АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
статья по биологии на тему

Корягин Дмитрий Александрович

Научная статья в сборнике "Перспективы развития науки и образования" Часть -6. г. Тамбов 2012 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_formirovaniya_universalnyh.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корягин Д.А.

МОУ Дмитровская СОШ №2

Аспекты формирования универсальных

учебных действий в процессе обучения биологии

Современный период развития образовательных технологий непрерывно вносит изменения в процесс обучения биологии и формы его организации, исключением не является и самостоятельная деятельность школьников. Умения учеников ориентироваться в многообразии окружающего мира, анализировать процессы, происходящие в природе, реакции собственного организма, являются показателями формирования у них системы умений, которые становятся востребованными повсеместно – на протяжении всей дальнейшей жизни.

С точки зрения основ процесса формирования системы универсальных учебных действий, эффективность которого напрямую зависит от успешного взаимодействия множества психологических и педагогических аспектов следует отметить следующие существующие:

1) Постоянная актуализация знаний педагога в области преподаваемого предмета;

2) Постоянный контакт учащегося и учителя в процессе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

3) Использование в качестве ресурса деятельности современнее технологии в интеграции с традиционными методами и средствами обучения предмету биологии;

4) Предоставление учащимся возможности использования источников информации различного типа, в том числе и электронных, с целью активизации их познавательной активности. Стоит конкретизировать каждый из аспектов по порядку.

Открытия, совершенные за последнее десятилетие в области генетики, селекции, генной инженерии, биотехнологии и других отраслях биологии, нашли свое отражение не только в многочисленных публикация, научно-популярных телепередачах, но и в учебном материале общеобразовательных школ. Способом активизации интереса к содержанию темы может явиться, к примеру, предоставление возможности проведения различных вариаций исследовательской деятельности, результаты которой подтвердят, либо, опровергнут сведения полученные учеником самостоятельно, особенно если ученик проявляет любознательность к предмету.

Постоянный контакт учащихся и учителя выражается в предоставлении участникам процесса обучения свободу в постановке целей и задач, в поиске путей их достижения и решения, отборе необходимой информации, в анализе полученных результатов, что можно назвать «контролируемым поиском», где содержание темы, деятельность педагога – выступает достоверным критерием, но не фактором, создающим препятствия.

В настоящее время, знание приобрело несравнимую с прошлыми периодами развития образования, доступность. В качестве подтверждения этого можно привести в пример многочисленные электронные источники, доступ к которым открывается с огромного разнообразия технических средств, среди которых планшеты, коммуникаторы, портативные компьютеры, мобильные телефоны, используемые учащимися ежедневно. Задача педагога – объединить умения учащихся применять вышеперечисленные средства коммуникаций в быту с их использованием в поиске достоверных и актуальных знаний, в рамках процесса обучения предмету биологии, сохранив при этом возможность чувственного познания окружающего мира через рассмотрение и изучение живых биологических объектов и процессов.

Реализация всех описанных аспектов, в рамках организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии,  может являться прочным фундаментом для формирования универсальных учебных действий, что нельзя обойти вниманием в настоящее время. Наличие сформированной и развитой системы метапредметных умений  позволит учащимся  регулировать не только процесс собственного обучения - но и жизнедеятельность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Автореферат диссертации Корягина Д.А. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (биология)...

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научно-методическая статья в сборнике  "Современные тенденции в образовании и науке" Часть-12. Тамбов-2013 год....