Главные вкладки

    Выступление на ШМО «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ как средство социализации »
    материал

    Моталина Наталья Ивановна

    В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает воспитанникам входить в социум, так как у детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, они испытывают трудности в достижении своих целей .Им необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из любых жизненных проблем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Доклад 18.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    « Чернухинская школа-интернат»

     Выступление на  ШМО

    «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ

    как средство социализации »

     Воспитатель:  Моталина  Н. И.

    с. Чернуха

    2018 год

    Формирование навыков коммуникативного общения у      детей с ОВЗ, как средство  социализации.

     В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает воспитанникам входить в социум, так как у детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, они испытывают трудности в достижении своих целей .Им необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из любых жизненных проблем.

    Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в обществе, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Последнее, по мнению ряда исследователей, является врожденной, генетически обусловленной. Она "подталкивает" ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование.

    - Как вы понимаете слово «коммуникации»?

    Это передача информации от одного человека к другому. Это один из способов доведения человеком до других людей фактов, мыслей, идей, чувств, ценностей.

    Вся наша жизнь проходит в общение с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, зависит очень многое.

    В процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно-полезной жизни.

    Наша работа показывает, что овладение элементарными способами общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у детей с ОВЗ, происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей  в более широкую систему коммуникативных связей.

    Дети с ОВЗ с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях школы- интерната воспитанники  требуют естественного социального окружения и приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного

    труда (ОПТ) и поэтому требуют усилий многих специалистов, и в первую очередь воспитателя.

    Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей воспитания, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности

    В нашей жизни тоже ведется активная подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности.

    («Швейное дело», «Столярное дело»,Токарное дело» СБО; кружковая работа: «Мягкая игрушка»,                    и т.д.)

     Дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении и в разнообразных жизненных ситуациях – их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

    Наши воспитанники будут жить не на обитаемом острове, а в социуме. В дальнейшей своей жизни они могут и не быть высокопрофессиональными специалистами, но находиться в обществе людей, общаться, взаимодействовать, сотрудничать с ними им будет просто необходимо. Поэтому и возникает проблема коррекции эмоционально-волевой сферы, которая у детей   с  овз значительно обеднена.

    Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как большинство детей растут в неблагоприятных семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения.

    Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые должны постоянно строго  следить за своим поведением, быть образцом для детей.

    Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.

    Наша воспитательная работа основывается на результатах наблюдения за поведением воспитанников. Играя, наблюдая, беседуя с детьми мы понимаем, что у них достаточно много проблем личностного характера: закомплексованность, неуверенность или, наоборот, эгоцентризм, завышенная самооценка, высокомерие и др.

    Поэтому,  для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников необходимо предоставить им возможность для игр и самостоятельной деятельности, в ходе которых дети смогли бы реализовать свой творческий потенциал, коммуникативные умения и навыки, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт.

    Немаловажную роль в социально-психологической адаптации, играет развитие и формирование коммуникативных навыков воспитанников. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией; и напротив – неумение контактировать с ровесниками, сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе/группе. Может провоцировать асоциальные формы поведения и приводит к ухудшению успеваемости.

    Из-за особенностей развития, у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.

    Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.

    Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, и в лучшем случае – сторонятся его; в худшем – вступают в открытый конфликт.

    Наибольшие возможности для игровой деятельности я вижу во внеклассной работе и во внеурочное время, где дети могут выбирать игры, занятия по интересам, учитывая при этом и возрастные особенности ребенка. Мы, как педагоги, в ходе игрового взаимодействия имеем возможность способствовать самовыражению, самоутверждению воспитанников, создавать условия для осознания детьми своего чувственного опыта, эмоции, формировать детский коллектив, что в свою очередь, является одним из важнейших факторов становления социально-адаптивной личности.

    Содержание игровой среды, позволяет ребенку в игровом взаимодействии брать на себя роли, недоступные для них в реальной жизни, способствует их самовыражению и накоплению социального опыта.

    Успешное социальное развитие детей, воспитывающихся в условиях школы-интерната, невозможно без правового воспитания. Одними беседами и назиданиями невозможно научить ребенка поступать правильно в соответствии с нормами и правилами общественной жизни. Необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из жизненных проблем. Обращение к сюжетно-ролевой и режиссерской игре, наглядность и моделирование ситуации помогают сделать учебный материал доступным и интересным, а учебный процесс результативным.

    Воспитанники ,обучаясь и проживая в интернате, стали более терпимее друг к другу, менее агрессивны, чаще и свободнее вступают в контакт, не только в стенах школы, но и за ее пределами.  Некоторые из учащихся имеют активную жизненную позицию, участвуют в различных общешкольных мероприятиях, праздниках, в спортивной жизни, защищая честь школы на соревнованиях, выступая на выездных концертах.

    Это так же позволяет нам надеяться, что после окончания школы-интерната наши воспитанники смогут достойно жить в современном обществе, в естественном социальном окружении.

    Литература

    Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

    Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

    Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004. Использование современных педтехнологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

    Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

    Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

    Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

    В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....

    Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации.

    Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации....

    Формирование навыков социального общения и поведения у детей-мигрантов подросткового возраста

    В статье рассматривается метод проекта в работе с детими-мигрантами.  в процессе которой происходит осознание своих социальных ролей, своей индивидуальности, формируется понима...

    Формирование навыков социального общения и поведения у детей-мигрантов подросткового возраста

    В статье рассматривается метод проекта в работе с детьми-мигрантами, в процессе которой происходит осознание своих социальных ролей, своей индивидуальности, формируется понимание того, что толерантнос...

    Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

    Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...