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. —М., 1963.
10. Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М., 1981.
11. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. — Л., 1981.
12. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии младших школьников. 1,2 часть. – М, 2017.
13. Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми по теме: "Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]".
Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и св...
Адаптированная рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1)
Адаптированная рабочая программа по музыке для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1- 4 классов...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Логопедические занятия" (вариант 8)
Рабочая программа "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с РАС составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает в себя пояснительную записку, характер...

Коррекционно-развивающая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» ЗПР 6 класс
Программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия» и являются об...

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1) коррекционного курса «Логопедические занятия»
Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 3 – 4 классов, занимающихся по адаптир...
