Статья на тему: "Эффект паузы"
статья

Уфаева Наталия Юрьевна

ЭФФЕКТ ПАУЗЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

«Все считают, что, осваивая что-то новое, нужно «учиться, учиться и еще раз учиться». Вместо этого мы обнаружили, что своевременный и частый отдых может быть так же важен, как и практика», — заявил Леонардо Дж. Коэн, доктор медицинских наук и философии, старший научный сотрудник Национального института неврологических расстройств и инсульта в NIH.

Как нам известно, в каждом образовательном учреждении в любой стране мира независимо от возраста детей существуют перемены или, другими словами, паузы. У нас возник вопрос - для чего они нужны? Почему обучение новым знаниям или навыкам не может происходить беспрерывно? Почему любому человеку независимо от возраста, необходим отдых при обучении чему-то новому.

В словаре мы видим следующее определение этого понятия: Па́уза (греч. παυσις — остановка, прекращение) — перерыв в чём-либо. То есть перемена в школе – это и есть пауза.Теперь рассмотрим наш главный обучающийся орган – головной мозг с точки зрения нейробиологии. Еще недавно считалось, что мозг — это вещь в себе, точно настроенный и запрограммированный самостоятельный механизм. Но последние открытия ученых показывают, что мозг создан природой таким, чтобы все время находиться в процессе обучения. Его способность трансформироваться, приобретая тот или иной опыт, и сохранять эти изменения называется «нейропластичность» — термин, подчеркивающий отличие сегодняшнего взгляда на проблему от бытовавшего ранее. То есть, современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Потому и заставлять никого не надо — нужно только создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хочет научиться. Итак, что же это за условия?  Оказывается, это «эффект паузы»: усвоение знаний и развитие навыков происходит лучше, когда обучение разнесено во времени. Другими словами, это- «микрообучение», а нейробиолог Джон Медина охарактеризовал эту концепцию «правилом 10 минут». Его исследования показывают, что способность мозга уделять чему-то внимание обычно падает до нуля примерно через 10 минут. Поэтому следует концентрироваться не на долговременном овладевании новыми знаниями или развитием навыков, а на многочисленных коротких сессиях. Возвращаясь к образовательному процессу в школе, можно сделать вывод, что «паузы» важны как на уроках, которые длятся гораздо больше 10 минут и особенно на переменах между уроками. Во время «паузы» происходит обработка нового материала, перевод полученной информации из кратковременной памяти в долговременную, и интеграция новых знаний или нового опыта в уже имеющийся. На все эти процессы нашему мозгу, а точнее всему организму в целом, требуется определенное количество времени, которое определено природой. И если использовать знания об «эффекте паузы», то можно полностью решить любую задачу и получить максимальные результаты в кратчайшие сроки.

Это правило не особенно сложно, но реальность такова, что мы часто ведем себя так, что мешаем мозгу овладеть определенными знаниями и навыками. Короткие, целенаправленные импульсы повторяющейся практики, с точки зрения мозга, это самый быстрый путь к мастерству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_pauzy.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭФФЕКТ ПАУЗЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

«Все считают, что, осваивая что-то новое, нужно «учиться, учиться и еще раз учиться». Вместо этого мы обнаружили, что своевременный и частый отдых может быть так же важен, как и практика», — заявил Леонардо Дж. Коэн, доктор медицинских наук и философии, старший научный сотрудник Национального института неврологических расстройств и инсульта в NIH.

Как нам известно, в каждом образовательном учреждении в любой стране мира независимо от возраста детей существуют перемены или, другими словами, паузы. У нас возник вопрос - для чего они нужны? Почему обучение новым знаниям или навыкам не может происходить беспрерывно? Почему любому человеку независимо от возраста, необходим отдых при обучении чему-то новому.

В словаре мы видим следующее определение этого понятия: Па́уза (греч. παυσις — остановка, прекращение) — перерыв в чём-либо. То есть перемена в школе – это и есть пауза. Теперь рассмотрим наш главный обучающийся орган – головной мозг с точки зрения нейробиологии. Еще недавно считалось, что мозг — это вещь в себе, точно настроенный и запрограммированный самостоятельный механизм. Но последние открытия ученых показывают, что мозг создан природой таким, чтобы все время находиться в процессе обучения. Его способность трансформироваться, приобретая тот или иной опыт, и сохранять эти изменения называется «нейропластичность» — термин, подчеркивающий отличие сегодняшнего взгляда на проблему от бытовавшего ранее. То есть, современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, обучение — это естественное и перманентное его состояние. Потому и заставлять никого не надо — нужно только создать такие условия, в которых мозг будет учиться тому, чему хочет научиться. Итак, что же это за условия?  Оказывается, это «эффект паузы»: усвоение знаний и развитие навыков происходит лучше, когда обучение разнесено во времени. Другими словами, это- «микрообучение», а нейробиолог Джон Медина охарактеризовал эту концепцию «правилом 10 минут». Его исследования показывают, что способность мозга уделять чему-то внимание обычно падает до нуля примерно через 10 минут. Поэтому следует концентрироваться не на долговременном овладевании новыми знаниями или развитием навыков, а на многочисленных коротких сессиях. Возвращаясь к образовательному процессу в школе, можно сделать вывод, что «паузы» важны как на уроках, которые длятся гораздо больше 10 минут и особенно на переменах между уроками. Во время «паузы» происходит обработка нового материала, перевод полученной информации из кратковременной памяти в долговременную, и интеграция новых знаний или нового опыта в уже имеющийся. На все эти процессы нашему мозгу, а точнее всему организму в целом, требуется определенное количество времени, которое определено природой. И если использовать знания об «эффекте паузы», то можно полностью решить любую задачу и получить максимальные результаты в кратчайшие сроки.

Это правило не особенно сложно, но реальность такова, что мы часто ведем себя так, что мешаем мозгу овладеть определенными знаниями и навыками. Короткие, целенаправленные импульсы повторяющейся практики, с точки зрения мозга, это самый быстрый путь к мастерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные паузы на уроках английского языка

Оригинальные авторские рифмовки для релаксационной паузы на уроках английского языка...

Релаксационные паузы на уроках английского языка

Оригинальные авторские рифмовки для релаксационной паузы на уроках английского языка...

Урок РРС иФп в 10 классе на тему: День Космонавтики. Текст "Путь к звёздам".Речевое дыхание. Пауза. Звуки М, МЬ - Б, БЬ.

Урок в 10 классе включает в себя работу над развитием речевого слуха и формированием произносительной стороны речи. Учащимся предъявляется текст, задания к тексту и вопросы по анализу текста.  Пр...

динамические паузы и физкультминутки.

Комплексы упражнений  для проведения на уроках пауз и физкультминуток, для снятия локального утомления....

Статья "Роль пауз в драматургии А. П. Чехова"

Уроки литературы в 10 классе, на которых изучается творчество А. П. Чехова,  всегда вызывают большой интерес и то же время трудности.  Речь идет о трудностях интерпретации драматургии ...

Статья: "Поведение динамических пауз в рамках взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования"

В данном материале представлен опыт работы детского объединения «В ПОЗИТИВЕ» под руководством педагога дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Фокиной И.П... Пок...

СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...