Рубрика "Играем вместе с ребенком"
методическая разработка

Варачек Марина Николаевна

«Ум ребенка - на кончиках пальцев» (В.А.Сухомлинский)

   Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

    Учеными доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, как следствие, развитие уровня мышления, памяти и внимания. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. А отсюда - развитие дисграфии (нарушения письма) в школе.

    Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они способствуют развитию у ребенка усидчивости, умение слушать и слышать, повышают речевую активность и развивают память, координацию пальцев обеих рук. Развитие движения пальцев рук подготовит «платформу» для дальнейшего речевого развития воспитанников.

     Конструирование, в том числе и LEGO -конструктор - это прямой путь для стимулирования конструктивного праксиса    (последовательных действий), пространственных представлений у детей с нарушением речи. Он развивает мелкую моторику рук, ребенок активно работает обеими руками, что активизирует межполушарное взаимодействие, которое так значимо для развития речи дошкольников. А также стимулируется активность левого полушария, которое отвечает за функцию  языка, как средство общения, логику, математику, использование графических знаков на письме. Дело в том, что у дошкольников доминирует правое полушарие головного мозга, которое отвечает за креативность, интуицию, распознавание лиц, эмоций, музыку, чтение. Кроме этого ребенок, собирая LEGO, учится силе нажима, точности присоединения элементов, активизируется двигательный анализатор, видит наглядно целую ( целостную?) постройку, которую он сам собрал из отдельных элементов –кирпичиков?. Это принципиально важный момент для ребенка: понимание состава целого из элементов, дискретный (разделенный, прерывистый), поэлементный состав выполнения постройки из LEGO - конструктора, (как ни странно) является аналогом речи в дальнейшем. Так как: любое слово состоит из слогов, звуков, фонем. А фонема - это базовая языкова/я единица, которая находится в основе всей структуры речи. Чистая правильная речь детей - главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников перед поступлением в школу. Поэтому целью рубрики: «Пальчиковая гимнастика со схемами  LEGO на плоскости плата по лексическим темам»  является: повышение уровня речевого развития и конструктивно - игровых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством интеллектуальных действий, способствующих развитию речи с помощью пальчиковой гимнастики и LEGO- конструктора. Представленные упражнения выполнять ежедневно с детьми перед зеркалом, или напротив друг друга, добиваясь четких, правильных движениев пальцев и кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon lego_s_palchikovoy_gimnastikoy.pdf1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творим вместе с ребенком

Памятка для родителей по изготовлению совместных поделок...

Постигаем азы речи вместе с ребенком

Предлагаю родителям несколько простых советов по развитию речи детей....

Консультация для родителей на тему: "Посещение театра вместе с ребенком"

Рекомендации для родителей, задумавших совместное посещение с ребенком театра или  культурного мероприятия...

"Слушаем классическую музыку вместе с ребенком"

Советы о том какую музыку выбрать для прослушивания с детьми с учетом возраста и разных режимных моментов....

Буклет "Вместе с ребенком"

вместе с ребенком...