Коррекция тахилалии
статья

Журавлёва Дарья Тимуровна

В данной статье описывается коррекционно-логопедическая работа при тахилалии: этапы работы, их последовательность, продолжительность курса, профилактика нарушения, актуальность проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_korrektsiya_tahilalii.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Д. Т.

Kuznetsova D. Т.

E-mail: kuzn-94@mail.ru

Климкина Е. А.

Klimkina E. A.

Ключевые слова: тахилалия, коррекционная работа, нарушение речи, логопедическое воздействие.

Keywords: tahilla, correctional work, speech disorder, speech therapy impact.

Аннотация к статье: В данной статье описывается коррекционно-логопедическая работа при тахилалии: этапы работы, их последовательность, продолжительность курса, профилактика нарушения, актуальность проблемы.

Article abstract: this article describes the remedial speech therapy work with Tehillim: stages, their sequence, duration of course, prevention of violations, the urgency of the problem.

Система коррекционно-логопедической работы по устранению тахилалии.

System of correction and speech therapy works to eliminate Tehillim.

Taxилaлия – это нарушение тeмпo-ритмичeскoй организации рeчепроизводства нeсудoрoжнoгo характера, проявляющееся в виде патологически ускоренного темпа речи. [1] При данном нарушении наблюдается существенно ускоренный темп речи и общей моторики; также отмечаются повторения, искажения слогов и слов, запинки, нарушения письма (диграфия) и чтения (дислексия).

      Профилактика тaхилaлии включает в себя предотвращение и лечение нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга, травм головы. Особое внимание следует уделять нервно-психическому развитию детей и правильному формированию их речи. [1]

       Дети с тaхилaлией должны быть комплексно обследованы следующими специалистами: неврологом, психиатром, психологом и логопедом. Коррекционно-логопедическая работа по устранению тaхилaлии включает - медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, аутогенная тренировка, ЛФК, речевые упражнения, логоритмика). [1]

       Логопедические занятия по коррекции тaхилaлии рекомендуется проводить в коллективной форме, это организует и дисциплинирует детей. На I этапе необходим режим максимального ограничения речи.

        Работу по развитию медленного темпа речи необходимо начинать с использования вопросно-ответной беседы, переходя к сопряженной и отраженной речи. На занятиях лучше всего использовать речевую зарядку, лoгoритмику, громкое чтение, речевые упражнения под такт, прослушивание четкой, правильной, спокойной речи.

     На заключительном этапе в работу следует ввести пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и в итоге - публичное выступление, которое необходимо проанализировать.

     Курс коррекционно-логопедической работы при тaхилaлии длится 2,5-3 месяца; у детей - до 6-12 месяцев. При рецидивах данного нарушения следует проводить повторные комплексы занятий.

Основные принципы логопедической и психологической работы по коррекции тaхилaлии были разработаны Ю. А. Флоренской и 3. С. Ходоровой в 1935 году.

На данный момент для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексный метод. Он состоит из следующих направлений:

1. Медицинское воздействие - медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы.

2. Логопедические занятия - нормализация темпа речи, просодической стороны речи: мелодики, ритма, пауз; воспитание и развитие высших психических функций.

3. Особые виды лечебной физкультуры.

4. Логопедическая ритмика - нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики.

Продолжительность занятий 9-10 месяцев.

Вся коррекционно-логопедическая работа проводится в основном в коллективной форме.

Ю. А. Флоренская выделяла то, что коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость.

На протяжении всех занятий дети учатся и привыкают к медленной, спокойной и плавной речи.

В самом начале детям непривычно выдерживать такой замедленный и спокойный темп речи. Для этой цели логопед должен задавать нужный темп дополнительным способом: отстукивать по столу, отхлопывать такт в ладоши. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Подобные приемы помогают детям сохранять заданный темп на протяжении всего занятия. [2]

На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны. Такие упражнения проводятся каждый. После того как навык неторопливой речи закрепится, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.

При тaхилaлии часто бывает нарушена последовательность и логичность мышления. Этому нужно отдельно уделять большое внимание. В таких случаях рекомендуется учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективным является такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди её договаривают. При этом у фраз должна быть общая тематика. Данные упражнения развивают у детей правильность и последовательность мышления и позволяют тренировать и закреплять медленный и спокойный темп речи. [3]

Коррекция  тaхилaлии предполагает воспитание: 1) спокойного, медленного, плавного, ритмичного дыхания и голосообразования; 2) медленного ритмического чтения; 3) спокойной, правильной речи; 4) развитие взаимодействия в коллективе в процессе общения; 5) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическая работа с подростками и взрослыми при тaхилaлии необходимо проводить поэтапно.

I этап - режим молчания.

Логопед исследует речь каждого ребёнка, изучает условия коллективного общения. Также логопед проводит беседу о значении коллективных занятий по нормализации ускоренного темпа речи. Необходимо максимально молчать на занятиях и дома, использовать только необходимые слова и фразы. Подобный приём поможет снять напряжённость и уменьшить возбудимость, сосредотачивает детей на выполнении определённых заданий. На занятиях с логопедом происходит нормализация темпа речи на простейшем речевом материале – отражённая, сопряжённая речь и ответы на вопросы.

II этап – усвоение медленного темпа речи на материале чтения и рассказывания.

Сначала логопед показывает образец чтения. После этого дети читают сопряжено, отражённо и по очереди. Затем происходит анализ чтения каждого ребёнка. Все занятия начинаются с речевой зарядки, далее проводится групповая и индивидуальная работа. Одним из главных моментов в речевых упражнениях является связная речь, применяемая в замедленном темпе. Замедленный темп приобретает значение как с технической стороны, так и со стороны психотерапевтического воздействия на ребёнка. Необходимо давать установку не только на замедление речи, но и на замедление внутренних психомоторных процессов. Рекомендуется замедлить движения, скорость внешних реакций и поведения в целом.

III этап – редактирование высказывания, работа над адекватностью фразы намеченному содержанию.

Занятия строятся на следующем материале: подробные и последовательные пересказы, с использованием плана и без него; с установками на определённую длину пересказа; выделение отдельных деталей; упражнения для развития произношения одной и той же фразы несколькими способами.

IV этап – коллективное рассказывание.

Каждый ребёнок слушает речь своего товарища, включается в рассказ по сигналу логопеда. На данном этапе необходимо ввести замедленное чтение про себя. Это оказывает замедляющее влияние на внешнюю речь. Большое количество времени уделяется индивидуальной работе над речью. Продолжительность работы после окончания логопедических занятий составляет 1 год по 2 раза в день.

Основные приёмы, применяемые на занятиях: сопряжённая речь; отражённая речь; подражание; ритмическое чтение; речевые упражнения под такт, сопровождаемые ударом руки, ноги, хлопком в ладоши; запись и прослушивание правильной, спокойной  речи, записанной диктофон.

На данном этапе применяются функциональные тренировки речи, направленные на её коррекцию. Они проводятся индивидуально и коллективно. Главным на этом этапе является развитость диалогического общения на логопедических занятиях в замедленном и нормализованном темпе. Подобные функциональные тренировки происходят в виде диалогов на улице, в транспорте и т.д. Речевой материал готовится заранее и отрабатывается на групповых занятиях. Тренировки вне логопедического кабинета воспитывают у детей внимание к речи, как собственной, так и окружающих; учат контролировать своё поведение в момент речи; способствуют развитию личности ребёнка.  

V заключительный этап - подготовка к публичному выступлению.

Необходимый материал для выступления подбирается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В процессе групповых и индивидуальных занятий отрабатывается темп речи и воспитывается правильное поведение; выступление каждого ребёнка записывается на диктофон, прослушивается, а затем анализируется.

Продолжительность курса 2,5-3 месяца. Если этого времени недостаточно, то необходимо после перерыва продолжить занятия в течение 4-6 месяцев. После окончания логопедического курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков спокойной, медленной речи.

При устранении тaхилaлии у детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать методики по коррекции заикания с соответствующими изменениями, с учетом механизма и симптоматики тaхилaлии. [4]

В коррекционно-логопедическую работу включаются упражнения по логопедической ритмике. Это происходит поэтапно и последовательно, с усложнением заданий на каждом занятии. Главное на данных занятиях – замедленный темп выполнения упражнений. В занятия по логоритмике включаются упражнения на развитие дыхания, голоса, нормализацию тонуса мышц, развитие двигательной координации, внимания, памяти, чувства ритма; речевые задания, связывающие координацию движений с правильной речью, выполняемые под музыку; специальные распевки для развития ритмичности дыхания, выработки плавного речевого выдоха и речи в целом; слушание музыкальных композиций; сюжетные драматизации с танцами и  хороводами; самостоятельную музыкальную деятельность; игровую деятельность; заключительные упражнения. [5]

Курс логопедической коррекции у дошкольников и младших школьников - от 6 месяцев до 1 года. В случаях рецидивов необходимы повторные курсы занятий.

Тaхилaлия относится к достаточно сложным речевым нарушениям. Патогенез и этиология тахилалии до конца не изучены. Ускоренный темп речи является актуальным в вопросах развития речи на сегодняшний день. Актульными остаются вопросы:

  • изучения механизмов возникновения и структуры дефект;
  • изучения особенностей протекания нарушенного темпа речи у людей разного возраста;
  • психолого-педагогического изучения речи, личности и поведения лиц с тaхилaлией и её разновидностями;
  • совершенствования методик коррекционно-педагогической работы при разных видах нарушенного темпа речи у людей разного возраста и в зависимости от разных типов лечебно-педагогических учреждений.

Список литературы:

1. Беккер К. П., Совак М. «Логопедия». - М., 1981. (С. 195-198).

2. Зееман М. «Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте».  М., 1962. (С. 266 – 271).

3. Кочергина В. С. «Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков».  М., 1969. (С. 214 – 226).

4. Селиверстов В. И. «Заикание у детей». М., 1979. (С. 8 – 26).

5. Тяпугин Н. П. «Заикание». М., 1966. (С. 68).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по коррекции в 5 классе. Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»"

Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади» ".Цели урока:Коррекция различных видов внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»Воспитание интереса ...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Коррекция, развитие и формирование высших психических функций.Методы нейропсихологической коррекции.

В данном докладе представлена работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на расслабление мышц, релаксации, дыхательные упражнения. Для чего нужны такие упражнения. А значит это дает д...

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....