Логоритмика для развития устной речи детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Важнейшей задачей современной педагогической науки является формирование грамотного поколения, владеющего универсальными  навыками построения речевых высказываний. Формирование человека и его психических функций происходит с детства, в том числе и формирование речи  начинается  с раннего возраста. Речь не является врожденной функцией организма.  Её необходимо сформировать, как условный рефлекс, как неотъемлемую составляющую жизненно важных событий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_zanyatiya_statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика  для развития устной речи детей  дошкольного возраста.                                                                                                         Январь, 2021 г.

                                                                                                   Учитель – логопед Соколова О. Г.  

     Важнейшей задачей современной педагогической науки является формирование грамотного поколения, владеющего универсальными  навыками построения речевых высказываний. Формирование человека и его психических функций происходит с детства, в том числе и формирование речи  начинается  с раннего возраста. Речь не является врожденной функцией организма.  Её необходимо сформировать, как условный рефлекс, как неотъемлемую составляющую жизненно важных событий.

     Логопедия как наука учит детей умению  высказываться, находить точные лексические формы для изложения своих мыслей, грамотно оперировать словесными понятиями. Являясь развивающейся  структурой, в  основе которой заложены логопедическое, музыкальное, ритмическое и физическое развитие ребенка,    логопедическая ритмика  расширяет диапазон новых  приемов оздоровления речи ребенка.    Сочетание  речевых упражнений, музыкальных ритмов и мелодий, разнообразных  движений и форм создает новые горизонты для улучшения речевой функции детей. Применение игровых приемов, эмоциональных и красочных стихов, чистоговорок, танцевальных движений, мелодичных фраз увеличивает возможности речевого мышления и вариативность употребления словесных форм.

     Участие детей с общим недоразвитие речи II-III уровня  в логоритмических занятиях стимулирует словесно – логическое мышление детей, усиливает  потребность в продуцировании речевых высказываний, помогает организовать и отрегулировать двигательную сферу ребенка, воздействует на работу общей и мелкой моторики,  органов артикуляции. Придумывание сюжетного действия на логоритмическом занятии подталкивает ребенка к позитивным  мыслительным действиям, изобретениям нового в игре и речи. Изменяется качественная сторона речевых высказываний ребенка, когда возникает речевое повторение и подражание речи взрослых, положительное эмоциональное повторение тех или иных слов. Окружающий мир становится более понятным и предсказуемым. Благодаря  логоритмическим занятиям у ребенка развивается память, внимание,  ориентировка в пространстве, слуховое восприятие, двигательная сфера, мелкая моторика рук, создаются новые артикуляционные позиции, изменяется  функционирование речи, устраняются речевые патологии. Когда логопед применяет на занятиях различные виды  пальчиковых игр, массаж кистей рук,  пальцев, проводит  гимнастику для глаз, включает в занятие различные ритмы  ходьбы и бега под хлопки, бубен, музыкальное сопровождение, произносит  стихотворения, сопровождаемые движениями, проводит логопедическую гимнастику, артикуляционные упражнения, мимические задания, то 
в результате  логоритмических  занятий происходит  уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики. Оздоровительные технологии предполагают устранение логоневрозов и  выработку  скоординированных движений во взаимосвязи с речью, развитие новых интонаций  и улучшение просодики речи. Несомненно влияние логоритмики на положительную динамику в развитии навыков слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия и памяти детей, изменяется физиологическое дыхание,  фонематический слух, повышается активность движения органов артикуляционного аппарата, улучшается звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

На наших занятиях мы включаем в  набор логоритмических упражнений следующие виды и приемы работы: 
- ритмичную ходьбу  с произнесением чистоговорок ;
-движение по кругу, по краю прямоугольного ковра, по прямой линии; 
- стихотворения, песни из детского репертуара,  речевые игры, которые необходимо сопровождать  жестами, движениями рук, ног, головы  для развития плавности и ритмичности  речи,  выработки речевого слуха, формирования речевой памяти; 
-физические упражнения на развитие координации движений, укрепление  общей и мелкой моторики; 
-упражнения из разработанной нами  пальчиковой гимнастики для развития координации движений  пальцев рук; 
-совместные  игры и танцы для развития позитивного общения, повышения самооценки ребенка и принятия его в детское сообщество, в группу; 
-танцевальные  ритмы и темпы; 
-чистоговорки с неоднократным повторением  изучаемых на занятиях слогов, с рифмованными  окончаниями парных рифм, или рифм- «двоек». 

Например:

Звук «С»

ЕС-ЕС-ЕС – ЛОСЬ ПОШЕЛ ОБРАТНО В ЛЕС

АС-АС-АС - В МОРЕ ПЛАВАЕТ БАРКАС

АС – АС – АС -  СЪЕЛИ СПЕЛЫЙ АНАНАС

ИС-ИС-ИС – СКАЖЕМ МЫ КОТУ: «КИС – КИС»        

УС – УС – УС – У МАЛИНЫ СЛАДКИЙ ВКУС

Звук «З»

 ЗА  – ЗА - ЗА - ПОЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА

ЗА – ЗА-ЗА – НАША ЛИЗА - ЕГОЗА

ЗУ – ЗУ - ЗУ – МЫ ЛОВИЛИ СТРЕКОЗУ

ЗЫ – ЗЫ - ЗЫ - ДОМИК ЕСТЬ У СТРЕКОЗЫ

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗДЕСЬ ПРОЕХАЛИ ВОЗЫ

Звук «Ч»

ЧИ-ЧИ-ЧИ – ПРИЛЕТАЛИ К НАМ ГРАЧИ

ЧИ  - ЧИ-ЧИ – ПРИВЕЗЛИ НАМ КИРПИЧИ

ЧУ-ЧУ-ЧУ – Я ГОРОШЕК МОЛОЧУ

ЧУ-ЧУ-ЧУ - БАРАБАНЮ И СТУЧУ

ЧО-ЧО-ЧО – Я ЛЮБУЮСЬ КАЛАЧОМ

ЧО-ЧО-ЧО – МИША ХОЧЕТ СТАТЬ ВРАЧОМ

ЧОМ – ЧОМ - ЧОМ – ДВЕРЬ ОТКРОЮ Я КЛЮЧОМ

ОЧ-ОЧ-ОЧ – НАСТУПИЛА ТИХО НОЧЬ

ЫЧ-ЫЧ-ЫЧ – ПРОЛЕТЕЛ ПО ЛЕСУ СЫЧ

АЧ-АЧ-АЧ – СЪЕМ  РУМЯНЫЙ Я  КАЛАЧ

АЧ – АЧ – АЧ – А У НАС НА КРЫШЕ ГРАЧ

                                                   ЗВУК «Щ»

ЩА-ЩА-ЩА-ЩА                             ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ                     АЩ-АЩ-АЩ-АЩ                      

ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ                             ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ                     ОЩ-ОЩ-ОЩ-ОЩ                                  

 ЩА-ЩА-ЩА – ВОТ ПОЙМАЛИ МЫ ЛЕЩА

ЩА-ЩА-ЩА - ВЫРУЧАЙ ТОВАРИЩА

ЩИ-ЩИ-ЩИ – МЫШКА В НОРКЕ, НЕ ПИЩИ

ЩИ-ЩИ-ЩИ – В РЕЧКЕ ВОДЯТСЯ ЛЕЩИ

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – ЕСТЬ КАРТОШЕЧКА В БОРЩЕ

ЩУ-ЩУ-ЩУ – ПОМОГАЙ  ТОВАРИЩУ

АЩ-АЩ-АЩ – НАДЕВАЕМ НОВЫЙ ПЛАЩ

ОЩ-ОЩ-ОЩ – В ОГОРОДЕ СПЕЛЫЙ  ОВОЩ

ОЩ-ОЩ-ОЩ - ВЫРАЩУ Я  ОВОЩ


Для стимуляции сенсорного восприятия  детей  применяем на    занятиях игрушки, мячи, свистульки, несложные музыкальные инструменты, доступные для детей: погремушки, колокольчики, а также камешки, цветы,  другие мелкие предметы. Дети с большим удовольствием применяют игровые материалы, раскрывая свои положительные эмоции в ритмических упражнениях. Эмоциональное воздействие речевого  ритма и  музыки на двигательную сферу ребенка включает регуляцию общего тонуса и тонуса мышц  артикуляционного аппарата, активизирует речь ребенка.

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) Упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, развитие психических процессов); 
2) Речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида

План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....

Урок английского языка в 3 классе « Развитие устной речи с использованием мультфильма The City Mouse and the Country Mouse »

Цели:- развивать умение работать коллективно и самостоятельно, навыки устной и письменной речи, чтения, логического мышления;- осуществлять нравственное воспитание, расширять кругозор;- развивать у уч...

"Урок развития устной речи по теме:" THE SEASONS" учитель английского языка МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Серватовская Татьяна Александровна.

Урок развития устной речи  разработан учителем английского языка. в нем показана методика проведения подобных уроков....

Учебное пособие для развития устной речи

Учебное пособие для развития навыков устной речи в 4-х классах по учебнику И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной для школ с углубленным изучением английского языка...

"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе

Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формир...

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола»

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола» Цели и задачи: закрепить умение классифицировать предметы посуды; сервировать стол к чаепитию; развивать речь, вниман...