Тема: «Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения»
учебно-методический материал

Коваленко Екатерина Валерьевна

Материал к семинару «Развитие коммуникативных компетентностей обучающихся как средство успешной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Подготовила и выступила

                                                                                     учитель- логопед

                                                                                     Коваленко Е.В.

г. Стрежевой

2019 год

Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Специализированный семинар в режиме видеоконференцсвязи.

«Развитие коммуникативных компетентностей обучающихся как средство успешной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема:  «Обучение аутичных детей навыкам        коммуникативного общения»


Аутизм отнесён к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением.

В нашей  коррекционной школе детей с диагнозом  « Ранний детский аутизм » (РДА) насчитывается около 10%, с 0 по 6 классы. Работа с такими детьми длительна и кропотлива. В этом году в пропедевтический класс поступил Серёжа Б., 8 лет.

  У него наблюдается не владение фразовой речью. Он говорит о себе в 3-м лице, как это делают окружающие по отношению к нему люди. Его речи характерна фотографичность, неосмысленность. Он надолго запоминает отдельные высказывания.  Не вдумываясь в смысл, он автоматически повторяет понравившиеся ему фразы. Он ни к кому не обращается с прямыми вопросами, уклоняется от прямых ответов на вопросы, обращённые к нему (часто он даже их не слышит) или отвечает невпопад. Его речь представляет серию монологов «тарабарщины», а в диалоговой речи присутствуют эхолалии   (бесмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз). Диагноз невропатолога – ранний детский аутизм.

  Изучив специальную литературу по данной проблеме, я наметила план работы с таким ребёнком.

 До начало работы над речевой функцией необходимы были особые предварительные этапы

1 этап. Первичный контакт.

Адаптационный период работы с ребёнком прошёл быстро. Серёжа почувствовал «неопасность» ситуации и готов был находиться с педагогом в одном помещении.

2 этап. Первичные учебные навыки.

  У ребёнка уже была сформирована положительная реакция с детского сада на проведение занятий за столом.

   Т.к. правильно отработанные навыки организации рабочего места вырабатывают необходимые учебные стереотипы и помогают педагогу в достижении поставленной цели, то подготовленный материал к работе, я кладу слева от ребёнка, а выполненные задания – справа.

К концу этого учебного года  ученик сам стал убирать дидактический материал после выполнения заданий.

   Раньше Серёжа избегал взгляда «глаза в глаза», что затрудняло контакт с ребёнком.

В ходе занятия я вырабатываю фиксацию взора на картинке, которую держу на уровне своих губ. Когда мальчик не реагирует на обращение, я мягко поворачиваю его за подбородок и дожидаюсь, когда его взгляд скользнёт по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке возрастает и на сегодняшний день я предлагаю называть предметы по книге.

На этом этапе я использую минимальное количество речевых инструкций:

«Посмотри», «Назови», «Возьми», «Положи», «Собери».

3 этап. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет».

На занятиях я регулярно задаю вопросы: «Ты разложил картинки?», «Кто это?», «Что это?», побуждая мальчика утвердительно кивнуть головой.

Если Серёжа не делал этого самостоятельно, то делала соответствующий жест, показывая ему пример.

Сегодня жесты «да», «нет» достаточно часто употребляются в качестве ответов на различные вопросы. Одновременно отрабатываю указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи», «Пиши», добавляю ещё одну: «Покажи». Я фиксирую кисть ребёнка в положении жеста и учу чётко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Хоть ученик зачастую механически использует жесты, я словесно поощряю их применением ребёнком, т.к. этот минимальный набор невербальной коммуникации позволяет определять желания ребёнка, тем самым помогая наладить контакт с ребёнком.

4 этап. Обучение чтению.

Опираясь на опыт коллег, работающих в этом направлении, обучение веду по 3-м направлениям:

- побуквенное чтение;

- послоговое чтение;

- глобальное чтение.

   Изучив статью « Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению » (журнал «Дефектология»

 № 1,  2009г.),  запланировала на практике применить опыт коллег  (Н.Б. Лаврентьева, институт коррекционной педагогики РАО, Москва).

   Своё занятие я строю по принципу чередования всех трёх направлений, т.к. каждый из этих  типов чтения задействует различные языковые механизмы ребёнка.

Используя приёмы побуквенного чтения, я даю ребёнку сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создаёт базу для включения звукоподражательного механизма. Глобальное чтение заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

При обучении глобальному чтению я соблюдаю постепенность и последовательность. Слова, чтению которых я хочу научить Серёжу, обозначают известные ему предметы. Стала вводить данный тип чтения, когда ученик стал соотносить предмет и его изображение.

Для обучению «глобальному чтению» решила использовать учебный материал, подобранный по

 4-м темам:

  1. «Моя семья».

      2. «Любимая еда».

      3. «Животные».

      4. «Еда для животных».

Тема «Моя семья»

Фотографии всех членов семьи находятся в одном конверте, а также слова. Которые их обозначают: «я», «мама», «папа», «сестра». Если Серёжа обращается к фотографии сестры по имени, то в конверте есть табличка с её именем.

Целью обучения чтению слов «мама», «папа», «сестра», «я» ставлю сформировать у Серёжи определённую последовательность действий:

- выбрать из ряда фотографий ту, которую называю я;

- правильно подложить к картинке обозначающее слово;

- рукой, сложенной в указательном жесте, указать на фотографию, на слово и прочитать его;

- убрать фотографию и обозначающее её слово в конверт.

На сегодняшний день Серёжа осваивает эту последовательность, а я пошагово контролирую его внимание. Если этого не делать, ребёнок может механически выполнять задание, не осмысляя его. Поэтому после того, как Серёжа проследит указательным пальцем и пытается прочитать слово, я прошу его ещё раз назвать то, что прочитал.

Аутичному ребёнку часто бывает сложно освоить «глобальное чтение» из-за характерной для аутизма невозможности самостоятельного произвольного планирования. Выполнение учеником всей последовательности заданий формирует у него определённый алгоритм действий.

На последнем занятии Серёжа самостоятельно выложил под фотографией папы табличку со словом «папа», сложил слово из букв и написал в тетрадь.

Таким образом, коррекция детского аутизма включает в себя не только специальные психологические и педагогические занятия с ребёнком, но и создание особого режима домашней жизни, стимулирующего его общее развитие.

Я заполняю таблицу, которая отражает уровень сформированности того или иного действия.

Постепенно заполняя таблицу, можно достичь максимально педагогического эффекта занятий и отследить какие навыки необходимо отрабатывать ежедневно ( около них стоит знак « - » ), а какие уже перешли в автоматизированное действие и нуждаются лишь в подкреплении.

Такая таблица позволяет родителям и педагогам согласовывать свои действия, помогает не запутаться в упражнениях и не даёт перегрузить ребёнка.

Режимные моменты и отрабатываемые действия

Понимание фраз

Выполнение команд перед зеркалом

Ручной праксис (произвольные действия)

Артикуляторный праксис, произвольное дыхание

Завтрак:

- вытирание губ салфеткой и выбрасывание её в мусор +

Прогулка:

- одевание +

- раздевание +

- наблюдение за природой –

- знакомство со свойствами и качествами предметов –

Обед:

- то же, что и за завтраком

Занятия:

- лепка н

- рисование н

Прогулка:

- ходьба по узкой дощечке –

Реакция на имя:

- «Подойди» -

- Подойди ко мне» -

- «Подойди к маме» -

- «Подойди к

окну» -

- «Возьми» +

- «Положи» +

- «Дай» +

- «Подними» -

- «Покажи большой» -

- «Покажи маленький» -

- «Покажи такое же» -

- «Поправь» -

Схема тела:

- «Покажи голову» +

- «Покажи руки, ноги. живот» -

- «Покажи нос, уши, глаза» +

- «Я хороший (гладит себя по голове) –

- «Топни ножкой» -

- «Подними ногу» -

- «Присядь» +

- «Встань» +

- «Попрыгай» -

- «Помаши рукой» +

Лепка: н

-катание шаров +

- раскатывание колбасок +

Рисование: н

- удержание карандаша +

- выполнение точечных движений и остановка по команде (Кап-кап, стоп) +

- рисование пальчиком по манной крупе н

- игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, крупы) н

- рвать, мять и разглаживать газету +

- показывание на пальчиках чисел: 1, 2 -

Работа над звуками и жестами:

А +

И +

М +

О +

П +

Ф +

У +

Ль +

Ля - ля +

Мама +

Папа +

Работа над дыханием:

Дудочка +

Свечка +

Шарики +

Различение вдоха и выдоха через нос н -

Условные обозначения:

+  навык сформирован, нуждается только в периодическом подкреплении:

-  навык формируется путём ежедневных тренировок;

н  занятие проводится два раза в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....

Обобщение опытом тема «Воспитание навыков коммуникативного общения учащихся ».

План.   Введение…………………………………………………………………………………...3-5стр.                 ...

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...

Выступление на ШМО «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ как средство социализации »

В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает воспитанникам входить в социум, так как у детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагировани...

Презентация "Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения"

Презентация "Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения"...