ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
статья по биологии на тему

Корягин Дмитрий Александрович

Научная статья в сборнике "Наука и образование в XXI веке" ч. 14  г. Тамбов. 2013 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koryagin_d._statya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корягин Д.А.

Принципы разработки методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения
биологии.

МОУ Дмитровская СОШ № 2

Разработка и совершенствование методик формирования различных типов универсальных учебных действий является актуальной проблемой современной методической науки.  Сформировать систему межпредметных компетенций, представляется возможным в рамках процесса обучения предметам естественнонаучного содержания, в том числе и биологии. Среди таких компетенций, нами было уделено особое внимание, способностям учащихся регулировать процесс познания окружающего мира, а так же процессы собственной жизнедеятельности – регулятивным универсальным учебным действиям.  Высокой функциональности, а так же эффективности работы методической системы, по нашему мнению, можно добиться, благодаря учету общих и специфических принципов на этапе создания ее экспериментальной модели. Принципы разработки модели формирования регулятивных универсальных учебных действий, согласуются с основами системно-деятельностного подхода, как научного метода, а так же с общими законами философии, психологии и кибернетики, определяющими критерии эффективности работы той или иной сложной системы.

Принцип интегративности, как основной, заключается в объединении наиболее эффективных элементов методик, методических приемов, их четкой и слаженной работе.

Принцип универсальности заключается в том, что достижение глобальных результатов, сопровождается решением локальных задач. То есть, использование системы обусловливает формирование и развитие не только учебных знаний и умений,  в рамках предмета биологии, характеризующихся повышением качества знаний, но и общеучебных, метапредметных, а так же жизненных компетенций.

Принцип внешнего дополнения, в свою очередь позволяет учесть риски, возникающие благодаря действию на процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий внешних психологических, физиологических и др. факторов, сопровождающих данный процесс.

Принцип обратной связи элементов методической системы обуславливается работой рефлексивного компонента, на основе которого производится коррекция деятельности, в зависимости от соответствия достигнутых результатов, запланированным, а как следствие возможности изменения содержания деятельности.

На основе данных принципов, нами были определены основные элементы разрабатываемой нами методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии:

Целевой компонент содержит в себе цели и задачи, поставленные нами на начало исследования, а именно повысить качество способностей к выполнению логических операций школьниками изучающими биологию;

Мотивационный компонент включает в себя применение педагогических приемов, обеспечивающих возникновение у учащихся побуждений к изучению биологии: потребности, цели, и познавательного интереса, как высшей формы мотивации.

Содержательный компонент представляет собой требования отраженные в государственном образовательном стандарте, а так же подбором методов и ресурсов

Деятельностный компонент реализуется путем постоянного контакта и взаимодействия с классом, которое проявляется в постановке проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, использованию эвристических и объяснительных методов, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в сети Интернет и др.

Результативный компонент разработанной нами системы включает в себя осуществление интерпретации результатов использования модели формирования регулятивных универсальных учебных действий, с целью определения уровня их сформированности у учащихся младших и старших классов общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Автореферат диссертации Корягина Д.А. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (биология)...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научно-методическая статья в сборнике  "Современные тенденции в образовании и науке" Часть-12. Тамбов-2013 год....

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. (презентация)

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. Презентация прокта на конкура "Педагог года 2019"...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....