Рабочая коррекционно-развивающая программа «Читаем вместе»
рабочая программа

Ксения Сергеевна Ковальчук

Рабочая коррекционно развивающая программа "Читаем вместе" для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chitaem_vmeste.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»

Принята 

на заседании  Педагогического cовета  № ________ от «____» ______________ 2019г.

Утверждаю

Директор СПб ГБСУ СО

«Детский Дом- интернат №2»

  ___________ И.В. Дерябина

Приказ № ___________        

от «____» ___________2019 г.

Рабочая

коррекционно-развивающая

программа

«Читаем вместе»

на 2020 год

 

Группа №4

                                                                                                                                                   

                                                                           

      Составитель:   Ковальчук К.С.

                                                                                                                                                                                                             

                                            Должность:  воспитатель            

                                                                                                                                                                   

Петергоф

2019

Пояснительная записка

Рабочая коррекционная  развивающая  программа «Читаем вместе» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( ред. от 26.07.2019);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 01.05.2019)
  • СанПин 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (с изменениями на 2 мая 2017 года)

Программа  «Читаем вместе» носит социально – педагогическую  направленность  

Актуальность.

   В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии. Становится всё больше детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

   Проблема обучения чтению детей с умственной отсталостью является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с умственной отсталостью ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач в коррекционно-развивающей области. В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у обучающихся с умственной отсталостью, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы, навыки чтения у детей формируется медленно и со значительными трудностями.

Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других занятиях. В связи с этим большое значение приобретает развитие навыков  чтения школьников с умственной отсталостью.

Чтение и развитие речи призваны оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас детей, расширяет их  кругозор, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).

Программа «Читаем вместе» имеет коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логического мышления. Большое внимание на занятиях уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам воспитателя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.

Адресат программы: программа рассчитана на  получателей  социальных услуг в возрасте от 8 до 17 лет, имеющих разные знания и умения не только в силу возраста, но и в силу  индивидуальных психофизических особенностей.

Цель обучения: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

  • формирование  чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

В процессе обучения используются следующие формы и методы:

  • рассказ;
  • беседа;
  • выборочное объяснительное чтение текста; 
  • работа с картиной, планом;
  • просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов,  сказок;
  • заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности  основанные на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста по предварительным вопросам;
  • продолжение текста;
  • выразительное чтение;
  • чтение наизусть;
  • чтение по ролям.

Организационная структура: программа рассчитана на 35 часов

Занятия проводятся  один раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия  35 минут. Занятия проводятся в форме групповых занятий. При организации коррекционных занятий предполагается исходить из психического и эмоционального статуса получателя социальных услуг, на который могут влиять время года, климатические условия региона. Задания подбираются с учетом  индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг по принципу от  простого  к сложному.

Учебно–тематический план

№ п/п  

Разделы

Кол-во часов

1 полугодие

1

Народные сказки

7 ч

2

О животных

13 ч

Итого за 1 полугодие

20ч

2 полугодие

1

Спешите делать добро

10 ч

2

Друзья-товарищи

9 ч

3

Из произведений зарубежных писателей

7 ч

Итого за 2 полугодие

26 ч

Итого  за  год

46 часов

Календарно тематическое планирование по коррекционной развивающей программе

«Читаем вместе»  /  Развитие речи

Тема

Кол-во часов

Дата

1 полугодие - 17 часов

1

«Как наказали медведя». Коррегировать навык чтения целыми  словами, без ошибок, выразительно.

1

11.01

2

«Как наказали медведя». Выразительное чтение.

1

18.01

3

«Золотые руки». Составление плана сказки для пересказа.

Коррекция правильного произношения, грамматического и интонационного строя речи, умения читать сказу по ролям

1

25.01

4

«Золотые руки». Чтение по ролям.

1

1.02

5

«Два мороза».  Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.  Работа с иллюстрациями.

1

8.02

6

«Два мороза». Составление плана, краткий персказ.

1

15.02

7

«Два мороза». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

1

29.02

8

К.Паустовский «Кот ворюга». Развивать умение составлять план рассказа.

1

14.03

9

К.Паустовский «Кот ворюга». Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

1

21.03

10

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

28.03

11

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

4.04

12

Б.Житков «Про обезьянку»

1

11.04

13

Б.Житков «Про обезьянку»

1

18.04

14

С.Михалков «Будь человеком». Работа над содержанием. Развивать умение делить текст на части, озаглавливать их, пересказывать по плану.

1

25.04

15

С.Михалков «Будь человеком». Пересказ.

Развивать умение делить текст на части, озаглавливать их, пересказывать по плану.

1

16.05

16

С.Михалков «Будь человеком». Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

1

23.05

17

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Чтение книги с последующим обсуждением.

1

30.05

18

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Слушаем актерское чтение.

1

6.06

19

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных».

1

20.06

20

Обобщающее занятие «О животных»

1

27.06

2 полугодие – 20 часов

21

В. Осеева «Бабка». Работа над содержанием и пересказом 1 части. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1

4.07

22

В. Осеева «Бабка». Работа над содержанием 2 части.

1

11.07

23

А.Платонов «Сухой хлеб». Постановка вопросов.

Развивать умение составлять вопросы по тексту.

1

18.07

24

А.Платонов «Сухой хлеб». Развивать умение давать полные ответы на вопросы по тексту.

1

25.07

25

В.Брюсов «Труд». Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

1

1.08

26

В.Брюсов «Труд». Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

1

8.08

27

Р.Рождественский «Огромное небо». Развивать связную речь через пересказ. Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Работа с иллюстрациями.

1

15.08

28-29

Р.Рождественский «Огромное небо». Составление плана для пересказа. Развивать связную речь.

2

22.08, 29.08

30

Ю.Яковлев «Рыцарь Вася». Работа над содержанием.

1

5.09

31

Ю.Яковлев «Рыцарь Вася». Пересказ.

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

1

12.09

32

Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Работа над чтением и содержанием. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

1

19.09

33-34

Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по ролям. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно, по ролям.

2

26.09, 3.10

35-36

Л.Воронкова «Дорогой подарок». Составление вопросов по содержанию 1 части. Коррекция умения составлять вопросы по тексту.

2

10.10, 17.10

37

Л.Воронкова «Дорогой подарок». Работа над содержанием 2 части. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1

24.10

38

Я.Аким «Твой друг». Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

1

31.10

39

В.Гюго «Гаврош». Выразительное чтение, работа над содержанием.

1

7.11

40-41

В.Гюго «Гаврош». Составление рассказа о Гавроше.

2

14.11, 21.11

42

Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Слушаем актерское чтение.

1

28.11

43

Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Составление монологического высказывания.

1

5.12

44

Приключения моего детства. М. Твен.

«Приключения Тома Сойера». Уметь выразительно читать по ролям, кратко пересказывать, инсценировать.

1

12.12

45

Приключения моего детства. М. Твен.

«Приключения Тома Сойера».  С лушаем авторское чтение. Учить определять героя произведения по портретным характеристикам.

1

19.12

46

Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг»

1

26.12

Итого

46 ч

Предполагаемые результаты

  • овладевать навыками правильного и выразительного чтения доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • читать осознанно, целыми словами вслух; читать «про себя»;
  • отвечать на вопросы;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  • пересказывать текст по плану с помощью, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
  • быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Материально- техническое обеспечение

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
  • Портреты поэтов и писателей
  • Репродукции картин и художественные фотографии
  • Разрезные картинки
  • Детские книги разных типов и жанров
  • Телевизор
  • Магнитная доска

Список литературы

1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
2.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
3.Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.

4. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999

5.Любимые сказки/ ООО "Стрекоза-Пресс", 2006 г.

6. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010г.

7. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

http://www.twirpx.com/ электронная библиотека

http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».

http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».

http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».

http://900igr.net – 900 презентаций для детей.

http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».

http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.

www.razumniki.ru – литература для детского чтения.

http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.

http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.

http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».

http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читайте вместе с нами

Материал для родителей. Стихи, сказка рекомендуемые для прочтения дома....

Читаем вместе «Слово о полку Игореве».

Урок новых знаний по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". На уроке ведётся работа по воспитанию у подростков повышенного внимания к слову литературно-художественного произвед...

Давайте читать вместе!

Задайте себе вопрос: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя из прочитанных вами книг?»...

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»...

Литературный квест «Читаю я! Читаем вместе!»

Литературный квест для обучающихся 5 класса по изученным произведениям....

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей...

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ, ЧИТАЕМ ВСЛУХ!»

7-го февраля – Всемирный день чтения вслух. Сотрудники Детско – юношеской библиотеки №7 провели с ребятами из 6а класса МБОУ "СШ №1 имени А.В. Войналовича" (классный ру...