Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8
рабочая программа на тему

Полещук Елена Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psiholog_5-8.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Заместитель директора по УВР

Директор

МБОУ «СОШ им.

МБОУ «СОШ им.

М.М.Рудченко с. Перелюб»

М.М.Рудченко с. Перелюб»

_______________О.В.Мотина

_______________Р.Е.Хабибулина

Приказ № 315

«29» августа 2017 года

«01» сентября 2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ

для обучающихся по адаптированным образовательным программам

5-8 классы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

                                                  протокол № 1 от «28» августа 2017 г.                                                                                                                                              

Перелюб  

2017 год

Введение

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственным отставанием (интеллектуальными нарушениями). Программа направлена на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с умственной недостаточностью.

        Цель программы: создание условий для развития нравственной, творческой, социально активной личности, способной к самореализации.

        Задачи: создать условия для укрепления целостно-смысловой сферы личности; умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей; содействовать воспитанию нравственных чувств  и эстетического сознания, развитию навыков самовоспитания и самосовершенствования, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу.

        Программа предполагает работу с подростками среднего (12-14 лет) и старшего (15-17 лет)  школьного возраста. Занятия проводятся в малых группах по 10 человек, продолжительностью 1 час в неделю. Данный курс рассчитан на 34 академических часа.

        При работе с детьми акцент делается на пробуждение интереса в развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр.        

        В основу программы взяты следующие методические разработки: программа «Социальная адаптация старшеклассников» С.А.Родионовой; программа «Поверь в себя» Т.А.Корепановой, курс «Психологический практикум»

Содержание программы:

5 класс

1

Здравствуйте! Вводное занятие (2 часа)

Теория: программа «Поверь в себя»; группа; принятие правил группы: искренность, конфиденциальность, открытость, правило «здесь и сейчас»

Практика: игры и упражнения на знакомство и сплочение группы, вводное анкетирование

2

Это я (2 часа)

Теория: индивид, индивидуальность, личность.

Практика: игры и упражнения на стремление к самопознанию

3

Искусство общения (2 часа)

Теория: общение, невербальное общение, вербальное общение, средства общения

Практика: игры и упражнения на развитие навыков эффективного общения.

4

Неуверенность и страхи (2 часа)

Теория: неуверенность, страхи

Практика: игры и упражнения на преодоление неуверенности, страхов.

5

Одиночество (4 часа)

Теория: межличностные отношения, одиночество

Практика: игры и упражнения на создание моделей поведения в ситуации одиночества и их оценка.

6

Установление контактов (2 часа)

Теория: новые знакомства, контакт, места для знакомства

Практика: игры и упражнения на расширение круга друзей

7

Умение вызывать симпатию (4 часа)

Теория: симпатия, взаимная симпатия, комплимент

Практика: игры и упражнения, направленные на развитие умения вызвать у собеседника симпатию.

8

Открытость и откровенность (4 часа)

Теория: барьерное взаимодействие, чувства, позитивные чувства, негативные чувства, открытое выражение чувств, неуверенность, агрессивность, аккомодация

Практика: игры и упражнения на открытое выражение чувств

9

Выражение позитивных чувств (2 часа)

Теория: позитивные чувства, выражение позитивных чувств

Практика: игры и упражнения на умение выражать позитивные чувства

10

Выражение негативных чувств (2 часа)

Теория: негативные чувства, отражение негативных чувств

Практика: игры и упражнения на умение выражать свои желания, на отражение негативных чувств

11

Уверенность и уверенное поведение (2 часа)

Теория: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение, неуверенное поведение, агрессивное поведение

Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного поведения

12

Уверенность в конфликтных ситуациях (2 часа)

Теория: конфликт, правила ведения конфликтного разговора

Практика: игры и упражнения на разрешение конфликта

13

Как сказать «нет» (3 часа)

Теория: уверенное поведение, давление

Практика: игры и упражнения на развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях

6 класс

Содержание занятий

1

Раздел 1  «Введение» (2 часа)

Теория: психология, внутренний мир, психика. Из чего состоит психологическая жизнь человека. Познай себя, и ты познаешь жизнь.

2

Раздел 2 "Как мы познаём мир" (26 часов)

Тема: Ощущения и восприятие» (2 часа)

Теория: ощущения,  восприятие, сила этих процессов 

Познавательная беседа: «Как ощутить радость жизни?»

Практика: игры и упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

Тема: "Внимание и внимательность" (5 часов)

Теория: внимание, объём внимания,  избирательность,  концентрация,  ереключение, скорость, внимательность.

Практика: игры и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация.

Тема: "Запоминай и помни" (4 часа)

Теория: память, слуховая, зрительная,  комбинированная, произвольная,  непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание.

Познавательные беседы: Правила хорошего обращения с памятью. Виды памяти, особенности памяти учащиеся.

Практика: игры и упражнения на развитие памяти. Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.

Тема: Качества ума (6 часов)

Теория: мышление, ум, разум, логика анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление

Познавательные беседы: красота разума; как решать мыслительные задачи; кто царит в нашей голове; правила развития ума; виды мышления, способы мышления, как умом победить силу.

Практика: игры и упражнения на развитие мышления

Тема: "Воображение " (2 часа)

Теория: воображение, творчество 

Познавательные беседы: Правила развития воображения.

Практика: игры и упражнения на развитие воображения.

Тема: "Речь и общение" (7 часов)

Познавательные беседы: Чем отличается слово от воробья. - Сможет ли Маугли заговорить. Язык мой - друг мой. Хорошие речи и слушать приятно. Как слово наше отзовётся. Правила общения.

Практика: игры и упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия

3.

Раздел 3 "Познай себя " (6 часов)

Тема: "Как и что мы чувствуем" (6 часов)

Теория: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость

Познавательные беседы: Почему в цирке работает клоун. Страсти на стадионе.  Когда нам грустно. Как возникает страх и трусость. Бесстрашный человек - это хорошо или плохо?

7 класс

Содержание занятий

1

Раздел 1«Введение» (2 часа)

Теория: психология, психологи, психотерапевты.

Познавательные беседы: история психологии; Как работают психологи.

2

Раздел 2 "Как мы познаём мир" (12 часов)

Тема: "Психологические процессы» (2 часа)

Теория: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение

Практика: игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий

Тема: "Общение" (10 часов)

Теория: общение, виды общения (речевое и неречевое).

Познавательные беседы: Действительно ли "злые языки страшнее пистолета"; Как понять человека. Всегда ли чужая душа - потёмки?; Согласного стада и волк не берет.

Практика: игры и упражнения на развитие  навыков  общения и  взаимодействия

3

Раздел 3 "Познай себя " (20 часов)

Тема: "Как и что мы чувствуем" (12 часов)

Теория: эмоции, эмоциональные ситуации,  радость, счастье, веселье, грусть, печаль тоска, горе, гнев, страх, совесть, управление эмоциями, трудная ситуация

Познавательные беседы: Зачем нужны эмоции; "Да, жалок тот, в ком совесть не чиста"; "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно".

Практика: игры и упражнения, задания, игровые ситуации на развитие навыков управления эмоциями  и эмоциональными ситуациями

Тема: "Воля" (4 часа)

Теория: воля, цель, выбор  и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек

Познавательные беседы: История марафонского бега; Упрямство и настойчивость; Не хочу и надо

Практика: тестовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием.

Тема: "Характер" (4 часа)

Теория:  характер, поступок,  поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера.

Познавательные беседы: Правда ходит на прямых ногах, кривда -на кривых; Шило в мешке не утаишь; Что такое совесть; Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер; Всякий человек -кузнец своего счастья.

Практика: Задания на самооценку с помощью выбора из списка наиболее часто встречающихся черт характера (не более 10 черт). Рассказы учащихся с объяснением и подтверждением фактами выбранных ими наименований. Сравнение рассказа о себе с тем, как характеризуют рассказчика его близкие друзья и одноклассники. Анализ причин расхождения в самооценке и в оценке окружающих. Анализ литературных текстов, представляющих разные характеры людей.

8 класс

Содержание занятий

1

Раздел 1 «Введение» (2 часа)

Теория: дружба, друзья, настоящий друг

Познавательные беседы: Давайте знакомиться с собой и друг с другом.

2

Раздел 2 "Как мы познаём мир" (2 часа)

Теория: ощущения, восприятие,  внимание,  память,  мышление, воображение, общение

Практика: закрепление правил развития психических процессов. Игры, упражнения, задания на их развитие. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

3

Раздел 3 "Познай себя" (18 часов)

Тема: "Как и что мы чувствуем" (2 часа)

Теория: эмоции, положительные и отрицательные эмоции, страх и вина, неуверенность,  стресс, горе,  несчастье,  недомогание

Познавательные беседы: Зачем осознавать и понимать эмоции; Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины.

Практика: Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях

Тема: "Воля" (2 часа)

Теория: воля, волевые черты, своеволие, убеждения, идеалы, выдержка, терпение, самообладание

Познавательные беседы:  Своя воля страшней неволи;  Будь своему слову хозяин;  Правила воспитания воли.

Практика: Упражнения и задания на развитие воли.

Тема: "Характер" (2 часа)

Теория: характер, поступок, привычка, терпение, личность, самооценка, черты характера, уравновешенность,  активность, личность, идеал, воспитание характера

Познавательные беседы: Видна птица по полёту; Можно ли стать гением;  Терпение даёт умение; Толпа и личность; Не место красит человека; Как стать личностью;  Может ли ползать рождённый летать?

Практика: Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки

Тема: "Кем быть"  (12 часов)

Теория: склонности, интересы,  возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения

Познавательные беседы с толкованием пословиц и поговорок о труде человека.

Практика: работа с анкетами профессиональной направленности, интересов, намерений (адаптированный вариант НИН). Анализ итогов с обсуждением возможности учащихся работать по избранным ими профессиям, индивидуальные и групповые консультации.

4

Раздел 4 « Я среди людей» (6 часов)

Тема:  "Как мы видим друг друга" (3 часа)

Теория: жесты,  мимика, взгляд и поза, подросток, женский и мужской пол, достоинства, недостатки

Познавательные беседы: разговор взглядов; язык жестов и движений; как понять другого человека; особенности подросткового возраста; про мужчин и женщин; "По одёжке встречают ..."

Практика: тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я

Тема: "Межличностные отношения" (3 часа)

Теория: дружба, барьеры общения, права человека, самооценка, спор, ссора

Познавательные беседы:

- «Нет друга, так ищи»

- «Как преодолеть границы»

- «Права человека среди людей;

- «Самое утреннее из чувств»

- «Почему люди спорят и ссорятся».

Практика: игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других

5

Раздел 5 «Формирование основ гражданского самосознания» (6 часов)

Тема: «Человек среди людей» (3 часа)

Теория: человек, духовная и общественная жизнь.

Познавательная беседы: Человек среди людей; Нормы жизни в обществе; ребенок и его права; от чего зависят поступки человека

Тема: «Человек в семье» (3 часа)

Теория: семья, родственные связи

Познавательные беседы: человек в семье; семья и общество

Результаты на уровне

По окончании курса проводится мониторинг достигнутых результатов. У подростков должны быть сформированы следующие результаты: устойчивая жизненная позиция; стремление к познанию и истине; потребность в творческом саморазвитии; ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

        Оценка эффективности программы проводится посредством сравнения данных диагностики до и после реализации программы.

             В результате обучения  формируются следующие знания:

- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи

- о пользе развития данных психологических процессов

- об эмоциональных состояниях человека

-  о настроении человека и управлении им

-  о правилах общения между людьми

- о волевых качествах человека

-  о способах проявления индивидуальных качеств характера человека

- о мире профессий и способах выбора профессии

-  о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе, о самооценке и уровне  притязаний

-  о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей

-  о способах поведения в социальных ситуациях разного типа

-  о конфликтах и способах их разрешения

-  о социальных ролях   и  ролевых функциях человека

-  о социальных возможностях человека

              В результате обучения  формируются следующие  умения:

  • умение анализировать  особенности своего характера
  • умение характеризовать другого человека, его поступки
  • умение анализировать отношение других людей к самому себе
  • умение анализировать мотивы своего и чужого поведения
  • умение организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа
  • умение предупреждать и разрешать конфликты
  • умение  выявлять причины, управлять своим настроением
  • умение регулировать свое поведение и поступки
  • умение определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели

-     умение выбирать свою будущую профессию

Приложение

Тематическое планирование 5 класс

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

1

Здравствуйте! Вводное занятие

2

Сплочение группы

2

Это я

2

Сокращение дистанции между участниками

3

Искусство общения

2

Установление доверительных отноений в группе, приобретение участниками навыков эффективного общения

4

Неуверенность и страхи

2

Выявление собственных страхов и работа по их преодолению

5

Одиночество

4

Моделирование поведения в ситуации одиночества

6

Установление контактов

2

Формирование навыков общения

7

Умение вызывать симпатию

4

Развитие эмоциональо-личностной сферы

8

Открытость и откровенность

4

Приобретение навыков открытого выражения чувств (отражения чувств)

9

Выражение позитивных чувств

2

Приобретение навыков выражения позитивных чувств

10

Выражение негативных чувств

2

Формирование умения разбираться в негативных чувствах и поведении

11

Уверенность и уверенное поведение

3

Развитие личностных ресурсов: уверенность в себе, своих возможностях

12

Уверенность в конфликтных ситуациях

2

Выработка и развитие навыков ответственной жизненной позиции

13

Как сказать «нет»

3

Развитие ответственности личности перед собой и обществом

Итого

34

Тематическое планирование 6 класс

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

1

Раздел «Введение»

2

Сплочение группы. Понимание значения занятий психологией.

2

Раздел "Как мы познаём мир"

26

Ощущения и восприятие

2

Формирование понятий ощущение и восприятия, их влияния на поведение человека

Внимание и внимательность

5

Формирование понятий внимание и внимательность. Развитие объема, концентрации, устойчивости внимания.

Запоминай и помни

4

Формирование понятия память. Развитие памяти.

Качества ума

6

Формирование понятия мышления. Развитие мышления.

Воображение

2

Формирование понятия воображение. Развитие воображения.

Речь и общение

7

Развитие навыков общения.

3

Раздел "Познай себя "

6

Знакомство с понятием эмоции. Формирование умения выражать свои эмоции

Итого

34

Тематическое планирование 7 класс

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

1

Раздел «Введение»

2

Знакомство. Сплочение группы.

2

Как мы познаём мир

12

Психологические процессы

2

Знакомство с понятием психологические процессы.

Общение

10

Формирование навыков общения

3

Познай себя

20

Как и что мы чувствуем

12

Формирование навыков управления эмоциями

Воля

4

Развитие устойчивости внимания

Характер

4

Знакомство с понятиями характер, самооценка. Формирование адекватной самооценки.

Итого

34

Тематическое планирование 8  класс

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

1

Раздел «Введение»

2

Знакомство. Сплочение группы.

2

Раздел "Как мы познаём мир"

2

3

Раздел "Познай себя"

18

Как и что мы чувствуем

4

Формирование навыков управления эмоциями

Воля

3

Развитие устойчивости внимания

Характер

9

Знакомство с понятиями характер, самооценка. Формирование адекватной самооценки.

Кем быть

2

Составление карт интересов и профессиональной направленности.

4

Раздел « Я среди людей»

6

Как мы видим друг друга

3

Формирование навыков общения, умения выражать свои эмоции

Межличностные отношения

3

Формирование навыков общения

5

Формирование основ гражданского самосознания

6

Человек среди людей

4

Формирование представления об основных ценностях духовной, общественной жизни

Человек в семье

2

Формирование представления о круге близких людей

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...