Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Логопедические занятия" (вариант 8)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рабочая программа "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с РАС составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает в себя пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результаты, содержание и тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopeda_variant_8_ooo.docx78.6 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

«Логопедические занятия»

(вариант 8)

Уровень образования: основное общее

Срок реализации рабочей программы 5 лет

Москва, 2022

Содержание программы

Пояснительная записка        3

Общая характеристика коррекционного курса        3

Личностные, метапредметные и предметные результаты        5

Содержание коррекционного курса        9

Тематическое планирование        12

Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса        15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с РАС.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» является элементом коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий, с учетом актуального состояния здоровья обучающихся, рекомендаций ЦПМПК, результатов логопедического обследования.

Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с РАС в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.  Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий  полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

У детей с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РАС достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

Учитывая специфические образовательные потребности обучающихся новый материал следует преподносить предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. В ходе занятий включаются задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.). Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка). Следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.

Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с РАС, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

Задачи курса:

  • коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
  • совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
  • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
  • формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
  • коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
  • коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
  • развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов с РАС, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования и нуждающиеся в создании специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» строится в строгом соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала. Работа проводится на изучаемом программном материале, при этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов.

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при РАС. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с РАС. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с РАС или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.

Содержание модулей включает:

  • Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
  • Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок.
  • Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
  • Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» направлен на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На коррекционный курс «Логопедические занятия» отводится:

5 класс- 2 часа в неделю (68 часов)

6 класс- 2 часа в неделю (68 часов)  

7 класс- 2 часа в неделю (68 часов)

8 класс- 2 часа в неделю (68 часов)

9 класс- 2 часа в неделю (68 часов)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с РАС в целом совпадают с личностными результатами, определенными во ФГОС ООО. Тем не менее особенности развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с РАС являются причиной того, что для достижения заявленных личностных целей необходимо психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, в рамках которого осуществляется направленное коррекционно-развивающее обучение. Поэтому для достижения личностных результатов обучающимся с РАС необходима согласованность учебных и коррекционных программ. Так же, как и для типично развивающихся обучающихся, оценивание достижения аутичным обучающимся личностных результатов осуществляется на основе анализа достижений личностных результатов по трем блокам:

  • сформированность основ гражданской идентичности личности;
  • сформированность индивидуальной учебной самостоятельности;
  • сформированность социальных компетенций.

Дополнительно оценивается сформированность жизненных компетенций.

Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе.

Метапредметные результаты

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является овладение:

  • универсальными учебными познавательными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
  • универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
  • универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Оценивать        результаты        собственной        деятельности,        объяснять        по каким критериям проводилась оценка.

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

Коммуникативные УУД

Владеть диалоговой формой речи.

Читать вслух и про себя тексты учебных пособий, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию и представлять её.

Составлять план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде.

Предметные результаты

Предметными результатами прохождения        данной        программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи. В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):

По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика):

  • правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;
  • применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
  • различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука;
  • ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
  • дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;
  • дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки;
  • производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе;
  • выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).

По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»:

  • правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их;
  • ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;
  • образовывать сложные слова путем сложения основ;
  • производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова;
  • правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;
  • соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с);
  • правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).

По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»:

  • правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их;
  • ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное;
  • различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи;
  • уметь образовывать форму изученных частей речи;
  • различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • различать фразеологизмы и свободные словосочетания;
  • различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);
  • различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст);
  • составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции;
  • выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • составлять простые и сложные предложения с однородными членами;
  • применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.

По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:

  • уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка;
  • излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;
  • связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • понимать основное содержание, смысл текста;
  • составлять простой/сложный план текста;
  • использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций;
  • аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы;
  • участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;
  • извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал;
  • создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;
  • соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;
  • выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста.

Контроль достижений обучающихся в развитии устной речи и сформированности письма осуществляется на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики в форме слуховых диктантов, выполнения практических упражнений. Обследование письма проводится дважды: первичное в сентябре (1-15 сентября), контрольное - в мае (16 – 31 мая).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

5 КЛАСС

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика». Дифференциация гласных букв и звуков. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Дифференциация по глухости-звонкости. Слоговой анализ и синтез. Правила переноса. Ударение. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Безударные гласные. Непроизносимые согласные. Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный твердый знак.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика». Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Образование видовых пар глаголов. Суффиксы –ва- и –ну-. Правописание -тся и -ться в глаголах. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Анализ и синтез существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изм, -изн. Анализ и синтез существительных со значением профессии, места жительства, предназначения. Образование прилагательных с суффиксами –оват-, -еват-. Анализ и синтез прилагательных с суффиксами -лив-, -чив-, -ев-, -ив-, -ов-. Анализ и синтез слов с суффиксами –инк-, -ин-. Согласование прилагательных и существительных. Дифференциация предлога и приставки. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализ и синтез предложений с обращением. Анализ и синтез предложений с тире между подлежащим и сказуемым. Предложения с прямой речью.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)». Составление предложений с обращением. Составление предложений с прямой речью. Диалог.

6 КЛАСС

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика». Дифференциация гласных. Правописание гласных в приставках. Дифференциация согласных. Правописание согласных в приставках. Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика». Чередование гласных о и а в корнях –лаг, -лож, -раст, -рост, -кос, -кас, -гор, -гар.  Анализ и синтез слов с приставками –пре, -при. Многозначность слов.  Правописание сложных слов. Диалектные и просторечные слова.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Изменение по падежам существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Сравнения прилагательных.  Падежные окончания числительных. Согласование числительных с существительными. Мягкий знак на конце и в середине числительных.  Склонение порядковых числительных. Изменение местоимений по падежам. Согласование местоимений с существительными. Простое предложение. Сложное предложение. Сокращение предложений.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)». Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение.

7 КЛАСС

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика». Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 7 класса).

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика». Словообразование. Словообразование причастий и деепричастий. Способы словообразования наречий.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, предлогов, частиц). Анализ предложений с причастным, деепричастным оборотом. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Заимствованные слова. Специальная лексика. Фразеологизмы. Работа над словосочетанием. Работа над предложением.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)». Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста.

8 КЛАСС

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика». Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 8 класса). Практикум по улучшению дикции.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика». Образование наречий от прилагательных при помощи суффиксов: -о-, -е- (с опорой на образец). Образование наречий от числительных (с опорой на образец). Образование наречий от существительных (с опорой на образец). Образование сложных наречий и использование их в речи (с опорой на образец).

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Составление словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания (с опорой на образец). Составление словосочетаний и предложений со словами с переносным значением и с паронимами. Построение фраз с использованием самостоятельных и служебных частей речи (в том числе союзов и союзных слов). Согласование однородных подлежащих со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим. Составление предложений с однородными членами, связанными двойными союзами: не только – но и, как – так. Составление предложений с обобщающим словом при однородных членах. Составление предложений с обращением, вводными словами. Использование предлогов в речи для связи между словами (согласно, вопреки, благодаря, ввиду, в течение, в продолжение, вследствие и др.).

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)». Работа с текстом (работа с опорой на письменный текст, выделение микротем и ключевых слов). Пересказ разных типов прочитанных или прослушанных текстов (объемом не менее 130 слов с опорой на самостоятельно составленный план, с выделением основных микротем исходного текста). Краткое изложение основного содержания прослушанного текста, состоящего из одной смысловой части (исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов). Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 8 предложений до 4). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 5 реплик). Редактирование текстов (подбор синонимов, переформулирование фраз). Деловое письмо (текст телеграммы, автобиографии, заявления о приеме на работу).

9 КЛАСС

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика». Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 9 класса). Практикум по улучшению дикции.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика». Закрепление навыков словообразования. Образование существительных с отвлеченным значением при помощи суффиксов -изм-, -изн-, -ость-, -есть- -еств-, -инств- (с опорой на образец и без нее).

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология». Составление различных словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания (закрепление). Составление и различение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление фраз с союзами и союзными словами. Составление предложений с косвенной и с прямой речью. Составление предложений с использованием цитирования в устной и письменной речи.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)». Аудирование (определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов). Пересказ (разных по типу текстов объемом не менее 140 слов с использованием приемов сжатия, с разделением текста на абзацы и передачей всех его значимых микротем). Текст-рассуждение. Текст-убеждение. Пересказ текста с использованием приемов его сжатия (сокращение текста из 10 предложений до 5). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 6 реплик). Учебная дискуссия на заданную тему. Деловое письмо (повторение и закрепление практических навыков оформления деловых бумаг и писем).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Тема

Часы

Диагностика

2

Звуки и буквы

2

Дифференциация гласных букв и звуков

  2

Дифференциация согласных по твердости-мягкости

2

Дифференциация согласных по глухости-звонкости

2

Слоговой анализ и синтез слов. Правила переноса слов

2

Ударение

2

Безударные гласные (способ «смотри в корень»)

2

Безударные гласные (способ «объясни значение слова»)

2

Безударные гласные (способ «измени форму слова»)

2

Безударные гласные (способ «ищи родственников»)

2

Непроизносимые согласные

2

Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных

2

Разделительный твердый знак

2

Образование видовых пар глаголов. Суффиксы -ва- и -ну-

2

Правописание -тся и -ться в глаголах

2

Правописание безударных личных окончаний глаголов

2

Правописание безударных падежных окончаний существительных

2

Анализ и синтез существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изм, -изн

2

Анализ и синтез существительных со значением профессии, места жительства, предназначения

2

Образование прилагательных с суффиксами -оват-, -еват-

2

Анализ и синтез прилагательных с суффиксами -лив-, -чив-, -ев-, -ив-, -ов-

2

Анализ и синтез слов с суффиксами -ин-, -инк-

2

Согласование прилагательных и существительных. Правописание прилагательных с безударными окончаниями

2

Дифференциация предлога и приставки

2

Анализ и синтез простого предложения

2

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

2

Анализ и синтез предложений с обращением

2

Анализ и синтез предложений с тире между подлежащим и сказуемым

2

Предложения с прямой речью, диалог

2

Диагностика

4

Всего:

68

6 КЛАСС

Тема

Часы

Диагностика

4

Проверь себя!

2

Дифференциация гласных

2

Правописание гласных в приставках

2

Чередование гласных о и а в корнях –лаг, -лож, -раст, -рос

2

Чередование гласных о и а в корнях –кос, -кас, -гор, -гар

2

Анализ и синтез слов с приставками пре-и при-

1

Дифференциация согласных

2

Правописание согласных в приставках

2

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм

2

Многозначность слов

1

Правописание сложных слов

1

Диалектные и просторечные слова

2

Анализ простого предложения

2

Анализ сложного предложения

2

Сокращение предложений

2

Составление предложений

2

Изменение по падежам существительных на -мя

2

Несклоняемые существительные

2

Сравнения прилагательных

2

Падежные окончания числительных

2

Согласование числительных с существительными

2

Мягкий знак на конце и в середине числительных

2

Склонение порядковых числительных

2

Изменение местоимений по падежам

2

Согласование местоимений с существительными

1

Текст-повествование

2

Текст-описание

2

Текст-рассуждение

2

Повторение

2

Диагностика

4

Всего:

68

7 КЛАСС

Тема

Часы

Диагностика.

4

Повторим!

4

Словообразование

2

Имя существительное

2

Имя прилагательное

2

Местоимение

2

Глагол

2

Наречие

2

Предлоги

2

Союзы

2

Причастие как особая форма глагола

2

Причастный оборот

2

Анализ предложений с причастным оборотом

2

Деепричастие как особая форма глагола

2

Деепричастный оборот

2

Анализ предложений с деепричастным оборотом

2

Синонимы, антонимы

2

Омонимы, паронимы

2

Заимствованные слова

2

Специальная лексика

2

Фразеологизмы

2

Работа над словосочетанием

2

Работа над предложением

2

Работа над текстом

2

Подробное изложение повествовательных текстов

2

Повторение

4

Диагностика

4

Всего:

68

8 КЛАСС

Тема

Часы

Диагностика.

4

Повторим!

2

Фонетический анализ слов

2

Имя существительное

2

Имя прилагательное

2

Глагол

2

Местоимение

2

Образование наречий от прилагательных при помощи суффиксов: -о-, -е-

2

Образование наречий от числительных

2

Образование наречий от существительных

2

Образование сложных наречий и использование их в речи

2

Составление словосочетаний по типу согласования

2

Составление словосочетаний по типу управление

2

Составление словосочетаний по типу примыкание

2

Составление предложений со словами с переносным значением

2

Составление предложений со словами паронимами

2

Предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми

2

Составление предложений с однородными членами с союзами не только – но и , как-так

2

Составление предложений с обобщающим словом при однородных членах

2

Составление предложений с обращением, вводными словами

2

Предложения с предлогами (согласно, вопреки, ввиду, в течение и др)

2

Текст. Выделение микротем в письменном тексте

2

Пересказ прочитанных текстов с опорой на самостоятельно составленный план

2

Пересказ прослушанных текстов с опорой на самостоятельно составленный план

2

Краткое изложение прослушанного текста

2

Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста

2

Редактирование текстов

2

Деловое письмо

2

Повторение

4

Диагностика

4

Всего:

68

9 КЛАСС

Тема

Часы

Диагностика.

4

Повторим!

2

Фонетический анализ слов

2

Имя существительное

2

Образование существительных с отвлеченным значением при помощи суффиксов –изм-, -изн-, -ость-, -есть-, -еств-, -инств-

2

Имя прилагательное

2

Глагол

2

Причастие. Анализ предложений с причастным оборотом

2

Деепричастие. Анализ предложений с деепричастным оборотом.

2

Местоимение

2

Предлоги

2

Наречие

2

Числительные

2

Составление словосочетаний по типу согласования

2

Составление словосочетаний по типу управление

2

Составление словосочетаний по типу примыкание

2

Составление сложносочиненных предложений

2

Составление сложноподчиненных предложений

2

Различение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

2

Составление фраз с союзами и союзными словами

2

Составление предложений с прямой речью

2

Составление предложений с косвенной речью

2

Составление предложений с использованием цитирования

2

Текст. Выделение микротем в прослушанном тексте

2

Пересказ текстов с опорой на самостоятельно составленный план

2

Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста

2

Редактирование текстов

2

Диалог

2

Деловое письмо

2

Повторение

4

Диагностика

4

Всего:

68

Обязательность и необязательность прохождения тем определяется характером проявления, частотностью и стойкостью дисграфических и орфографических ошибок в письменных работах детей. Количество занятий на конкретную тему определяется специалистом самостоятельно с учетом образовательных потребностей и возможностей детей.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • интерактивная доска.  

Информационно-образовательные ресурсы:

https://uchebnik.mos.ru 

https://learningapps.org

www.nachalka.com  

 www.1sentyabrya 

http://logopedia.by/

Методическая литература:

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой — М.: ВЛАДОС, 2013.
  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 3: Письменная связная речь: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой — М.: ВЛАДОС, 2014.
  3. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр.
  5. Логопедическая тетрадь для коррекции письменной речи. 5 класс/ Е. Ю. Темникова.; Нижнетагильский гос. соц.-пед. ин-т (фил.) Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — Казань: Бук, 2020.
  6. Логопедическая тетрадь для коррекции письменной речи. 6 класс/ Е. Ю. Темникова.; Нижнетагильский гос. соц.-пед. ин-т (фил.) Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — Казань: Бук, 2020.
  7. Логопедическая тетрадь для коррекции письменной речи. 7 класс/ Е. Ю. Темникова.; Нижнетагильский гос. соц.-пед. ин-т (фил.) Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — Казань: Бук, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс

рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2 специального (коррекциооного) класса VII вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...