ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья

Горбачева Елена Игоревна

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) материально-техническое обе­спечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям.  В связи с этим одним из приоритетных направлений модернизации специального образования в России является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для развития личности умственно отсталого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbacheva_kuznetsova_2016_g.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Е.И. Горбачева, Л.А. Кузнецова

Санкт-Петербург

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям.  В связи с этим одним из приоритетных направлений модернизации специального образования в России является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для развития личности умственно отсталого ребенка.

    Ученые в области специального образования рассматривают информационно-коммуникативные технологий как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в каждый учитель, дефектолог должен уметь  применять эти технологии в учебном процессе. Несмотря на то, что  проблема применения ИКТ в обучающих и коррекционных целях исследуется отечественной наукой (С.В. Кудрина, О.И. Кукушкина, Л.Р. Лизунова, З.А. Репина и др.), к сожалению, до сих пор она еще не получила широкой научной и методической разработки, обеспечивающей учителей специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками их реализации.  В связи с этим  использование ИКТ в обучении умственно отсталых школьников с разным уровнем психического развития еще не носит систематического характера.  На сегодняшний день, практика показывает, что многие учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, пользуются поисковыми системами сети Интернет, находят практически любой материал по вопросам развития и обучения (обучающие программы, игры, любые фотографии и иллюстрации и др.) для занятий, вынуждены компилировать компьютерный материал, адаптировать его, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка.

        Известно, что все обучение умственно отсталых школьников с разным уровнем психического и физического развития должно проводиться в условиях предметно-практической деятельности с речевым сопровождением и быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений. В связи с этим уроки с использованием компьютерных технологий имеют большой коррекционный потенциал для проведения работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления и мелкой моторики. На этих уроках легче дифференцированно подходить к каждому ребенку и осуществлять индивидуализацию обучения.

     Применение информационных компьютерных технологий позволяет сделать уроки современными, привлекательными, тем самым усиливая мотивацию школьников и активизируя их познавательную деятельность, что влияет на повышение эффективности обучения и, в конечном счете, на интеграцию детей в информационное общество. Конечно, этого можно добиться только в том случае, если обучение с применением ИКТ будет учитывать актуальный уровень развития детей, зоны их ближайшего развития и опираться на ведущую деятельность соответствующего возрастного периода. Кроме этого оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами обучения определяют эффективность использования ИКТ в коррекционной работе.

  Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, расширяя возможности подачи учебной информации при том, что компьютерная информация должна быть небольшой по объему и систематически повторяющейся; при контроле, закреплении и проверке знаний учащихся; при обобщении и систематизации материала; при самостоятельной работе.  

    Одним из приоритетных направлений в использовании ИКТ на разных уроках в классе или домашнем обучении как умственно отсталых младших школьников, так и старшеклассников с разным уровнем развития считается применение разнообразных компьютерных игр-программ (диагностических, развивающих, обучающих, тренирующих).

     Электронные игры-программы должны отвечать определенным требованиям: носить исследовательский характер, быть легкими для самостоятельных занятий ребенка, направлены на развитие широкого спектра навыков и представлений, иметь высокий технический уровень, учитывать возрастное соответствие и отличаться  занимательностью. Только в этом случае с такими играми  процесс обучения для школьников становится более доступным, интересным, полезным и познавательным.

   К развивающим компьютерным играм-программам  относятся:  пазлы, раскраски, игры-головоломки, лабиринты, кроссворды  и др., которые можно подобрать по уровню развития, возрасту, виду работы, теме урока. Такие игры-программы развивают внимание и память, моторику рук,  развивают логику и мышление у детей.

      Применение обучающих электронных игр–программ на разных школьных предметах, дает возможность пополнять словарный запас, различать цвет, форму, конструкцию и другие видимые характеристики предметов, учить младших и старших школьников счету, письму, чтению, ручному и профессиональному труду и т.д.

     Развивающие и обучающие игры можно считать диагностическими, поскольку по способу решения компьютерных задач, стилю игровых действий учитель, дефектолог, психолог и логопед смогут многое сказать о ребенке.

    Тренирующие компьютерные игры-программы прекрасно выполняют функции компьютерных игровых тренажеров для работы с умственно отсталыми обучающими. Так, например, с помощью учебных игр-программ «Зайка в школе» и «Игры тигры» и др. можно проверить знания по русскому языку, математике и окружающему миру, работать над преодолением нарушений речи. Особый интерес вызывает комплекс учебно-развивающих компьютерных игровых тренажеров для дошкольников и младших школьников с разным уровнем психического развития «Играем и учимся» (авторы С.В. Кудрина и Л.В. Козлова), направленный на формирование, закрепление и проверку знаний и умений считать и читать.

   К информационно-компьютерному обеспечению уроков также относятся электронные приложения учебно-методических комплектов (УМК), которые являются его интерактивным мультимедийным компонентом. Электронное приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе или на дому и для самостоятельной работы учащихся дома, как на персональном компьютере, так и на интерактивной доске при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Например, к завершенной линии учебников «Технология. Ручной труд» для 1–4 классов специальных (коррекционных) организаций VIII вида  (автор Л. А. Кузнецова) созданы электронные приложения  учебников и рабочих тетрадей. Настоящие электронные ресурсы призваны дополнить содержание учебного предметного курса Технология (Ручной труд), осваиваемого  обучающимися с умственной отсталостью под руководством педагога.  

    Данное электронное приложение имеет тесную связь с УМК по содержанию (темам, видам работы, разделам, заданиями, играм и др.) и значительно расширяет его информационно-образовательное пространство, за счет включения дополнительных иллюстративных, фотографических, анимационных материалов, таблиц, видеофрагментов, интерактивных игр-программ и др.

   Настоящий электронный ресурс является своеобразным интерактивным опорным конспектом для учителя. Кроме этого, в целях подготовки к уроку учитель, работая с электронным приложением вышеназванного УМК,  может распечатывать необходимый ему отрывок из учебника или  рабочей тетради и использовать его в классе для практической работы учащихся в соответствии с темой урока. При необходимости педагогу следует адаптировать задания и давать дополнительные пошаговые инструкции, отбирать и предлагать актуальную информацию для учащихся, осуществлять помощь обучающимся в применении инструментария и демонстрировать способы действия при выполнении интерактивных заданий.

   Сегодня доступно огромное множество платных и бесплатных сайтов с on-line и флэш–играми, ППС «Библиотека электронных наглядных пособий», которое предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования, а также для самостоятельного использования учащимися дома. Существенным недостатком данных программ является тот факт, что их использование, возможно только частично, так как ориентированы они на детей с сохранным интеллектом. Большими возможностями обладает программа MS Power Point при создании мультимедийной продукции. Одним из главных аспектов этой программы является применение анимационного эффекта.

        В заключении необходимо особо подчеркнуть, что каждый учитель-дефектолог должен четко осознавать целесообразность, целенаправленность, необходимость и ответственность применения компьютерной поддержки того или иного урока и рассматривать компьютер не как самоцель или альтернативу традиционным методам, а прежде всего как одно из средств повышения эффективности и коррекционной направленности обучения умственно отсталых школьников.

Сведения об авторе:

Кузнецова Людмила Анатольевна, доцент кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Горбачева Елена Игоревна, учитель ГБОУ школа № 613 Московского района г. Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как способ эффективного управления уроком

Обзор электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и их применение на уроке  ...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (НП) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МОУ "ДЕМИХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Задача каждого педагога заключ...

Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

Электронные образовательные ресурсы для обучающихся

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести...

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....

Методическая разработка в номинации «Электронный образовательный ресурс» «Применение триггеров для различных этапов урока математики»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Широко применимы компьютерные технологи...