Беседа "Земля -наш общий дом".
план-конспект занятия (7 класс)

Сафронова Наталия Викторовна

Данная беседа проведена с целью экологического воспитания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_zemlya-nash_dom.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Земля – наш общий дом.

        

Цели:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы говорим о Земле — о нашем общем доме, где есть и горы, и реки, и леса, и моря, и мы с вами. Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: «Человек - царь природы». Но кто поставил человека над природой? Сам человек А кто человек без природы? Представить себе это невозможно ... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.

Как называется наша планета?

Хором: Земля!

Земля. Какая она?

Огромная, зеленая, красивая!

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят.

Птиц крикливых, перелетных

Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету!

Другой такой на свете нету!

 Ведущий: Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то, наверное, перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые будут строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он  будет работать здесь же отдыхать Но чем крупнее становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальта, тем чаще людям хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать от удушливого смога городов. Потому, что там, за городом, наш настоящий дом - природа! Дом, без которого нам не прожить.


Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Уютная наша планета - Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.(Показ слайдов 2,3,4,5,6.)

Ребята кто –то идет к нам в гости?

Зажодит Лесовичок

Лесовичок(вздыхает): Тут недавно были (начинает плакать)...

они... они... обижали...

Ведущий: Ребята, лесовичок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лесовичок я уверена, что наши ребята знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке..

1 конкурс. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Дл; этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! (слайд 10)

Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)

ЛесовичокКак приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев и нас, лягушек.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Ведущий: Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: «Земля наш общий дом», «Берегите братьев наших меньших». Как приятно когда дети знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев.

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалил на спинку,

Он домой ее принес.

Грузчик маленького роста.

Муравейник далеко,

А бревно нести непросто,

Даже очень нелегко.

Под большой столетней елью

Стройка весело идет.

Здесь работает артелью

Дружный маленький народ.

Вырос дом на новом месте,

Новоселы нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям.

 Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, - не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Ведь их называют санитарами леса.Ребята если вы увидели полянку ландышей,колокольчиков- не рвите их, пусть они радуюти дальше своим цветением

 

2конкурс «Непростой вопрос».

                              

1. Самые крупные летающие птицы? (лебедь, орёл, дрофа).

2.Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей).

3. Какая птица живёт дольше всех? (ворон).

4. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

 5 Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
7.. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
8. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
9.. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
10 У кого на сучке кладовая? (У белки).
11. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
12.. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
13.Самые трудолюбивые насекомые (Муравьи).

14.Самые красивые лесные цветы (Ландыши, подснежники).        

15.Почему белые медведи не могут жить в лесу? (Потому что они плавают и пищу добывают в воде.)

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?

Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ) .

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

На желтых листах — уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных.

Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.

На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.

На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей) .

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в России осталось мало. Это Полосатая гиена - Очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придётся, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.

В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет. Где вы могли встретить Зубров? (ответы детей)

Амурский тигр сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. Скажите, пожалуйста, похож ли он на тигров, которых вы видели в зоопарке? (ответы детей)

Красный волк - Красные или горные волки — хищные млекопитающие, представители семейства псовых (также является единственным оставшимся представителем рода Cuon). Этот вид очень редкий, находится под угрозой исчезновения.

Курильский тюлень - Обитатель далёких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной рыбой.

Посмотрите кроме крупных животных, в Красную книгу занесены птицы. Такие как Сокол-Сапсан. Розовая чайка, белый журавль.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живоеКак вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте.

 

ВедущийМы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.А сколько вреда оказывают промышленные предприятия.,сливая вредные отходы в реки.Из-за этоготам гибнет все живое.(   показ слайдов18,19,20,21,22.)

Конкурс « Не…».

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова « Не ».

Как вы думаете, что это за советы Я буду начинать предложения, а вы продолжаете.

Примерные ответы учащихся.

1. Не разводи костров    в сухую погоду

2. Не руби в лесу     деревьев

3. Не разоряй     муравейники.

4. Не   пугай        птиц, не разоряй гнезд.

5. Не бери в лесу животных.

6. Не убивай жаб и лягушек,        они питаются вредными насекомыми.

7. Не рви        лесные и полевые цветы.

Поэты и писатели всегда восхищались природой, но вы увидите, что природу на каждом шагу подстерегают беды.

 Красоту природы надо беречь!

Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.

Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.

Гибнут леса и у нас! Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые ростки помогали легче дышать всему человечеству.

(Во время выступления на экране демонстрируется презентация о лесных вырубках вокруг села, ближайших лесополосах, лесных массивах)

 Но не все хотят дружить с природой. Каждая семья ежедневно что-то выбрасывает. За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.

Ребята! Для мусора есть специально отведенные места! Давайте ребята меньше мусорить, и тем самым беречь чистоту и красоту земли.

 Экологическая викторина.

1.Назовите защитника всех животных и растений в лесу.

2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

3.Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнезде? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

4.. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно)

5Как называется растение, у которого одна сторона листа теплая на ощупь, а другая - холодная? (Мать и мачеха)

6Почему летом нельзя громко кричать в лесу?

7.Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

 Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы.Я надеюсь, что вы поняли, что Земля – это наш общий дом, и  живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах.

                                Рыбы, птицы и звери

                                В душу людям смотрят,

                                Как будто просят нас:

                                Люди – не убивайте зря,

                                Ведь море без рыб – не море,

                                Ведь небо без птиц – не небо,

                                Земля без зверей – не Земля,

                                И нам без Земли нельзя!

Ребята, наша Земля так красива, давайте беречь красоту Земли.

 Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...

Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию  образовательных программам с применением дистанционных технологий...