внеурочная деятельность УО вариант 2 класс 2
рабочая программа

Ирина Александровна Плеханова

В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой нашего общества является социальная интеграция детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в общество. Сегодня эти дети относятся к наиболее социально незащищённым категориям населения.

Обучающиеся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью характеризуются невозможностью усвоить обычный курс школьной программы; низким интеллектуальным уровнем скудной и безграмотной речью, отсутствием инициативности, неспособностью ориентироваться в простейших ситуациях, легко внушаемы и неспособны к адекватным решениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное

казенное

общеобразовательное учреждение

«Самосдельская средняя общеобразовательная школа имени Шитова В. А.»

            «Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Павлова Т.В.

Заместитель директора школы

И.о.директора МКОУ

_____________

по УВР  ______

Пухова Е. Г.

____________

Медведева Т.А.

Протокол № ___  от

Приказ № 44

«____»____________20   г.

«____»____________20   г.

«

  »    

августа

2018 г.

                                         Рабочая программа

      

                        по внеурочной деятельности

                         «Волшебство красок»

                                          2 класс

                         Составитель – Плеханова Ирина Александровна

                                                       Квалификационная категория: высшая

2018-2019 уч.г.

  1. Пояснительная записка.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. Это один из доступных видов деятельности, который может освоить ребенок с ТМНР. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности для детей разных возрастов. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа при освоении простых техник рисования. Развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности, необходимо помнить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях рисованием учащиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам, осваивать способы сотрудничества и взаимодействия при выполнении коллективных работ.

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Волшебство красок - 2» разработана на основе программно-методического материала по изобразительной деятельности для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.

Цель программы – освоение нетрадиционных техник рисования.

Задачи: 

  • Формирование интереса к изобразительной деятельности;
  • Формирование умения использовать  разнообразные материалы и инструменты в процессе рисования;
  • Овладение основными приемами нетрадиционных техник рисования;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие цветового восприятия;
  • Развитие творческой активности;
  • Формирование умения взаимодействовать с взрослым, сверстником в творческой деятельности.

Рабочая программа ориентирована на детей и подростков с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 7 – 13 лет. Срок реализации программного материала – 1 год (34 часа). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю.  Продолжительность одного занятия не более 40 мин.

Содержание программы представлено различными видами техник изобразительной деятельности, доступных детям с  нарушениями развития.  Программа построена с учетом принципа «от  простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно  переходят  к  более  сложным  видам работ.  Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Техники подобраны таким образом, чтобы ребенок с ТМНР, в том числе с опорно-двигательными нарушениями, имел возможность действовать максимально самостоятельно.

Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места (например, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата рисует лежа или стоя на вертикализаторе и т.п.). Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют изобразительные действия в определенной изобразительной технике, результатом которых становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, например,  сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие или музыкальное сопровождение.

Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:

пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь; восковые  мелки, свеча; ватные палочки; поролон; пробки; крышки от пластиковых бутылок, трубочки коктейльные, кусочек плотного картона либо пластика (55 см); природный материал (листья, шишки, еловые веточки, листья пекинской капусты, яблоки); спичечные коробки, пена для бритья, воздушные шарики; мыльные пузыри; стаканчики разного диаметра; пластиковые бутылки; зубные щётки; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти, кисти; клеёнка; мягкие формы для позиционирования; столики для колясок; скотч; тазы, ведра.

Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

- оставлять графический след;

- рисовать точки, линии;

- выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;

- раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)

- использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках;

Возможные личностные результаты освоения рабочей программы включают:

  • интерес к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга;
  • получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  • развитие зрительного и тактильного восприятия;
  • приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;
  • приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом.

  1. Тематический план и содержание

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практическая часть

I четверть

1

«Яблоневый сад»

1

Средства выразительности: пятно, точка, линия, цвет (зеленый, красный, коричневый).

Материалы:  гуашь, кисти, баночки с водой, листы А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой. Затем ребенок опускает в гуашь пальчик и проводит линию (ствол дерева), потом наносит точки, пятнышки на отпечаток руки (яблоки на дереве). После работы пальчики вытираются салфеткой (гуашь легко смывается).

2

«Разноцветные брызги»

1

Средства выразительности: точка, фактура, цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий)

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага А4, зубные щетки, кусок пластика, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь зубную щётку и при помощи куска пластика оставляет брызги на бумаге. Ребёнок смывает оставшуюся краску и набирает другой цвет. В конце работы получается лист, окрашенный брызгами разных  цветов.

3

«Красные маки»

1

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (голубой, зелёный, красный).

Материалы: салфетки, пальчиковые краски, налитые  в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой и скатывает ком. После этого ребенок опускает бумажный ком в голубую краску и делает произвольные отпечатки на бумаге (небо) и зеленую краску (трава).После этого ребёнок берёт шишку, окунает её в миску с красной краской и оставляет отпечатки в нижней части листа(маки)  в произвольном порядке.

4

 «Осеннее солнышко»

1

Средства выразительности: фактура, пятно, точка, цвет (зеленый, красный, желтый).

Материалы: бумага формата А4, гуашь, листья разных деревьев, кисти.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчики и делает отпечатки двумя пальчиками одновременно. После работы пальчики вытираются салфеткой. Затем  ребенок покрывает листок дерева краской разных цветов, прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. У каждого ребенка свой набор из листьев (листья с разных деревьев).

5

«Ёжик»

1

Средства выразительности: фактура, цвет (коричневый).

Материалы: бумага, гуашь, блюдца, пластиковые вилки.

Способ получения изображения: ребенок окунает вилку в блюдце с краской и делает произвольные отпечатки  на листе с изображением мордочки ёжика.  

6

«Краски осени».

1

Средства выразительности: фактура, цвет (зеленый, красный, желтый, оранжевый).

Материалы: бумага (ватман), гуашь, шаблон вазы, листья разных деревьев, зубные щетки, кусок пластика.

Способ получения изображения (коллективная работа): дети выкладывают картину из сухих листьев деревьев и вазы, затем каждый ребёнок набирает на зубную щётку краску определённого цвета и с помощью пластика брызгает на бумагу. Каждый раз убирается верхний слой листьев, после чего набирается краска другого цвета.

7

«Разноцветные узоры»

1

Средства выразительности: пятно, цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий).

Материалы: гуашь, мыльные пузыри листы А4, трубочки, стаканчики, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок берёт соломинку и дует через неё в мыльную воду, чтобы образовать  большое количество пузырей. Затем ребёнок берёт лист бумаги и прислоняет сверху к пузырям, получая разноцветные узоры.

8

«Кактусы»

1

Средства выразительности: пятно, цвет (зеленый, красный).

Материалы: мисочки с гуашью, кисти, шишки, листы А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечатки на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой.  Затем, ребенок опускает в блюдце с краской шишку и оставляет отпечатки на бумаге.

9

«Яблоки в банке»

1

Средства выразительности: фактура, пятно, точка, цвет (зеленый, красный, желтый).

Материалы: половинки яблок, шаблоны банок, мисочки с гуашью, листы А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь половинку яблока, прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка; затем ребенок опускает в гуашь пальчик и ритмично наносит точки, пятнышки (ягодки в компоте). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Итого:

9

II четверть

10

«Под водой…» 1 часть

1

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (синий).

Материалы: гуашь, мыльные пузыри листы А4, трубочки, стаканчики, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок берёт соломинку и дует через неё в мыльную воду, чтобы образовать большое количество пузырей. Затем, ребёнок берёт лист бумаги и прислоняет сверху к пузырям. Таким образом, окрашивается весь лист.

11

«Под водой…» 2 часть

1

Средства выразительности: пятно, точка, линия, цвет (желтый, красный, зелёный, коричневый) 

Материалы: широкие блюдечки,  гуашь, листы, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой. Затем ребёнок окунает пальчик в зелёную краску и проводит вертикальные линии (водоросли), вытирает пальчик. Затем окунает пальчик в коричневую краску и делает отпечатки внизу(камушки).

12

«Ночной город»

1

Средства выразительности: точка, фактура, цвет (белый)

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага А4, зубные щетки, кусок пластика, салфетки, шаблон города, черный картон для основы.

 Способ получения изображения: ребенок прикладывает к картону шаблон города, опускает в гуашь зубную щётку и при помощи куска пластика оставляет брызги на бумаге.

13

«Пушистые снежинки»

1

Средства выразительности: фактура, цвет ( белый).

Материалы: гуашь, веточки ели, салфетки, блюдце, бумага, голубой картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок опускает  веточку ели в белую краску и делает произвольные отпечатки на бумаге.

14

«Зимние узоры»

1

Средства выразительности: фактура, цвет (голубой).

Материалы: гуашь, мыльные пузыри листы А4, трубочки, стаканчики, листья деревьев, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок берёт соломинку и дует через неё в мыльную воду, чтобы образовать большое количество пузырей. Затем ребёнок берёт лист бумаги и прислоняет сверху к пузырям, закрашивая весь лист. После этого  ребёнок берёт лист дерева и делает отпечаток  на еще не высохшем листе бумаги.

15

«Новогодняя красавица» 1 часть

1

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет (зеленый)

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага с контуром елочки,  салфетки.

Способ получения изображения: ребенок окунает вилку в блюдце с краской и делает произвольные отпечатки  на листе с изображением елочки.

16

«Новогодняя красавица» 2 часть

1

Средства выразительности: пятно, цвет (красный, жёлтый, синий).

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, бумага, шишки, пробки, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок  выбирает материалы для отпечатков, окунает шишку или пробку в баночку с краской и наносит отпечатки на ёлочку произвольно или по образцу.

Итого:

7

III четверть

17

«Зимний лес»

1

Средства выразительности: пятно, точка,  цвет (белый).

Материалы: мисочки с гуашью, голубой картон, листья пекинской капусты, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок пекинской капусты краской белого цвета, прикладывает его окрашенной стороной к картону для получения отпечатка. Затем опускает в гуашь пальчик и ритмично наносит точки, пятнышки, располагая точки вокруг деревьев (снежинки). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

18

«Разноцветные круги»

1

Средства выразительности: круг, цвет (желтый, зелёный, красный, синий).

Материалы: мисочки с гуашью, пластиковые стаканчики разной величины, чёрный картон, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь стаканчик и делает отпечатки на картоне.

19

«Капель»

1

Средства выразительности: точка, фактура, цвет (белый)

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, голубой картон для основы, кусочек поролона, салфетки, шаблон сосулек.

 Способ получения изображения: ребенок прикладывает к картону шаблон сосулек, опускает в гуашь поролон  и оставляет  на картоне. Затем опускает в гуашь пальчик и ритмично наносит точки, пятнышки, располагая точки под сосульками. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

20

« Медвежонок»

1

Средства выразительности: пятно, точка, цвет (коричневый, чёрный).

Материалы: мисочки с гуашью, листы бумаги с контурным изображением медвежонка, кисти с жёсткой щетиной, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и делает тычки кисточкой по контуру и внутри контура. Затем, когда работа подсохнет, ребенок рисует глазки и носик медвежонка чёрной краской.

21

«Забавные пятна»

1

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, налитая в блюдца, воздушные шарики

Способ получения изображения: ребенок опускает шарик в краску разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.

22

«Корзина цветов» 1 часть

1

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (коричневый).

Материалы: салфетки, гуашь, налитая  в блюдце, голубая бумага с изображением корзины, спичечные коробки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в краску одну сторону спичечного коробка и оставляет отпечатки на контуре и в контуре корзины.

23

«Корзина цветов» 2 часть

1

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет (белый, синий).

Материалы: салфетки, гуашь, налитая  в блюдце, бумага с изображением корзины, щишки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь шишку и делает отпечатки (цветы) на листе с корзиной.

24

«Цветущая ветка» 1 часть

1

 Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (зелёный)

Материалы: салфетки, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага с изображением ветки.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева краской зелёного цвета, прикладывает его окрашенной стороной к бумаге с изображением ветки для получения отпечатка.

25

«Цветущая ветка» 2 часть

1

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (розовый)

Материалы: салфетки, гуашь, налитая в блюдце, пластиковые бутылки, бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь дно пластиковой бутылки  и делает отпечатки (цветы) на листе с изображением ветки.

Итого:

9

IV четверть

26

«Паучок проснулся»

1

Средства выразительности: пятно, цвет (чёрный).

Материалы: бумага с изображением паутины,  жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.

27

«Фантазия»

1

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет (красный, желтый, зеленый, синий, чёрный).

Материалы: восковые мелки, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок рисует круги, линии, точки, спирали  восковыми мелками. Затем ребёнок берёт кисть, опускает её в краску чёрного цвета и тонирует весь лист.

28

«Весенние краски».

1

Средства выразительности: фактура, цвет (зеленый, розовый, сиреневый, голубой, белый).

Материалы: бумага (ватман), гуашь, листья разных деревьев, зубные щетки, кусок пластика.

Способ получения изображения (коллективная работа): дети выкладывают картину из сухих листьев деревьев, затем каждый ребёнок набирает на зубную щётку краску определённого цвета и с помощью пластика брызгает на бумагу. Каждый раз убирается верхний слой листьев, после чего набирается краска другого цвета.

29

«Пенная вечеринка»

1

Средства выразительности: фактура, цвет (красный, синий, желтый, зелёный).

Материалы: бумага, пена для бритья, пальчиковая краска, пластиковая доска.

 Способ получения изображения: ребёнок размазывает  пену для бритья на ровной твердой поверхности (пластиковая разделочная доска). Затем наносит на пену краску,  берёт зубочистку, и   выводит разнообразные узоры.  Когда узоры готовы, ребёнок берёт лист бумаги и прикладывает его к рисунку, делая отпечаток.

30

«Мохнатая собачка»

1

Средства выразительности: фактура,  цвет (желтый, черный).

Материалы: мисочки с гуашью, листы А4, с изображением собачки, салфетки, зубные щётки.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь зубную щётку и наносит  пятнышки, располагая их на изображении собаки. Отдельно пальчиками прорисовываются глазки и носик собачки. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

31

«Весенний лес»

1

Средства выразительности: пятно, точка, цвет (коричневый, зелёный).

Материалы: голубая бумага, гуашь, ватные палочки, кисточки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечатки на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Затем ребёнок берёт ватную палочку, опускает её в краску и делает точки на бумаге (листья дерева).

32

 «Бабочки»

1

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет (красный, желтый, синий, зелёный).

Материалы: гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки, бумага.

Способ получения изображения: ребёнок наносит на половину листа краску разного цвета, по контуру крыльев бабочки. Затем сгибает лист пополам, делает отпечаток.   Потом опускает в гуашь пальчик и проводит линии (туловище, усики). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.          

33

«Одуванчики»

1

Средства выразительности: точка, линия, цвет ( желтый, зелёный, белый).

Материалы: гуашь, бумага голубого цвета, пластиковые вилки.

Способ получения изображения: ребенок опускает пальчик в зелёную краску и проводит линии (стебель и листья). После работы пальчики вытираются салфеткой; затем ребёнок берет вилку, окунает её в блюдце с краской и делает отпечатки.

34

«Во поле берёза стояла»

1

Средства выразительности: пятно, точка, фактура, цвет (зеленый, красный, жёлтый, голубой).

Материалы:  гуашь, кисти, листы бумаги для сминания, пластиковые бутылки, баночки с водой, бумага (ватман ) с изображением ствола берёзы, салфетки.

(коллективная работа)

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой и скатывает ком. После этого ребенок опускает бумажный ком в голубую краску и делает произвольные отпечатки на бумаге (небо); затем ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге (листья берёзы, трава, солнце). После работы руки вытираются салфеткой. Потом ребенок опускает в гуашь дно пластиковой бутылки  и делает отпечатки (цветы) на бумаге.

                                 Итого:

9

                                 Всего:

34

Календарно-тематическое планирование «Волшебство красок»

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

04.09.2018

«Яблоневый сад»

11.09.2018

«Разноцветные брызги»

18.09.2018

«Красные маки»

25.09.2018

«Осеннее солнышко»

02.10.2018

«Ёжик»

09.10.2018

«Краски осени».

16.10.2018

«Разноцветные узоры»

23.10.2018

«Кактусы»

06.11.2018

«Яблоки в банке»

13.11.2018

«Под водой…» 1 часть

20.11.2018

«Под водой…» 2 часть

27.11.2018

«Ночной город»

04.12.2018

«Пушистые снежинки»

11.12.2018

«Зимние узоры»

18.12.2018

«Новогодняя красавица» 1 часть

25.12.2018

«Новогодняя красавица» 2 часть

15.01.2019

«Зимний лес»

22.01.2019

«Разноцветные круги»

29.01.2019

«Капель»

05.02.2019

« Медвежонок»

12.02.2019

«Забавные пятна»

19.02.2019

«Корзина цветов» 1 часть

26.02.2019

«Корзина цветов» 2 часть

05.03.2019

«Цветущая ветка» 1 часть

12.03.2019

«Цветущая ветка» 2 часть

19.03.2019

«Паучок проснулся»

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

02.04.2019

«Фантазия»

09.04.2019

«Весенние краски».

16.04.2019

«Пенная вечеринка»

23.04.2019

«Мохнатая собачка»

30.04.2019

«Весенний лес»

07.05.2019

«Бабочки»

14.05.2019

«Одуванчики»

21.05.2019

«Во поле берёза стояла»

Список литературы:

  1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
  5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду  А.В. Никитина. – Каро, 2007.

                       Муниципальное

казенное

общеобразовательное учреждение

«Самосдельская средняя общеобразовательная школа имени Шитова В. А.»

            «Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Павлова Т.В.

Заместитель директора школы

И.о.директора МКОУ

_____________

по УВР  ______

Пухова Е. Г.

___________

МедведеваТ.А

Протокол № ___  от

Приказ № 1

«____»____________20   г.

«____»____________20   г.

«

  »    

августа

2018  г.

                                         Рабочая программа

      

                        по внеурочной деятельности

                              «Я познаю мир»

                                          2 класс

                           Составитель – Плеханова Ирина Александровна

                                                          Квалификационная категория: высшая

2018-2019 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой нашего общества является социальная интеграция детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в общество. Сегодня эти дети относятся к наиболее социально незащищённым категориям населения.

Обучающиеся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью характеризуются невозможностью усвоить обычный курс школьной программы; низким интеллектуальным уровнем скудной и безграмотной речью, отсутствием инициативности, неспособностью ориентироваться в простейших ситуациях, легко внушаемы и неспособны к адекватным решениям.

У части детей таких отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Наиболее типичными, для данной категории обучающихся, являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна: некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Имеющиеся особенности развития таких детей, приводят к нарушению связей с социумом, как источником развития.

При разработке рабочей программы внеурочной деятельности, использовались следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года No 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 года No 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2004 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой УО»;

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки

Российской Федерации от 12 мая 2011 года No 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

                        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью, организации их свободного времени.

Программа ориентирована на создание условий:

  • для творческой самореализации в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
  • позитивного отношения к окружающей действительности;
  • социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Цель и задачи рабочей программы по внеурочной деятельности « Я познаю мир»:

Цель: создание условий для достижения обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи:

  1. Развивать активность, самостоятельность в повседневной жизни;
  2. Коррегировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  3. Формировать нравственное самосознания личности, умения правильно оценивать окружающих и самих себя;
  4. Расширить представлений обучающихся о мире и о себе;
  5. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

Место учебного предмета в учебном плане:

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 учебных недели, по 1 часу в неделю. Всего 34 часа.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью:

• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получит вследствие участия в той или иной деятельности, (например, приобретение знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим);

• эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности);

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе), поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся.

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

  • ― ценностное отношение и любовь к близким, положительное отношение к труду и творчеству;
  • ― осознание себя как члена общества, элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры;
  • ― бережное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
  • ― уважение к традициям;
  • ― готовность следовать нормам поведения в повседневной жизни;
  • ― понимание красоты в окружающей действительности;
  • ― потребность и желание и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической деятельности;
  • ― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных различных социальных ситуациях;
  • ― принятие и освоение социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • ― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;
  • ― способность ориентироваться в окружающем мире, принимать элементарные решения;
  • ― способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;

Календарно-тематическое планирование «Я познаю мир»

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

05.09.2018

Я – второклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

12.09.2018

Мое первое школьное лето.

19.09.2018

Я иду во второй класс: мои интересы и цели.

26.09.2018

Что такое самопознание. Способы самопознания.

03.10.2018

Что я узнал о себе: анализ самодиагностики. Самооценка.

10.10.2018

Качества характера.

17.10.2018

Сильные и слабые стороны человека.

24.10.2018

Что такое желание. Какие желания мне помогают в жизни.

07.11.2018

Создание мини-проекта «Мои желания».

14.11.2018

Защита мини-проекта «Мои желания».

21.11.2018

Что помогает нам быть активными.

28.11.2018

Стремимся к достижениям.

05.12.2018

Создание мини – проекта «Мои достижения».

12.12.2018

Защита мини - проекта «Мои достижения».

19.12.2018

Правила эффективного взаимодействия.

09.01.2019

Принимаем групповое решение.

16.01.2019

Правила и принципы эффективного взаимодействия.

23.01.2019

Вырабатываем стремление.

30.01.2019

Диагностика социометрического статуса в классе.

06.02.2019

Учимся управлять собой.

13.02.2019

Правила поведения в обществе.

20.02.2019

Этические нормы в обществе.

27.02.2019

Умение устанавливать контакты (на примере сказки «Про Енота»).

06.03.2019

Почему возникают трудности в общении.

13.03.2019

Чувства и эмоции.

20.03.2019

Развитие самоконтроля и саморегуляции.

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

03.04.2019

Волевая регуляция деятельности.

10.04.2019

Что я могу сделать, чтобы воспитать волю.

17.04.2019

Способы саморегуляции.

24.04.2019

Как составить проект?

08.05.2019

Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».

15.05.2019

Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины».

22.05.2019

Мои достижения.

29.05.2019

Подведение итогов 2 –го класса.

Муниципальное

казенное

общеобразовательное учреждение

«Самосдельская средняя общеобразовательная школа имени Шитова В. А.»

            «Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Павлова Т.В.

Заместитель директора школы

И.о.директора МКОУ

_____________

по УВР  ______

Пухова Е. Г.

____________

Медведева Т.А.

Протокол № ___  от

Приказ № 1

«____»____________20   г.

«____»____________20   г.

«

  »    

августа

2018  г.

                                         Рабочая программа

      

                      по внеурочной деятельности

                                        «Радуга»

                                          2 класс

                           Составитель – Плеханова Ирина Александровна

                                                          Квалификационная категория: высшая

2018-2019 уч.г.

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. От того, как ребенок мыслит, видит, как воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его психическое развитие.

У детей с интеллектуальными нарушениями развития, ТМНР затруднено чувственное познание окружающего мира. Оно не происходит само по себе. Детей нужно обучать обследовать предметы: ощупывать их, рассматривать, прислушиваться к звукам, издаваемым предметами. У многих детей сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации. Дети часто воспринимают пассивно и не могут даже дифференцировать вкусовые и обонятельные раздражители. Некоторые дети обладают другой крайностью – гиперчувствительностью, непереносимостью определенных запахов или повышенным реагированием на них. Отдельные дети плохо переносят прикосновение, не умеют воспринимать различные раздражители с помощью органов (слуха, зрения, ротовой полости) даже при их сохранности. Требуется создание предпосылок для развития руки, поскольку манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об окружающем мире. Однако такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения кистью, владения приемами удержания предметов и их обследования. Без специального обучения сенсорное и сенсомоторное развитие ребенка происходит медленно. Дети с  тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не  выделяя существенные признаки предмета. Ребенок перебирает варианты действий, но это не поисковые действия и даже не пробы, которые предполагают целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата.

Стимуляция восприятия с помощью всех имеющихся анализаторов (органов чувств) и развитие двигательных реакций создают предпосылки для психомоторного развития детей. Стимуляция тактильно-осязательного восприятия осуществляется через восприятие предметов  различной фактуры, с различными температурными характеристиками. Развитие слухового восприятия достигается предъявлением ребенку различных звуков, как можно больше непохожих друг на друга, звуков повседневной жизни. Развитие зрительного восприятия достигается использованием разноцветных предметов, материалов, перемещающихся предметов, источников света. Вкусовые ощущения развиваются посредством лизания, облизывания пищевых продуктов, пробования маленьких кусочков разных продуктов. Обонятельная чувствительность стимулируется предметами с характерными запахами: фруктами, продуктами, специями, парфюмерными средствами. Дети воспринимают знакомые и незнакомые, приятные и неприятные запахи. Важная роль во всех видах восприятия принадлежит двигательным ощущениям, хотя не всегда отчетливо осознаются человеком. Особенно велика роль двигательных ощущений в осязательном восприятии, когда тактильно-осязательную функцию выполняют одна или две руки, обследуя предмет. Большую роль во вкусовом восприятия имеют движения языка, в обонятельном – движения органов дыхания. Движения систематизируют ощущения в целостный образ предмета. Стимуляция разных видов восприятия способствует не только развитию ощущений, но и формированию действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Радуга» разработана на основе зарубежного и отечественного опыта психолого-педагогической работы по сенсорному и сенсомоторному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР, программно-методического материала коррекционных курсов «Предметно-практические действия»,  «Сенсорное развитие» для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.

Цель программы – сенсорное и сенсомоторное развитие в процессе целенаправленной систематической стимуляции разных видов восприятия.

Задачи:

  • развитие восприятия собственного тела, своих движений;
  • стимулирование двигательной активности;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, обоняния, вкусовой чувствительности;
  • адекватное реагирование на воздействия;
  • развитие слухо-зрительной, слухо-двигательной, зрительно-слуховой, обонятельно-вкусовой, зрительно-тактильной, слухо-тактильной координации;
  • формирование манипулятивных и целенаправленных предметных действий, необходимых для восприятия предметов, действий с материалами;
  • формирование умения взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности;
  • развитие собственной активности (реакции на окружающий мир).

Рабочая программа ориентирована на детей и подростков с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР 7-18 лет. Срок реализации программного материала – 1 год (68 часов). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю.  Продолжительность одного занятия не более 30 мин. Для каждого занятия педагог выбирает упражнения (из предложенных) в зависимости от поставленных задач.

Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

  • адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
  • адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию;
  • локализовать звук, прослеживать за перемещением предмета;
  • выполнять манипуляции с предметами, целенаправленные действия с предметами и материалами.

Возможные личностные результаты освоения рабочей программы включают:

  • обогащение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности;
  • развитие зрительного и других видов восприятия, внимания;
  • получение удовольствия от сенсорных ощущений;
  • развитие интереса к взаимодействию с окружающими;
  • умение взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности.

Календарно-тематическое планирование «Радуга»

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

06.09.2018

Красный. Овощи (помидор), фрукты (яблоко, гранат, арбуз, красная смородина, клубника).

13.09.2018

Красный. Овощи (помидор), фрукты (яблоко, гранат, арбуз, красная смородина, клубника).

20.09.2018

Красный. Овощи (помидор), фрукты (яблоко, гранат, арбуз, красная смородина, клубника).

27.09.2018

Красный. Овощи (помидор), фрукты (яблоко, гранат, арбуз, красная смородина, клубника).

04.10.2018

Желтый. Овощи (перец, тыква, картофель, помидор), фрукты (лимон, банан, груша, слива, грейпфрут), печенье.

11.10.2018

Желтый. Овощи (перец, тыква, картофель, помидор), фрукты (лимон, банан, груша, слива, грейпфрут), печенье.

18.10.2018

Желтый. Овощи (перец, тыква, картофель, помидор), фрукты (лимон, банан, груша, слива, грейпфрут), печенье.

25.10.2018

Желтый. Овощи (перец, тыква, картофель, помидор), фрукты (лимон, банан, груша, слива, грейпфрут), печенье.

08.11.2018

Оранжевый. Овощи (перец, тыква, морковь). Фрукты (мандарины, апельсины, абрикос, дыня, манго), мармелад.

15.11.2018

Оранжевый. Овощи (перец, тыква, морковь). Фрукты (мандарины, апельсины, абрикос, дыня, манго), мармелад.

22.11.2018

Оранжевый. Овощи (перец, тыква, морковь). Фрукты (мандарины, апельсины, абрикос, дыня, манго), мармелад.

29.11.2018

Оранжевый. Овощи (перец, тыква, морковь). Фрукты (мандарины, апельсины, абрикос, дыня, манго), мармелад.

06.12.2018

Синий. Фрукты и ягоды (слива, черная смородина, чернослив, ежевика).

13.12.2018

Синий. Фрукты и ягоды (слива, черная смородина, чернослив, ежевика).

20.12.2018

Синий. Фрукты и ягоды (слива, черная смородина, чернослив, ежевика).

10.01.2019

Синий. Фрукты и ягоды (слива, черная смородина, чернослив, ежевика).

17.01.2019

Белый. Овощи (чеснок, лук, брюква), фрукты (кокос). Продукты белого цвета (молоко, творог, зефир, сахар и др.).

24.01.2019

Белый. Овощи (чеснок, лук, брюква), фрукты (кокос). Продукты белого цвета (молоко, творог, зефир, сахар и др.).

31.01.2019

Белый. Овощи (чеснок, лук, брюква), фрукты (кокос). Продукты белого цвета (молоко, творог, зефир, сахар и др.).

07.02.2019

Белый. Овощи (чеснок, лук, брюква), фрукты (кокос). Продукты белого цвета (молоко, творог, зефир, сахар и др.).

14.02.2019

Фиолетовый. Овощи (баклажан, свекла), фрукты (виноград, слива, ежевика). Растения (сирень, фиалка).

21.02.2019

Фиолетовый. Овощи (баклажан, свекла), фрукты (виноград, слива, ежевика). Растения (сирень, фиалка).

28.02.2019

Фиолетовый. Овощи (баклажан, свекла), фрукты (виноград, слива, ежевика). Растения (сирень, фиалка).

07.03.2019

Фиолетовый. Овощи (баклажан, свекла), фрукты (виноград, слива, ежевика). Растения (сирень, фиалка).

14.03.2019

Голубой. Рассматривание предметов (голубой мяч, машина, цветок василек, фиалка, зубная щетка, бантик).

21.03.2019

Голубой. Рассматривание предметов (голубой мяч, машина, цветок василек, фиалка, зубная щетка, бантик).

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

04.04.2019

Голубой. Рассматривание предметов (голубой мяч, машина, цветок василек, фиалка, зубная щетка, бантик).

11.04.2019

Голубой. Рассматривание предметов (голубой мяч, машина, цветок василек, фиалка, зубная щетка, бантик).

18.04.2019

Зеленый. Овощи (перец, огурцы, зеленая фасоль, зеленый горох, шпинат, зеленый салат, капуста разных видов (брокколи, брюссельск...

25.04.2019

Зеленый. Овощи (перец, огурцы, зеленая фасоль, зеленый горох, шпинат, зеленый салат, капуста разных видов (брокколи, брюссельск...

02.05.2019

Зеленый. Овощи (перец, огурцы, зеленая фасоль, зеленый горох, шпинат, зеленый салат, капуста разных видов (брокколи, брюссельск...

16.05.2019

Зеленый. Овощи (перец, огурцы, зеленая фасоль, зеленый горох, шпинат, зеленый салат, капуста разных видов (брокколи, брюссельск...

23.05.2019

Радуга. Овощи, фрукты, продукты разного цвета.

30.05.2019

Радуга. Овощи, фрукты, продукты разного цвета.

Используемая литература:

Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.

2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил.

Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская, Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.

Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей/ И.Эллнеби. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

Муниципальное

казенное

общеобразовательное учреждение

«Самосдельская средняя общеобразовательная школа имени Шитова В. А.»

            «Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Павлова Т.В.

Заместитель директора школы

И.о.директора МКОУ

_____________

по УВР  ______

Пухова Е. Г.

____________

Медведева Т.А.

Протокол № ___  от

Приказ № 1

«____»____________20   г.

«____»____________20   г.

«

  »    

августа

2018  г.

                                         Рабочая программа

      

                       по внеурочной деятельности

             «Развитие познавательных процессов»

                                          2 класс

                           Составитель – Плеханова Ирина Александровна

                                                          Квалификационная категория: высшая

2018-2019 уч.г.

Пояснительная записка

     Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

    Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей. Важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны). Так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

     Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс начальных классов: возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

       Введение в школьную программу начальных классов курса развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.  

Цель программы – это диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий.

Задачи программы

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний учащихся;

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе;

Общая характеристика курса

     Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, на которых дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенной логике.

     Реализация программы  рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

 Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

       Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

       Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.  Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.    

Место учебного предмета, курса

     Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 102 часов, количество часов в каждом учебном году – 34.

     

Ценностные ориентиры

  1. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  2. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
  3. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  4. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  5. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  6. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Содержание программы

        В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

  • Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.
  • Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
  • Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
  • Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
  • Развитие речи.

Многие  задания могут вызвать затруднения, так как не встречаются  в учебной деятельности, поэтому каждое досконально разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно будет переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Календарно-тематическое планирование «Развитие познавательных процессов»

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

07.09.2018

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

14.09.2018

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

21.09.2018

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

28.09.2018

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.

05.10.2018

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.

12.10.2018

Развитие мышления, вербальной памяти.

19.10.2018

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.

26.10.2018

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.

09.11.2018

Развитие мышления, точности, произвольных движений.

16.11.2018

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.

23.11.2018

Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.

30.11.2018

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

07.12.2018

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы.

14.12.2018

Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

21.12.2018

Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.

11.01.2019

Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.

18.01.2019

Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.

25.01.2019

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.

01.02.2019

Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений.

08.02.2019

Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

15.02.2019

Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.

22.02.2019

Развитие произвольного внимания, мышления.

01.03.2019

Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия.

15.03.2019

Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений.

22.03.2019

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы.

05.04.2019

Развитие мышления, осязательных ощущений.

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

12.04.2019

Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы.

19.04.2019

Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений.

26.04.2019

Развитие мышления и осязательных ощущений.

03.05.2019

Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы.

10.05.2019

Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа.

17.05.2019

Развитие мышления и зрительного восприятия формы.

24.05.2019

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации.

31.05.2019

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....