Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики
статья (7 класс)

Хохрякова Людмила Викторовна

В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110

Тел/факс: (3519) 20-25-85; e-mail: internat4shunin@mail.ru; http://74203s037.edusite.ru

 Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики

Учитель:  Хохрякова Людмила Викторовна

Магнитогорск, 2021 г.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у детей с ОВЗ к предметам, проблеме формирования у обучающихся логического мышления.

Школа призвана готовить не носителей знаний, а личность с развитым творческим мышлением. Обучение должно обеспечить подготовку мышления детей к овладению способами рассуждений, применяемыми в физике, и подготовить их к усвоению важнейших физических понятий.

У детей перестаёт быть ведущим намерение только добиться успешного результата, а появляется познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата и обстоятельства, повлиявшие на то, что решение оказалось неудачным.

Но учителю необходимо помнить о том, что интерес к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие задания надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.

Развитию мышления учитель обязан уделять достаточное внимание.

Параллельно с развитием мышления у воспитанников развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщённо, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет на воспитанность ребёнка. У него развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль, интерес к предмету, желание учиться.

Отсюда задача:

-сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

            Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.

             Целью коррекционной работы является исправление присущих воспитанникам недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.

             Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.

Общая коррекционно-развивающая работа со всеми воспитанниками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся с ОВЗ, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.

               Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных воспитанников (индивидуальная коррекция).

               Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что воспитанники овладевают знаниями неравномерно.

              Общая и индивидуальная коррекция осуществляются практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время.

Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.

У детей с ОВЗ  наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено сознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких воспитанников характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Основные направления коррекционной работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавание;

-развитие пространственных представлений и ориентировки;

-развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

-формирование навыков соотносительного анализа;

-развитие навыков группировки и классификации;

-формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения, драматизация, ролевые игры и т.д.)

4. Развитие речи, владение техникой речи.

5. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

-развитие мелкой моторики кисти.

7. Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

            Коррекционная работа с воспитанниками строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.

Коррекционная деятельность может осуществляться через:

-дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока;

-моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы.

Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый раз, усложняя их, идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь;

-создание проблемных ситуаций.

Решение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обществе;

-решение логических задач.

Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности ( анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения ), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме.

Проведение с воспитанниками дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д.

Коррекционная деятельность на уроке физики при решении задач.

Коррекционная деятельность на уроке физики должна быть максимально направлена на развитие ученика. Труднее всего ребятам дается решение задач. Но ничто так не развивает ребенка, как обдумывание идеи решения задачи и его попытки рассуждать. Понятия естественно формируются в сознании детей в ходе решения задач. Вот почему большое внимание на уроках физики уделяется развитию логического мышления. Развитие логического мышления является необходимым условием их успешного обучения.

В логическом мышлении можно выделить две основные стадии:

1) конкретно-понятийную,

2)абстрактно- понятийную.

Не все учащиеся, прочитав условие задачи, смогут решить ее. Поэтому в качестве коррекционной работы, можно предложить учащимся не сразу решать задачу, а сначала поставить вопросы к предложенным в задании действиям.

Например, для закрепления понятия средней скорости как отношения всего пути ко всему времени, затраченному на этот путь, в 7 классе можно дать следующую задачу:

Еж скатился со склона длиной 10 м со скоростью 0,2 м/с, потом раскрылся и пробежал еще 60 м за 2 минуты. С какой средней скоростью двигался еж?

Учащимся предлагается готовая краткая запись:

Задача №1

Дано

S1=10 м

v1 = 0,2 м/с

S2= 60 м

t2 = 2 мин

СИ

vср -?

После того, как будут разобраны все обозначения в краткой записи задачи, учащимся можно предложить ответить на вопросы:

  1. Что сделаем, выполнив действие 60•2=120?  (Переведем 2 минуты в СИ; получим, что еж бежал 120 секунд.)
  2. Что мы найдем, выполнив действие 10:0,2=50? (Время, в течение которого еж катился со склона; оно равно 50 секунд).
  3. Что мы найдем, выполнив действие 120+50=170? (Время, затраченное ежом на весь путь, равно 170 секундам).
  4. Что мы найдем, выполнив действие 10 +60=70? (Весь путь ежа равен 70 метрам).
  5. Что мы узнаем, разделив весь путь на все время движения ежа? (Среднюю скорость ежа).
  6. Найдите среднюю скорость ежа, выполнив действие  70:170=…

После ответов на вопросы учащимся можно предложить посмотреть на решение:

Задача №1

Дано

S1=10 м

v1 = 0,2 м/с

S2= 60 м

t2 = 2 мин

СИ

Решение:

t1==50 с

120 с

Vср =

S=S1+S2

t=120с+50с=170с

t=t1+t2

t1=

S=10м+60м=70м

Vср ==0,41 м/с

vср -?

Ответ: средняя скорость ежа 0,41 м/с.

Дальнейшая работа над задачей может включать следующие формы заданий:

- предложить учащимся аналогичную формулировку условия, к которому они должны будут поставить вопросы и решить полученную задачу по образцу.  

Задача №2

Коля первую часть пути до школы длиной 4500 м ехал на автобусе в течение 5 минут, а затем 600м шел пешком со скоростью 1,5 м/с. С какой средней скоростью двигался Коля?

- по готовой краткой записи придумать задачу и решить ее (если учащиеся затрудняются, можно предложить составить задачу про движения автобуса);

Задача №3

Дано

S1=90 км

t1=2 ч

v2 = 50 км/ч

t2 = 3ч

vср -?

- составить и решить задачу, обратную данной (по средней скорости и времени движения найти путь);

- составить аналогичную задачу с другими числовыми значениями величин и решить ее;

-составить схему решения задачи.

Успехи детей необходимо поощрять.

Литература:

1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1990 г.

2. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.  Данилкина, Ленинград, 1994 г.

3. "Коррекционная работа в коррекционной школе", 1998 год.

4. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся коррекционной школы" // Дефектология, №5/6, 1999 г., стр.8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Аспекты деятельностного подхода в формировании мыслительных процессов

Мышление - высшая ступень человеческого познания.Мышление носит опосредованный характер, т.е. опирается на ощущения и восприятие, на данные прошлого опыта, сохраненные в памяти. Мышление связано с реч...

Коррекционная работа по развитию мыслительных операций учащихся с недостатком интеллекта на уроках слесарного дела

Цель данной работы – развитие операций мышления у подростков с интеллектуальной недостаточностью на уроках слесарного дела.Задача – подобрать и апробировать систему упражнений на развитие ...

Выступление на Районном МО учителей физики по теме: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики"

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой...

Методическая разработка по теме:" Развитие мыслительных процессов на уроках обучающего чтения". 2021год.

Методическая рекомендация по использованию опорных схем и таблиц на уроках помогают усваивать новый материал....

БУКЛЕТ для педагогов «Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями»

Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями....