«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»
методическая разработка

Шемуранова Дарья Сергеевна

Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совершенно нового уровня знаний, умения применять эти знания. Введение ФГОС ОВЗ является прямым доказательством необходимости изменения подходов в образовании детей коррекционных классов и школ.

Несомненно, на уроках в коррекционном классе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии, коррекционно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар
«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»

          Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совершенно нового уровня знаний, умения применять эти знания. Введение ФГОС ОВЗ является прямым доказательством необходимости изменения подходов в образовании детей коррекционных классов и школ.

Несомненно, на уроках в коррекционном классе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии, коррекционно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий.

  1. Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивает их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это  организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
  2. Обучение в сотрудничестве- идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности.

3. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4.Игровая технология. Уроки с использованием игровых ситуаций способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, делают урок увлекательным и «легким».

5.Здоровьесберегающая технология.

Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

6.Коррекционно-развивающие технологии - это  технологии, которые направлены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности.

7.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

   

          В процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями существуют множество проблем встающих как перед родителями, так и перед педагогом. Непредсказуемость в поведении ребенка, психологический настрой, изменения в погодных условиях, низкая мотивация к обучению и многие другие факторы влияют на психику ребенка. В связи с этими изменениями для меня каждый урок абсолютно отличается от предыдущего. Нельзя ребенка заставить работать с достижением результата по шаблону. Каждый ребенок особенный.

      Одним из способов решения проблемы обучения детей с интеллектуальными нарушениями являются коррекционно-развивающие технологии.

На практике мной применяются два вида КРТ: арт-педагогика и мастр -класс.

Они помогают сглаживать косвенные факторы, влияющие на психику ребенка, создают положительный эмоциональный климат на занятии.  

КТР решают следующие дидактические задачи:

  • развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, абстрактного);
  • усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
  • формировать культуру  познавательной деятельности и др.
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;

Применение арт – педагогики дает материал для диагностических заключений. Рабочая атмосфера позволяет повысить самооценку и уровень притязаний.

        Групповые формы работы арт-терапии способствуют коррекции межличностных отношений. У учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.

        Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.

         Арт-педагогика  включает в себя разные направления в коррекционном обучении: сказкотерапия, пескотерапия, музыкотерапия и т.д.  Это дает возможность в полной мере увлечь ребенка, дать возможность работать воображению, оказать помощь в расслаблении психомоторных функций, корректировать недостатки мелкой моторики.         Таким образом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи:

1. Воспитательные. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

2. Коррекционные. Помогают повысить самооценку, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

3. Психотерапевтические. Эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. 4. Диагностические. Возможность понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

5. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.

        В целом благодаря арт-педагогике происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.

       Одной из ярких и эффективных форм  работы с учащимися, имеющими   интеллектуальные нарушениями являются мастер-классы. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом

Этапы организации мастер-классов :

I этап – пропедевтический. Воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом. Обсуждают, предлагают свои формы работы, подбирают и готовят материал.
II этап – освоение способов работы с материалом (в том числе с использованием инструментов), изготовление образца. Освоение речевого материала (словесное введение, чёткие инструкции учащимся и др.).
III этап – этап проведения открытого мероприятия
IV этап – подведение итогов мероприятия.

       Все эти приемы не новы, многие великие ученые еще в прошлых столетиях отмечали великую силу искусства в воспитании и обучении детей.

Коррекционно-развивающие технологии более полезными  будут при применении их в дошкольном возрасте и на этапе начальной школы.  Ребенок не перешедший в стадию подростка на занятиях с применением арт-педагогики  легко идет на контакт и получает высокие результаты, как личностные, так и предметные.

            Вывод: общество еще не готово принять детей с интеллектуальными нарушениями, но педагоги уже приняли этих детей, а значит полным ходом идет процесс обучения и воспитания.  Я, как учитель, работающий с детьми с интеллектуальными нарушениями более пяти лет открываю каждого ребенка с разных сторон. Без создания индивидуальных условий  для  обучения ребенка не возможет прогресс в его развитии. Коррекционно-развивающие технологии как нельзя лучше подходят особенным образовательным потребностям этой категории детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...

ПРОГРАММА школьного семинара учителей-предметников «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

17 апреля 2020 года прошел семинар учителей предметников по теме «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями". В прграм...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями...