Коррекционно-развивающая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1.)
рабочая программа (8, 9 класс)

Ткачёва Надежда Михайловна

Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОУ. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа

им. Героя России И. Кропочева»

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

МБОУ Таятской ООШ

 

 ________Н.В. Шмидт

УТВЕРЖДАЮ:

И.о.директора

МБОУ Таятской ООШ

_________Е.В.Тормозакова                      

Коррекционно-развивающая программа

коррекционного курса «Логопедические занятия»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

(вариант 2.1.)

на 2025-2027 учебный год

Класс

8-9 класс

Количество часов в год

34 часа

Количество часов в неделю

1 час

Составитель:

Ткачёва Надежда Михайловна

Учитель – логопед

с.Таяты, 2025 г.

Пояснительная записка

Слабослышащие дети – составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим, параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь, обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Так большая или меньшая ограниченность словарного запаса слабослышащего ребенка сопровождается неправильным пониманием значений слов и неправильным их употреблением. Для произношения слабослышащих детей весьма характерны общая смазанность артикуляции.

Голос слабослышащего обычно глухой, интонация обедненная, малоразвита и

невыразительна. В произношении слабослышащих детей обнаруживается характерное смешение звуков: звонких с глухими, шипящих со свистящими, смычных п, т, к между собой, твердых с мягкими, аффрикат ц, ч с одним из звуков, их составляющих.

Отмечается также замена свистящих с, з взрывными т, д и др. Грамматический строй речи слабослышащих детей так же, как правило, нарушен. Недостаточность своей речи дети с нарушенным слухом дополняют жестикуляцией.

Таким образом, логопедическое сопровождение таких детей имеет большое значение для успешного и качественного освоения образовательной программы.

Программа составлена на основе методических разработок и рекомендаций Л.Г.Парамоновой, В.И. Бельтюкова, Л.П. Носкова, Е.П. Кузьмичева, Т.К. Королевской.

Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Форма организации логопедических занятий – индивидуальная. Длительность – 20-40 минут.

I. Планируемые результаты коррекционного курса «Логопедические занятия».

Курс «Логопедические занятия» направлен на развитие и максимальное использование слуховых возможностей учащегося с целью формирования и развития устной речи как средства общения и познания окружающей действительности.

Цель курса - развитие речевого слуха, совершенствование произношения; коррекция нарушений письменной речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

Задачи курса:

- формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух с индивидуальным слуховым аппаратом.

- развитие речевого слуха и формирования речевого поведения с активным использованием слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;

- обогащение и конкретизация лексической стороны речи.

- формирование естественной, фонетически внятной, грамотной, членораздельной, максимально выразительной устной речи как средства коммуникации.

Результаты освоения программы коррекционной работы

В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;

- выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;

- владение достаточным запасом фраз и определений; представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;

- продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе словесной речи при решении творческих задач;

- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.

- развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации.

Метапредметные результаты:

- применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;

- участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты;

- готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности причин неуспешности, коррекции собственных действий;

- готовность к логическим действиям –анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации;

- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

- активная реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми, в том числе имеющими нарушение слуха и слышащими взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты:

- умение правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное звуков произношение в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения;

- умение воспринимать на слух речевой материал, включенный в задания и упражнения;

- умение воспринимать на слух тексты (до 15 -20 и более предложений);

- умение пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания, распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, пересказе;

- умение изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения;

- умение выделять ритмическую структуру слова, фразы, воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации, с передачей эмоциональной окрашенности речи;

- умение различать правильное и неправильное произнесение звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы);

- умение произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением;

- умение соблюдать повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации;

- умение самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи;

- умение вести разговор с двумя и более собеседниками;

- умение использовать при поддержке взрослых словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях общения с новыми сверстниками, незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и внешкольного характера, гибко применяя формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание;

- умение выражать или сдерживать свои эмоции в соответствии с ситуацией общения. Стремление говорить внятно, естественно, интонированно, соблюдая орфоэпические нормы родного языка, пользоваться голосом нормальной силы и высоты.

II. Содержание курса «Логопедические занятия».

Формы организации и виды деятельности: индивидуальная и подгрупповая работа, диагностическая и коррекционная.

Логопедическая работа по слухоречевому развитию слабослышащих существляется на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи. Программа строится по следующим направлениям:

1. Диагностика речевого развития.

Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза в целях постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и этиопатогенетически обоснованные методы коррекционного воздействия.

Если помимо речевого недоразвития у слабослышащих детей не имеются других нарушений, то логопедическое обследование не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом. Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятным, что приведет к ошибочной диагностике.

Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка.

2. Развитие слухового восприятия и обучение произношению.

Развитие речевого слуха.

- Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.

- Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов текстов (до 16—18 и более предложений).

- Проведение тренировки в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости.

- Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:

- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

- вне ситуации;

- в изолированных от шума помещениях;

- в условиях, близких к естественным.

Способы предъявления речевого материала – с голоса учителя-логопеда, с голоса

учащегося, с электронного носителя.

- Восприятие неречевых звучаний и музыки.

Развитие слухового восприятия учащихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчѐт количества слов; дополнение предложений;

запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словам различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и
воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.

Обучение произношению. Данный раздел включает работу над речевым дыханием,
голосом, звуками (правильное произношение и дифференциация), словом и фразой.

Речевое дыхание

 Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз,
выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по
графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение
синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении
текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.

Голос

 Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты
собственного голоса (по подражанию и произвольно).

 Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной
интонацией (сопряженно и отраженно).

 Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и
необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом).

 в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией.

 в связи с логическим ударением (сопряженно и отраженно).

 Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по
подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя-логопеда, подчѐркиванием в вопросах и ответах главного слова).

 Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.

 Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).

Звуки и их сочетания

 Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ѐ), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ѐ после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).

 Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.

  Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.

  Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несѐт, пюре) и т.д.

  Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

  Работа по коррекции усвоенных звуков.

  Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у.

  Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:

- носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д (и их мягкие пары);

- слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;

- слитных и смычных: ц—т, ч—т;

- свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ,

- глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;

- аффрикат: ц-ч;

- звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш

- твѐрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.

Слово

  Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

 Воспроизведение четырѐх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

 Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога.

 Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

 Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отражѐнно, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, -его – как каво, чево, - ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце);

 соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания –тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим (шшил,ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн (чесно, позно).

Фраза

 Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

 Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста.

 Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).

 Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.

 Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи.

3. Коррекция нарушений письменной речи

Для детей с нарушениями слуха характерно проявление всех форм дисграфии, классификация которой разработана Р.Е. Левиной и сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена. Чаще всего у школьников с нарушением слуха встречаются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая. Поэтому работа по этому направлению строится с учетом коррекционных методик, представленных в классической логопедии.

III. Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» (8 класс, 34 часа)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Диагностика устной и письменной речи.

1

03.09

2

Гласные и согласные звуки.  

2

10.09

17.09

3

Ударение. Работа над голосом и дикцией.

4

24.09

01.10

08.10

15.10

4

Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом.

2

22.10

05.11

5

Различение звуков и букв С-З

4

12.11

19.11

26.11

03.12

6

Развитие речи и мышления. Работа над лексикой.

2

10.12

17.12

7

Различение звуков и букв Ш-Ж.

4

24.12

14.01

21.01

28.01

8

Части речи. Предложно-падежные конструкции имён существительных

2

04.02

11.02

9

Различение звуков и букв Ж-З.

4

25.02

04.03

11.03

18.03

10

Части речи. Предложно-падежные конструкции имён прилагательных.

4

25.03

08.04

15.04

22.04

11

Различение звуков и букв Ч-Щ.

4

29.04

06.05

13.05

20.05

12

Итоговая диагностика.

1

27.05

ВСЕГО

34 часа.

Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» (9 класс, 34 часа)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Диагностика устной и письменной речи.

1

2

Гласные и согласные звуки.  

2

3

Работа над голосом, дикцией, интонацией.

2

4

Различение звуков и букв Ч - Ш

4

5

Различение звуков и букв Ч - Ц

4

6

Различение звуков и букв С - Ц

4

7

Мягкий знак после шипящих.

2

8

Буквы З и С на конце приставок.

2

9

Работа над мышлением и речи. Развитие лексики.

4

10

Предложение. Текст. Работа с деформированным текстом.

2

11

Составление повествовательных рассказов.

2

12

Составление описательных рассказов.

2

13

Развитие орфографической зоркости

2

14

Диагностика

1

 

ВСЕГО 

34 часа 

 

Приложение 1

Учебно– методическое обеспечение:

1. Андреева, Л. В.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.зав. / Л. В. Андреева; под ред. М. Н. Назаровой, Т. Г. Богдановой. - М.: Академия, 2005. – 76 с.

2. Багрова, И. Г., Богданова, Т. Г., Яхнина, Е. З.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.зав. / И. Г. Багрова, Т. Г. Богданова, Е.З. Яхнина; под ред. Е. Г.Речицкой. - М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2004 – 655с.

3. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.: Владос, 2008.

4. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 234с.

5. Королева, И. В., Леонгард, Э. И., Самсонов Е. Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. – СПб.: КАРО, 2005.

6. Рау, Ф. Ф., Слезина, Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

7. Матвеева Н.И. «Дидактический материал по развитию слухового восприятия». - М.: Просвещение 1993.

8. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения — Л., 1984.

9. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. —М., 1963.

10. Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М., 1981.

11. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. — Л., 1981.

12. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии младших школьников. 1,2 часть. – М, 2017.

13. Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми по теме: "Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]".

Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.    Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и св...

Адаптированная рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1)

Адаптированная рабочая программа по музыке для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1- 4 классов...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Логопедические занятия" (вариант 8)

Рабочая программа "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с РАС составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает в себя пояснительную записку, характер...

Коррекционно-развивающая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» ЗПР 6 класс

Программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия» и являются об...

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1) коррекционного курса «Логопедические занятия»

Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 3 – 4 классов, занимающихся по адаптир...