Урок РРС иФп в 10 классе на тему: День Космонавтики. Текст "Путь к звёздам".Речевое дыхание. Пауза. Звуки М, МЬ - Б, БЬ.
план-конспект урока (10 класс) по теме

Овчинникова Татьяна Сергеевна

Урок в 10 классе включает в себя работу над развитием речевого слуха и формированием произносительной стороны речи. Учащимся предъявляется текст, задания к тексту и вопросы по анализу текста.  При всех видах работ на уроке применяются компьютерные программы для работы со слайдами, презентациями, а также используются символы для практических работ по закреплению правил  произношения.

На уроке ведётся работа над развитием эмоционально-волевой сферы и творческого воображения учащихся при использовании таких методических приёмов, как выполнение упражнений к тексту и разыгрывание этюдов.

Все эти виды работ способствуют адаптации детей с недостатками слуха в среде слышащих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_zvyozdam-2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Урок развития речевого слуха  и формирования произносительной стороны речи в 10 классе.

Тема: День Космонавтики. Текст «Путь к звёздам». Речевое дыхание. Пауза.

Звуки: м,мь – б,бь.

                                                        Учитель слуховой работы

                                                        Овчинникова Т.С.

                              ГБС(К)ОУ ШИ  I-II ВИДА

                        г. Тихорецк Краснодарского края  

                                        2011 г.

Тема: День Космонавтики. Текст «Путь к звёздам». Речевое дыхание.

Пауза. Звуки М, МЬ – Б, БЬ.

Цели:  

 - воспринимать речевой материал урока с ЗУА и без ЗУА;

 - воспринимать текст и задания к нему;

 - воспринимать вопросы по теме: «День Космонавтики»;

 - дифференцировать в речи звуки М, МЬ – Б, БЬ;

 - следить за правильным произношением всех звуков;

 - работать над речевым дыханием;

 - работать над паузой;

 - воспитывать у учащихся чувство гордости за свою Родину, за свой народ,       за первых в мире покорителей космоса;

 - развивать эмоционально-волевую сферу и творческое воображение учащихся.

Оборудование: текст, ПК, слайды, презентация «Космонавты Кубани».

                                Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка работы ЗУА.

 - Как ты меня слышишь?

 - Какое сегодня число?

 - Какой день недели?

 - Опиши сегодняшний день.

2. Дифференциация звуков М,МЬ – Б, БЬ в слогах, словах и словосочетаниях.

* ам__и – аби                Памир – обида

   ам__е  - абе                камера – табель

   ам__у – абу                примула – табурет

   м__ и -  би                мир – балет

   м__е – бе                        мера – беркут

*белые маргаритки

  мировой балет

  международный комитет

  прибрежный камыш

Подчеркни в словах твёрдые М и Б.

 *В названиях каких месяцев есть звуки М, МЬ, Б, БЬ?

   В каких именах есть звуки М, МЬ, Б, БЬ?

   В названиях каких животных есть звуки М, МЬ, Б, БЬ?

(белка, медведь, борис, май, Любовь, Михаил, октябрь, бегемот, Людмила, декабрь, бобёр, басук, Мария, март)

3.Работа над паузой.

Прочитай стихотворение. Поставь в тексте паузы.

Мы проснёмся рано,/ рано-рано утром.//

И друг друга за руки возьмём.//

И вокруг берёзки,/ и вокруг берёзки

В хороводе с песенкой пойдём.//

Ещё раз прочитай стихотворение, соблюдая речевые паузы.

4.Восприятие на слух и слухо-зрительно вопросов по теме: «День Космонавтики». (используются слайды с изображением космонавтов)

 -  Какой праздник в нашей стране отмечают в апреле?

 - Какого числа отмечают этот праздник?

 - Почему?

 - В каком году состоялся первый полёт в космос?

 - Прочитай под фотографиями имена и фамилии космонавтов.

 (Юрий Гагарин, Герман Титов, Виктор Горбатко, Виталий Севастьянов,  Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Андриян Николаев).                

 - Назови имя первого в мире лётчика-космонавта.

 - Назови имя второго космонавта Земли.

 - Назови имена космонавтов – наших земляков.

 - Назови имена женщин-космонавтов.

 - Прочитай предложение, соблюдая речевое дыхание: Космонавт Алексей  Леонов совершил в открытом космосе переход из одного космического корабля в другой.

5.Работа над текстом «Путь к звёздам».

 - На прошлом уроке ты читал текст «Путь к звёздам» и отвечал на вопросы по его содержанию. Сегодня ты ещё раз прочитаешь текст и будешь выполнять задания к нему.

*Чтение текста учащимся.

        Прошло несколько месяцев после первого полёта в космос Юрия Гагарина. И от земли оторвался новый космический корабль.  На борту его был космонавт Герман Степанович Титов. 17 раз облетел Герман Титов вокруг земли и благополучно приземлился.

        Чтобы поздравить сына с замечательным полётом, приехали с далёкого Алтая отец и мать Германа.

        И Герману вспомнился родной дом, сад и тополя, которые он сам посадил, и деревенская улица.

        Вспомнились и трудные военные годы, когда отец ушёл на фронт и он, мальчишка остался единственным мужчиной в доме.  Герман рос ловким, сильным, выносливым.

        Из всех работ в колхозе он больше всего любил сенокос. И теперь вспомнилось, как ночевали они прямо на копне сена.

        Он лежал на спине и пристально смотрел в небо. И ему казалось, что он уже не на земле, а летит на сказочном ковре-самолёте.

        Однажды к ним приехал брат матери - лётчик. Все дни Герман не отходил от него. Герман всё расспрашивал про самолёты и даже тайком примерял фуражку лётчика. Когда дядя уехал, Герман уже твёрдо знал, что будет летать.

        Вскоре Герман Титов стал лётчиком. А затем вторым из всех людей побывал в космосе.

*Задания к тексту.

Сколько абзацев в тексте?

В каком абзаце говорится о полёте космонавта Германа Титова?

В каком абзаце говорится о трудных военных годах?

Продолжи предложение:

Прошло несколько месяцев…

И теперь вспомнилось…

Найди предложение по его концу:

…тайком примерял фуражку лётчика.

…что будет летать.

Какой абзац самый короткий?

Прочитай предложение в третьем абзаце.

Поставь в нём при помощи символов  паузы.

Прочитай предложение, соблюдая речевые паузы.

Как нужно прочитать это предложение?

Найди в тексте имена существенные собственные.

6.Слова, словосочетания и фразы, предъявленные на слух или слухо-зрительно.

Юрий Алексеевич Гагарин. Первый космонавт земли. Герман Степанович Титов. Второй космонавт Земли. Один виток. Семнадцать витков. Валентина Терешкова. Светлана Савицкая. Сильный. Ловкий. Выносливый. Стал лётчиком. Побывал в космосе.

7.Задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся

Упражнение.

Какие эмоциональные состояния ты испытываешь, глядя на ночное небо?

Изобрази эти состояния. Покажи их на иллюстрациях.

Этюд «Я в космосе».

Твоя мечта исполнилась – ты стал лётчиком. А затем ты стал космонавтом. И вот ты в космосе. Ты летишь над планетой Земля.

Выразительные движения: ты внимательно смотришь из рубки корабля на Землю.

Эмоциональные состояния: удивление, восторг, радость, счастье.

Какие слова тебе хочется сказать?

 - Я в космосе!

 - Как прекрасна наша Земля!

8. Итог урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: "Приветствие - это очень важно!. Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ-Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: "Преветствие - это очень важно!". Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ - Ш, В....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему "Перелетные птицы". Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С - Щ....

Классный час в 5 классе по теме "День космонавтики"

Презентация создана для детей, обучающихся в 5 классе (ФГОС О УО вариант 9.1). Целью данного мероприятия являлось уточнение и расширение знаний обучающихся о профессии летчик-космонавт, о космосе; пок...

Воспитательский час в 6 классе по теме: «День космонавтики»

Цели:способствовать повышению уровня знаний в области истории российской космонавтики; формирования чувства патриотизма и гордости за достижения страны.Задачи:Коррекционно-образовательные: расшир...