Коррекционно-развивающее занятие «Дорогою добра»
план-конспект

Киселева Кристина Юрьевна

Коррекционно-развивающее занятие «Дорогою добра» для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kiseleva_kyu.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Коррекционно-развивающее занятие

«Дорогою добра»

для учащихся 4 класса

с задержкой психического развития

Киселева Кристина Юрьевна,

Учитель - дефектолог

Излучинск, 2019 г.


Цель:коррекция связной устной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

- формировать коммуникативную компетенцию (речевой этикет);

- формировать умение логически рассуждать, грамматически правильно составлять рассказ, делать выводы;

-формировать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю;

- расширять словарный запас; 

- комплексно воздействовать на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

- воспитывать нравственные качества.

Оборудование: аудиозапись«Дорогою добра» (композитор Марк Минков, автор текста Юрий Энтин), мультимедийная доска, презентация, карточки с развивающими заданиями для индивидуальной и групповой работой, дискомфортные дорожки.

Количество детей в группе: 4 человека. Длительность занятия 35-40 минут.

Используемые методы: словесный, наглядно-практический, частично-поисковый, упражнение по ориентировке в схеме, речевая регуляция действий, этические беседы.

Ресурсы:

1.  Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Практическое пособие – Воронеж, 2001 г.

2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975г.

3.Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. Я не хочу молчать/ Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:ВЛАДОС, 1996.

4. Мальцева Е.В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1993 г., - №2.

5. Ожегов: Толковый словарь русского языка.

УУД, формируемые на занятии:

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать тему и цель занятия с помощью взрослого; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности (формирование интереса, эмоционально-личностных способностей; отождествление себя с человеком, способным делать добрые поступки; уметь ориентироваться в нравственных нормах и правилах поведения и понимать о необходимости их соблюдения.

Регулятивные: Уметь следовать инструкции учителя, включаться в учебно-игровую деятельность, посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.

Коммуникативные: Уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками, слушать и понимать друг друга, отвечать на вопросы, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, обсудить проблему, творчески работать в парах).

Ожидаемые результаты:

  • обогащение словарного запаса;
  • осознание ценности нравственного понятия «Добро» и добрых поступков;
  • развитие умения последовательно, логически связновыражать основную мысль, грамматически правильно выстраивать предложения.
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей.

Место и роль темы занятия: коррекционно-развивающие занятия проводятся в кабинете дефектолога, который предполагает наличие мультимедийного оборудования и необходимых средств, пособий (карточек, игр и т.п.).

Алгоритм проектирования коррекционно-развивающего занятия с точки зрения требований новых ФГОС:

Этап урока

Вид игровой коррекции

1. Ритуал начала занятия. (Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Настрой на работу

1. Упражнение "Приветствие".

2.Игра «Давайте поздороваемся!»

2.Введение в тему. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Совместное формулирование темы занятия

Постановка цели, задач занятия

Определение предположения (гипотезы)

3.Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме)

3. Игровое упражнение «Назови одним словом» работапо сюжетным картинкам по теме занятия.


4. Упражнение «Пройди по дороге»

5. Частично - поисковая деятельность: «Найди определение слова в словаре»

6. Работа индивидуально и в парах по карточкам на развитие высших психических процессов (память внимание, мышление)

7. Устный словообразовательный разбор слов.

8.Кинезеологическая физминутка- игры в парах.

9. Работа по сюжетной картине.

10.Игровое упражнение «Собери пословицу»

4.Итоговое занятие

11. Речевое упражнение «Расскажи как понял?»

5.Ритуал окончания занятия

12. Обсуждение предположения (гипотезы), поставленной в начале занятия.

6. Рефлексия

Под песню «Дружба крепкая»

Технологическая карта урока коррекционно-развивающего занятия для учащихся начальных классов с ОВЗ на тему «Дружба- главное чудо на свете!» (игровая коррекция)

Этап урока

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащихся

УУД

1. Ритуал начала занятия

Самоопределение к деятельности

(организационный

момент)

Настрой на работу

1. Упражнение "Приветствие" и "На что похоже настроение".

-Ребята, на что сегодня похоже ваше настроение?

-Начинает приветствие-игру учитель

-Вот, например, мое настроение похоже на белое пушистое облачко в ясном небе, а твое?

-Какое же сегодня настроение у всей группы?

-Раз у вас очень хорошее настроение, давайте поиграем еще в одну игру, а называется она «Давайте поздороваемся!»

2.Игра «Давайте поздороваемся!»:

-кивком головы;

-локтями;

-спинами;

-рукопожатием;

-улыбкой и добрым взглядом.

-Понравилась вам такая игра? Весело стало вам?

-Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшнее занятие?

Подготовка группы к работе





Дети по очереди говорят, на что похоже их сегодняшнее настроение и передают его в ладошках друг другу по кругу.

Включаются в игровую деятельность.

(Веселое, хорошее)





Дети выполняют движения и приветствуют друг друга







-Да

-Хотим, чтобы было интересно и весело. Полезно.

Коммуникативные: Уметь следовать инструкции учителя, включаться в учебно-игровую деятельность.

Личностные:

Уметь проводить самооценку  успешности игровой деятельности

Метапредметные: проговаривать последовательность действий на занятии;

Регулятивные: Уметь следовать инструкции учителя, включаться в учебно-игровую деятельность, посредством контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.



2.Введение в тему

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности





Совместное формулирование темы занятия








Постановка цели, задач занятия




3. Игровое упражнение «Назови одним словом» работа по сюжетным картинкам по теме занятия.

-Обратите внимание на доску. Что на ней изображено?

-Молодцы! Правильно!

Итак, как вы правильно сказали, на нашем занятии речь пойдет о добре и добрых поступках

- тема нашего занятия «Дорогою добра»

-А какую цель 

беседы мы поставим перед собой на нашем занятии?

-Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами узнаем, что такое добро, какой поступок можно назвать добрым, какими качествами обладает добрый человек, конечно же, постараемся узнать как доброта поможет нам в жизни.

4. Упражнение «Пройди по дороге»

- нам предстоит сегодня долгий интереснфый путь по дорогам добра и я предлагаю вам пройти дискомфортным дорожкам, чтобы размяться.




Дети смотрят на мультимедийную доску, делают предположения.


-О добре, добрых поступках


(варианты ответов детей;

- Тема называется «…»)




-Помогать друг другу совершать добрые дела,

- уметь строитьь предположения, умозаключения.

- проникнуться идеей добрых дел



Ученики ходят по дискомфортным дорожкам

Познавательные:

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Выстраивать логическую цепь рассуждений


Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности (формирование интереса)

Прием «чередования напряжения и расслабления»

3.Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме)

5. Частично - поисковая деятельность: «Найди определение слова в словаре».

У каждого из вас есть настоящий друг, готовый в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это – книга. В книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы.

Перед вами книга, которая называется?

Что вы знаете о словаре?


Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!

Найдите определение слова «Добро»


6. Работа индивидуально и в парах по карточкам на развитие высших психических процессов (память внимание, мышление).

Помогите друг другу выполнить задание: «Какие 8 ошибок допустил художник?»

«Найди десять варежек на картинке?»

«Помоги водителю доехать до места».


Обратите внимание на всех карточках сюжет объединен одной общей темой. Какой?

7. Устный словообразовательный разбор слов.
Обобщая все вышесказанное, какой вывод мы можем сделать?

Добрый человек – это человек который…?




8. Кинезеологическая физминутка- игры в парах.

Упражнение «Зайчик»



Упражнение «Колечко»


Упражнение «Цепочка»


-Молодцы, ребята!

9. Работа по сюжетной картине.

Рассматривание сюжетной картины по плану:

Внимательно рассмотрите картину.

Выделите на картине главное.

Расскажите, где и когда происходит действие.

Укажите действующих лиц и расскажите о них.

Расскажите, с чего началось событие и чем закончилось.

Из этой картины видно, кто главные герои сюжета? А что именно произошло?

10.Игровое упражнение «Собери пословицу»

Народная мудрость отражена в пословицах. Вспомните пословицу про «Добро» и попробуйте найти правильное окончание пословицы

Словарь – это книга, в которой содержатся термины, определения слов.


Читают определение слова «Добро».

Слушают мнение друг друга.

Выполняют индивидуально и в парах по карточкам на задание на развитие высших психических процессов (память внимание, мышление)

Совместное обсуждение заданий, взаимопомощь и уважение.

Ученики устно выполняют задание, используя слова «налево», «направо», «вверх», вниз».

Тема – добрые поступки. Дела, Рассказывают какие именно (взаимопомощь, озеленение участков, посадка деревьев и т.д.)

Добрый человек  - хороший, отзывчивый, доброжелательный, справедливый, бескорыстный и т.д.

  • Доброжелательность – от фразы "желающий добра", другими словами - это приветливый человек.
  • Отзывчивость – готовность оказать помощь.
  • Бескорыстие – отсутствие стремления к наживе, личной выгоде.
  • Честность, или правдивость, – искренность по отношению к другому человеку в речах, поступках, действиях.
  • Жизнерадостность – оптимистическое отношение человека ко всему: к обстоятельствам и трудностям.
  • Сила воли – психическое состояние, при котором человек способен управлять своими поступками для достижения определенных целей.
  • Справедливость – правильное принятое решение или верный поступок.


ученики выполняют упражнение: соединяют:  большой, указательный и безымянный пальцы

Указательный и большой палец соеденяются, остальные вытянуты
Выполняется ы парах: руки скрешиваются и поочередно соеденяются большой и следующие по очереди пальцы.

Работа происходит в парах.

Ученики отвечают на поставленные вопросы:

 - «На картиине изображен мальчик и девочка. Они увидели за окном птиц, которые зябли под окном. Дети решили смастерить скворечник и накормить птиц.

Насыпав корм, дети вернулись вернулись домой и с радостью увидели, что птицы прилетели к ним. Они совершили добрый поступок».

Ребята последовательно составляют рассказ, дополняя друг друга, учатся уважительно выслушивать мнение друг друга, работать в коллективе.

- продолжают пословицу и з предложенных вариантов выбирая верный

1. про доброе дело – говори смело.

2. жизнь дана – на добрые дела.

3. Доброе слово лечит – а злое калечит.

4. Сумел провиниться – сумей извиниться.

5. При солнышке тепло – а при матушке добро.

Личностные: уметь ориентироваться в нравственных нормах и правилах поведения и понимать о необходимости их соблюдения.

Метапредметные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Регулятивные: Уметь следовать инструкции учителя, включаться в учебно-игровую деятельность, посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.

Коммуникативные: Уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками, слушать и понимать друг друга, отвечать на вопросы, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести беседу, работать в парах).

4.Итоговое занятие

11. Речевое упражнение «Расскажи, как понял?»

На слайде представлены высказывания русского великого классика – Л.Н. Толстого о добре. Расскажите как вы понимаете данные высказывания?

«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».

«Чтобы поверить в добро надо начать делать его».





 - Люди должны помнить о добре, добрых поступках.


Если человек, совершает добрые дела, он должен делать это бесскорыстно. И тогда он получит от этого большое удовольствие. Например: если дарить подарки,можно получать от этого удовольствие.

 - Только совершая добрые поступки, человек почувствует, что значит добро.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать основную мвсль; высказывать своё предположение, пытаться делать выводы

Личностные:

Уметь ориентироваться в нравственных нормах и правилах поведения и понимать о необходимости их соблюдения.

Регулятивные: Уметь следовать инструкции учителя посредством коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.

Коммуникативные: Уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга.

5.Ритуал окончания занятия

12. Обсуждение предположения (гипотезы), поставленной в начале занятия.

- Итак, ребята, если мы вспомним наше предположение, которое мы выдвинули  в

на чале занятия:

«Если люди будут больше знать о добре,

 то мир станет лучше?».

После нашего занятия сможем ли мы ответить на поставленный вопрос?

-Вы сегодня славно позанимались!

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Ребята, правильно, молодцы! Всегда помните, что разрушить легко, а быть верным себе и добру, иногда очень сложно, но нужно!

Я желаю вам добра!

Спасибо за занятие.

Мне было очень приятно с вами общаться.

Ответы детей.


- Да! Если люди будут больше знать о добре, задумываться о нем, стараться поступать по совести, быть честными, справедливыми, отзывчивыми и доброжелательными, то мир вокруг станет лучше.

Регулятивные: Уметь следовать инструкции учителя, включаться во диалог, полилог, применяя все свои коммуникативные способности – вербальный этикет, эмоционально сопереживать идее.

Коммуникативные: Уметь с педагогом и сверстниками согласованно учавствовать в беседе, высказывать свое мнение, аргументировано в вежливой форме.

6.Рефлексия

-На сладе изображено дерево.

Если в ходе занятии вам было все понятно и интересно выбираете весенний цветок, который украсит наше дерево.

Если в ходе занятии вам было вам было что-то непонятно, но в целом понравилось, выбирайте зеленый лист.

Если в ходе занятии вам было вам было скучно, не интересно, ваш выбор – серый листок.

-Занятие окончено. Всем спасибо за хорошую работу!

Дети выбирают соответственно своему настроению предложенный вариант «украшения» дерева.










Прослушива-ние песни «Дорогою добра».


Метапредметные:

Уметь оценивать свою работу в группе и сверстников; подводить итог проделанной работы

Регулятивные: Уметь следовать инструкции учителя и оценивать успешность усвоения материала на занятии.

Коммуникативные: Уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками, слушать и понимать друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

занятие дорогою добра

·       воспитывать у младших школьников потребность творить добро...

конспект занятия "Дорогою добра"

Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час».Доброта — она от векаУкрашенье человека…...

Конспект занятия "Дорогами добра и толерантности"

Государственное казенное учреждение социального обслуживанияКраснодарского края «Выселковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних     Конспект заняти...

Открытое занятие "Дорогою добра"

Конспект классного часа в 5 классе коррекционной школы "Дорогою добра". Представляет собой путешествие в волшебную страну доброты и хороших поступков....

Рабочая коррекционно-развивающая программа «По дороге к сказке»

Рабочая коррекционно развивающая программа "По дороге к сказке" для детей с интеллектуальными нарушениями....