СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
статья по биологии на тему
Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_formirovanii_regulyativnyh_uud.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Корягин Д.А.
МОУ Дмитровская СОШ №2
Системно-деятельностный подход к формированию регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии
Одна из главных особенностей биологического образование на школьной ступени - это способность заинтересовать ученика самой фундаментальностью окружающего мира для всего существующего внутри него, в том числе и человека. Уделяя внимание проведению параллелей между природными явлениями и явлениями в обществе, можно добиться не только интереса к предмету, но и желания самостоятельно, посильно проводить такие параллели, уметь видеть сходства и различия биологических систем, формировать собственное представление о тех или иных природных объектах, впоследствии проверяя верность своих суждений, руководствуясь достоверными источниками. В нашей современности достаточно сложно добиться интереса, а, подчас, даже желания к изучению биологии в виду постепенного отчуждения человека от природы, его «атомизации». Знания об элементах природы медленно вычеркиваются из списка необходимых, в условиях урбанизации, развития техники, усложнения общественных структур – возникновению все новых и новых ступеней на пути человека к своему началу, что делает эту «лестницу» неимоверно длинной, а вершину – получение достоверного знания чувственным путем – труднодостижимой.
Уже сам процесс обучения биологии подразумевает развитие у учащихся системного мышления, ведь все те объекты, с которыми они будут знакомиться на протяжении курсов биологии в школе, являются элементами одной и самой крупной системы – природы. Постигая один элемент за другим, изучая его свойства, типы взаимосвязей, учащиеся не только получают достоверные знания, но и укрепляют свой методологический аппарат, который может быть применен при изучении абсолютно любых жизненных процессов, как биологических, так и социальных.
Неизменность цели биологического образования, а именно «научить учиться», не оставляет сомнений в эффективности сформировавшихся научных парадигм, отраженных в многочисленных учебно-методических материалах, опыте накопленном учеными-натуралистами, философами и методистами. Нельзя не признать тот факт, что системно-деятельностный подход на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых методологий в образовании. Это связано, прежде всего, с реформацией образовательного процесса, как в России, так и в странах Европы. Стремительный темп развития общества как системы, постоянное увеличение потребности в достоверных знаниях об окружающем мире вступает в противоречие с психологическими особенностями современного человека. Задача методической науки нашего времени – есть развитие системного мышления человека (учащегося). С одной стороны основываясь на традициях образования, а с другой стороны, привнося в процесс обучения и воспитания новые элементы, соответствующие уровню развития современного общества, науки, технологии. Реализуя рассмотренные дидактические принципы: творчества, целостности, минимакса, прогрессивности, вариативности, представляется возможным сформировать у учащихся систему действий, позволяющую регулировать процесс собственного образования, которые сегодня именуются «регулятивными». Совместно с другими не менее важными системами действий, таких как личностные, коммуникативные и познавательные, система регулятивных универсальных учебных действий призвана сформировать у современных учащихся компетенции, необходимые в условиях постоянно прогрессирующего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
Автореферат диссертации Корягина Д.А. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (биология)...
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.
Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Наука и образование в XXI веке" ч. 14 г. Тамбов. 2013 год...
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Перспективы развития науки и образования" Часть -6. г. Тамбов 2012 год...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научно-методическая статья в сборнике "Современные тенденции в образовании и науке" Часть-12. Тамбов-2013 год....