Аспекты деятельностного подхода в формировании мыслительных процессов
презентация к уроку на тему

Савелькаева Ирина Александровна

Мышление - высшая ступень человеческого познания.

Мышление носит опосредованный характер, т.е. опирается на ощущения и восприятие, на данные прошлого опыта, сохраненные в памяти. Мышление связано с речью, т.к. отражение связей и отношений между явлениями происходит в словесной форме. Оно также связано с практической деятельностью.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Формы и законы мышления изучаются логикой.

Механизмы протекания мышления изучаются психологией и нейрофизиологией.

Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.pptx474.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант

Слайд 2

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой. Механизмы протекания мышления изучаются психологией и нейрофизиологией.

Слайд 3

Мышление носит активный и проблемный характер . Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса: 1. Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс. 2. Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения. 3. Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке. 4. Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

Слайд 4

Мыслительные операции не просто различные независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации. Произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B

Слайд 5

Мыслительные операции 1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.) 2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое 3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия 4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам 5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. 6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления. Суждение , умозаключение, понятие, аналогия. Формы мышления

Слайд 6

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

Слайд 7

Абстрактное мышление Логическое мышление Абстрактно – логическое мышление Дивергентное мышление Конвергентное мышление Наглядно – действенное мышление Наглядно – образное мышление Образное мышление Практическое мышление Теоретическое мышление Творческое мышление Репродуктивное мышление Критическое мышление Пралогическое мышление Вербально – логическое мышление Пространственное мышление Интуитивное мышление Реалистическое и аутическое мышление Произвольное и непроизвольное мышление Виды мышления Справочный материал

Слайд 8

Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку. Могут выделять таким образом: по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое; по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое; по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное; по степени новизны : репродуктивное – продуктивное. Возможности классификации

Слайд 9

Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях. Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. Логического мышления позволяет отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения . Развитие логического мышления возможно с помощью математических задач на логическое мышление . Аристотель

Слайд 10

Задания, способствующие логическому мышлению Задание «Способность выявлять существенное » Задание «Логическое мышление » Задание «Выделение существенных признаков математических понятий » Задание «Способность сравнивать понятия » Задание «Способность обобщать » Задание «Исключение лишнего » Задание «Анализ отношений между понятиями » Задание «Исследование скорости протекания мыслительных процессов » Интегративная разминка

Слайд 11

Задание «Способность выявлять существенное» Учащимся предлагается ряд слов, в котором 5 слов записаны в скобках, а одно – перед ними. Следует выделить 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сложение (сумма, число, разность, ноль, слагаемое) Квадрат (чертёж, сторона, точка, буква, углы) Окружность (радиус, центр, циркуль, карандаш, овал)

Слайд 12

Задание «Логическое мышление» Учащимся предлагается задание, где из двух истинных суждений необходимо сделать заключение об истинности или ложности, а также, возможно, и неопределённости третьего утверждения. Все десятичные дроби – числа. 1,5-десятичная дробь. 1,5-число ? Некоторые школьники умеют строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику. Ваня - школьник . Ваня умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику? (– 8) - отрицательное число. (- 8) - целое число. Следовательно, все целые числа являются отрицательными числами? Если число оканчивается нулём или цифрой 5, то оно делится на 5. Число 435 оканчивается цифрой 5 Число 435 делится на 5?

Слайд 13

Задание «Выделение существенных признаков математических понятий» Учащимся предлагается ряд математических терминов. Необходимо из пяти предложенных терминов выбрать два, которые наиболее точно определяют математическое понятие. Геометрия (фигура, точка, свойства, уравнение, теорема) Уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестная, произведение) Планиметрия (плоскость, квадрат, прямоугольник, фигура, прямая) Треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр) Сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель) Периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник) Куб (угол, равенство, плоскость, сторона, вектор) Дробь (делимое, делитель, частное, знаменатель, произведение) Степень (корень, показатель, решение, основание, переменная) Координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая)

Слайд 14

Задание «Способность сравнивать понятия» Учащимся предлагается для понятий: отрезок, луч, прямая. Указать общие свойства и различия. Общие свойства Различия Задание «Способность обобщать» Учащимся предлагается 2 слова. Найти общее слово, объединяющее понятия: треугольник, квадрат - квадрат, ромб - квадрат, куб - катет, гипотенуза - абсцисса, ордината -

Слайд 15

Задание «Исключение лишнего» Учащимся предлагается ряд математических понятий, чисел, математических выражений. В каждом из заданий пять элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пятый не обладает этим свойством. Ученикам необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. Эта методика также выявляет умение классифицировать. 1) 8 , 20, -4, 18, 5 2) Делимое , частное, плюс, деление, делитель 3) Основание , показатель, степень, произведение 4) 11 , 3, 5, 18, 7 5) Прямоугольник , треугольник, ромб, квадрат, параллелограмм 6) Точка , отрезок, прямая, уравнение, плоскость 7) Десять , число, дробь, буква, пятнадцать 8) Координата , ось, абсцисса, фигура, ордината 9) 145 , -434, 56, -186, 875 10) 3х 2 , -4х, 3х+8у 2 -7, 4у, 18х 2

Слайд 16

Задание «Анализ отношений между понятиями» “ Назови , одним словом ”. 2, 4, 6, 8 _____________________ 1 , 3, 5, 7, 9 _____________________ 18, 25, 33 ____________________ 131, 139, 216 ___________________ “ Чем похожи числа ?” 6 и 61; 41 и 48; 84 и 14 . “ Чем различаются?” 5 и 15 ; 88 и 18; 12 и 31. “Общие признаки?” 1 и 11; 20 и 10; 126 и 345. 3 + 4 7-2 1 + 6 5 + 2 7-3 8 - 3 2 + 3 7 - 6 “ Зачеркни лишнее выражение ” Задание «Исследование скорости протекания мыслительных процессов»

Слайд 17

Интегративная разминка Наименьшее трёхзначное число, которое записывается разными цифрами, разделите на сумму цифр номера телефона «Скорой помощи ». К количеству гласных букв в русском алфавите прибавьте количество гласных звуков. Количество палочек в римской цифре 12 разделите на количество букв «Н» в соответствующем ей числительном. Найдите сумму цифры 3 с противоположной ей на циферблате механических часов. Количество часов в сутках разделите на продолжительность дня 22 марта. Количество пальцев на руках и ногах человека разделите на количество олимпийских колец в эмблеме этих игр. Сколько сторон образуют таинственную и загадочную бермудскую геометрическую фигуру. Количество штатов США разделите на наименьшее двузначное число. Умножьте количество цветов на флаге Франции на количество букв в названии её столицы. К количеству букв в названии транспортного средства под маркой «Ту – 134» прибавьте количество букв в имени затонувшего в начале века у берегов Америки крупнейшего океанского корабля.

Слайд 18

Математическое мышление Мыслительные операции Формы мышления Виды мышления Способы мышления Анализ Понятия Наглядно - действенное Индукция Синтез Суждение Натураль ная Изобра зитель ная Символь ная Дедукция Сравнение Умозаключение Обобщение Посыл ки Логичес кое обоснова ние вывода Заключе ние Первичное обобщение Высшая форма научного обобщения Образное Абстрагирование Восприя тие Осмысление Понима ние от конкретной качественной природы объектов от конкретных чисел и величин от конкретных зависимостей между изучаемыми объектами Конкретизация Модель математического мышления

Слайд 19

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Логическое мышление

Слайд 20

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией . Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно , абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций. Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов . Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления ). Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами . Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них . Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль ). Виды мышления Виды мышления

Слайд 21

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами. Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным . Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения . Виды мышления

Слайд 22

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л . Леви- Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. Вербально – логическое мышление - один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Пространственное мышление - совокупность мысленных последовательно- операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов. Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно . Реалистическое и аутическое мышление . Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания. Также существует непроизвольное и произвольное мышление. Виды мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

«Системно - деятельностный подход к организации образовательного процесса»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсаль...

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии» - тема выступления на педсовете. В данной работе можно ознакомится с ФГОС: каковы ...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....

Реализация системно - деятельностного подхода через формирование УУД в процессе обучения географии.

Статья, в которой описывается цель системно - деятельностного подхода ,  а также рассматривается структура урока и методы применяемые в процессе обучения географии....

Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики

В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе....