Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. (презентация)
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Корягин Дмитрий Александрович

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. Презентация прокта на конкура "Педагог года 2019"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии Корягин Дмитрий Александрович Dmitry.prof@gmail.com

Слайд 2

между ростом объема информации в современном мире и недостаточно развитыми, способностями учащихся к самостоятельной регуляции информационно-познавательными процессами; между необходимостью формирования у учащихся системы регулятивных универсальных учебных действий, и дефицитом учебного времени, вызываемым большой программной нагрузкой, создаваемой предметным компонентом содержания, регламентированным действующим государственным образовательным стандартом (2004 г.); Выявленные противоречия

Слайд 3

между растущим разнообразием современных средств информационно-коммуникационных технологий и отсутствием у учащихся способностей к их системному использованию в качестве ресурса организации самостоятельного информационно-познавательного процесса; между необходимостью формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся средствами предмета биологии, путем объединения эффективных ресурсов, методических приемов и элементов дидактических подходов к данному процессу, и отсутствием конкретных методик обучения, направленных на решение данной дидактической задачи. Выявленные противоречия

Слайд 4

Проблема исследования заключается в отсутствии в практике работы современной школы целостной методической системы, которая позволяла бы эффективно формировать у учащихся регулятивные универсальные учебные действия в процессе обучения биологии.

Слайд 5

Цель исследования Повысить эффективность формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии

Слайд 6

Объект исследования Процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе Предмет исследования Формирование регулятивных учебных действий учащихся

Слайд 7

Гипотеза исследования Эффективность формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии повысится, если: разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности; в качестве ресурсов, обеспечивающих реализацию разработанной модели применить современные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в условиях комплексного использования средств обучения; организовать учебно-воспитательный процесс на основе разработанной методической модели формирования рУУД учащихся.

Слайд 8

Задачи исследования Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ передовой педагогической практики и опыта педагогов-биологов. Разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности. Определить и обосновать возможности использования современных средств ИКТ в качестве ресурса, обеспечивающего функционирование разработанной методической модели формирования рУУД. Экспериментально проверить разработанную методическую модель формирования рУУД учащихся в рамках организации учебно-познавательного процесса на уроках биологии в общеобразовательной школе. В процессе экспериментальной проверки методической модели выявить методические условия эффективности формирования рУУД.

Слайд 9

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Предвари- тельный этап. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (2011-2013 г.) Этап наблюдения и анализа передовой педагогической практики (2012-2013г) Этап основного эксперимента (2012-2013 г.) Финальный этап (2013-2014 г.) Этапы исследования

Слайд 10

Задачи исследования Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ передовой педагогической практики и опыта педагогов-биологов. Разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности. Определить и обосновать возможности использования современных средств ИКТ в качестве ресурса, обеспечивающего функционирование разработанной методической модели формирования рУУД. Экспериментально проверить разработанную методическую модель формирования рУУД учащихся в рамках организации учебно-познавательного процесса на уроках биологии в общеобразовательной школе. В процессе экспериментальной проверки методической модели выявить методические условия эффективности формирования рУУД.

Слайд 12

Проблемы организации СПД учащихся создания наиболее благоприятных условий для индивидуального развития учащегося ; уровень самостоятельности учащихся находится в прямой зависимости от уровня сформированности рУУД ; конструировании новых комбинаций из уже известных приёмов. Наличие системы регулятивных универсальных учебных действий ; формирование ни отдельных разрозненных умений, а их системы ; использование закрепленных регулятивных действий в повседневной жизнедеятельности ; отсутствие, либо в недостаточная четкость методик формирования рУУД.

Слайд 13

Этапы становления и развития представлений о системно-деятельностном подходе Формирование представлений о системности мира. (4 в д.н.э. – 19 в н.э.) Формулирование основных положений системного подхода. (1941-1950 г.г.) Объединение системного и деятельностного методов познания окружающего мира. (1960-1990 г.г.)

Слайд 14

Задачи исследования Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ передовой педагогической практики и опыта педагогов-биологов. Разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности. Определить и обосновать возможности использования современных средств ИКТ в качестве ресурса, обеспечивающего функционирование разработанной методической модели формирования рУУД. Экспериментально проверить разработанную методическую модель формирования рУУД учащихся в рамках организации учебно-познавательного процесса на уроках биологии в общеобразовательной школе. В процессе экспериментальной проверки методической модели выявить методические условия эффективности формирования рУУД.

Слайд 15

Контроль Прогноз Интерес Смысл и значение Выбор ресурса Учебный план Программа План урока Управление Поддержка Система рУУД Потребность Целевой компонент Мотивационный компонент Содержательный компонент Деятельностный компонент Результативный Компонент Методическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий

Слайд 16

Этап работы Балл за выполнение Верно Не верно/не выполнено 1. Постановка цели и задач урока Цель определена, сформулирована, отражает тему урока и содержание темы урока – 1 балл Цель сформулирована не четко, существуют затруднения, либо не сформулирована вовсе – 0 баллов 2.Определение важности, Необходимости изучения материала урока, роли полученных знаний. Выявлены мотивы учения, определена практическая и/или теоретическая значимость получаемых знаний – 1 балл Мотивы не выявлены/определены не четко – 0 баллов 3. Выбор путей и способов решения Задач и достижения поставленных целей Указаны и применены более 2-х способов получения информации об изучаемом объекте, системе, процессе живой природы – 1 балл Указан лишь один источник получения новых знаний (учебник)/Не указан ни один из возможных источников – 0 баллов 4. Получение (добывание) новых знаний, касающихся темы заявленного урока. Даны определения понятий, имеются схемы, рисунки, пояснения, элементы конспекта. 1 балл Отсутствуют определения понятий, схемы, рисунки, пометки и т.д. – 0 баллов 5.Выявление возникших противоречий Имеется описание возникших противоречий либо указано их отсутствие – 1 балл Пункт игнорируется (не указано наличие или отсутствие противоречий)/противоречие сформулировано не четко. – 0 баллов 6.Самооценка качества собственной работы на уроке. Дана объективная оценка собственной деятельности на уроке, полученным знаниям и умениям – 1 балл Существуют затруднения в самооценке/не способность оценить собственную работу на уроке – 0 баллов Итого : Максимум 6 баллов

Слайд 17

Задачи исследования Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ передовой педагогической практики и опыта педагогов-биологов. Разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности. Определить и обосновать возможности использования современных средств ИКТ в качестве ресурса, обеспечивающего функционирование разработанной методической модели формирования рУУД. Экспериментально проверить разработанную методическую модель формирования рУУД учащихся в рамках организации учебно-познавательного процесса на уроках биологии в общеобразовательной школе. В процессе экспериментальной проверки методической модели выявить методические условия эффективности формирования рУУД.

Слайд 19

Задачи средств ИКТ в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся Реализация принципа индивидуальности учебного процесса. Поддержка всех видов познавательной деятельности учащихся, формирование и развитие ключевых компетенций. Поддержка и развитие системного мышления учащихся.

Слайд 20

Задачи исследования Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ передовой педагогической практики и опыта педагогов-биологов. Разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности. Определить и обосновать возможности использования современных средств ИКТ в качестве ресурса, обеспечивающего функционирование разработанной методической модели формирования рУУД. Экспериментально проверить разработанную методическую модель формирования рУУД учащихся в рамках организации учебно-познавательного процесса на уроках биологии в общеобразовательной школе. В процессе экспериментальной проверки методической модели выявить методические условия эффективности формирования рУУД.

Слайд 21

Результаты экспериментальной проверки методической модели формирования рУУД в 6-х классах

Слайд 22

Результаты экспериментальной проверки методической модели формирования рУУД в 8-х классах

Слайд 23

Оценка коэффициента усвоения учебного материала учащимися 6-х и 8-х классов

Слайд 24

Задачи исследования Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ передовой педагогической практики и опыта педагогов-биологов. Разработать методическую модель формирования рУУД, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности. Определить и обосновать возможности использования современных средств ИКТ в качестве ресурса, обеспечивающего функционирование разработанной методической модели формирования рУУД. Экспериментально проверить разработанную методическую модель формирования рУУД учащихся в рамках организации учебно-познавательного процесса на уроках биологии в общеобразовательной школе. В процессе экспериментальной проверки методической модели выявить методические условия эффективности формирования рУУД.

Слайд 25

Методические условия эффективности формирования рУУД в процессе обучения биологии Компетентность педагога Индивидуально-личностный подход Использование системно-деятельностного подхода Последовательность

Слайд 26

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии Корягин Дмитрий Александрович Dmitry.prof@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Автореферат диссертации Корягина Д.А. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (биология)...

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научно-методическая статья в сборнике  "Современные тенденции в образовании и науке" Часть-12. Тамбов-2013 год....