Коррекция, развитие и формирование высших психических функций.Методы нейропсихологической коррекции.
статья по теме

Худяева Наталья Владимировна

В данном докладе представлена работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на расслабление мышц, релаксации, дыхательные упражнения. Для чего нужны такие упражнения. А значит это дает детям правильно успокаиваться, развивать память, интеллект, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА  ТЕМУ:

«КОРРЕКЦИЯ, РАЗВИТИЕ И

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ».

Подготовила: Худяева Н.В.

                Коррекция, развитие и формирование

                     высших психических функций.

        Методы нейропсихологической коррекции.

Любая форма дизонтогенеза (развитие, отклоняющееся от нормы) непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров психической деятельности. Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. Наиболее корригируемым считается возраст от 5 до 12 лет.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфомированности тонкой моторики рук.

Известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, упражнения с правилами.

Растяжки. Они нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью.

Гипертонус проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные реакции. Такие дети с трудом расслаблются.

Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное легкое ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки

Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движения глаз активизируют процесс обучения. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят схемы образов, необходимые для обучения.

Движения тела и пальцев или телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, мышечные зажимы.

        Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от коленей к пальцам ног.

Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов.

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.

Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру.

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Упражнения для релаксации(снятие напряжения).Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений.

        Коррекционно – развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.

Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, успокаивают и уравновешивают психику.

Resource id #2176

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"

Задания для развития мышления, внимания, памяти....

Коррекционное занятие "Коррекция высших психических функций"

Задания для развития мышления, внимания, памяти....

Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Выступление перед родителями будущих первоклассников....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....

«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Формирование высших психических функций. Нормотипичные дошкольники и дети с ОВЗ.

Медиапродукт к семинару-практикуму дефектолога для педагогов образовательной организации....