Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
проект по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Корягин Дмитрий Александрович

Конкурсная работа-проект

 Муниципальный этап конкурса «Педагог года 2019»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса «Педагог года 2019»

Защита педагогического проекта

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.

к.п.н. Учитель биологии МОУ

Дмитровская прогимназия,

 № 5 им. К.А. Аверьянова

Корягин Дмитрий Александрович.

Уважаемый председатель жюри, уважаемые члены жюри и присутствующие, разрешите представить вам результаты исследования на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии»

В XXI веке российская система образования претерпевает кардинальные изменения, связанные с ее модернизацией с учетом современных тенденций в области дидактики и методики преподавания. В связи с этим возникает необходимость совершенствования дидактических моделей, обеспечивающих эффективное формирование у учащихся не только предметных знаний, умений и навыков, но и развитие у них всего спектра личностных качеств и компетенций, которые способствовали бы их интеллектуальному росту, а также интеграции в социум. В частности, целевые ориентиры современной системы образования подразумевают формирование и развитие у обучающихся умений регулировать любой вид деятельности, определять ее цели, выбирать наиболее эффективные средства и методы их достижения, производить самокоррекцию и самооценку полученных результатов.  

Принятие в Российской Федерации ряда нормативных документов
обусловило необходимость перехода от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной. В связи с этим от учащихся требуется значительная самостоятельность в осуществлении активной познавательной деятельности.

В то же время, проведенный анализ практики работы учителей указывает на то, что у большинства школьников отсутствуют способности учиться самостоятельно.

На основании этого нами были выявлены противоречия:

  • между ростом объема информации в современном мире и недостаточно развитыми, способностями учащихся к самостоятельной регуляции информационно-познавательными процессами;
  • между необходимостью формирования у учащихся системы регулятивных универсальных учебных действий, и дефицитом учебного времени, вызываемым большой программной нагрузкой, создаваемой предметным компонентом содержания, регламентированным действующим государственным образовательным стандартом.
  • между растущим разнообразием современных средств информационно-коммуникационных технологий и отсутствием у учащихся способностей к их системному использованию в качестве ресурса организации самостоятельного информационно-познавательного процесса;
  • между необходимостью формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся средствами предмета биологии, и отсутствием конкретных методик обучения, направленных на решение данной дидактической задачи.

Возникшие противоречия порождают проблему исследования, заключающуюся в отсутствии в практике работы современной школы целостной методической системы, которая позволяла бы эффективно формировать у учащихся регулятивные универсальные учебные действия в процессе обучения биологии.

Цель нашего исследования: повысить эффективность формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.

Объектом исследования является процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе.

        Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся.

В соответствии с целью исследования, нами была выдвинута рабочая гипотеза, согласно которой: эффективность формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии повысится, если:

  • разработать методическую модель формирования регулятивных универсальных учебных действий, основанную на системно-деятельностном подходе к осуществлению образовательной деятельности;
  • в качестве ресурсов, обеспечивающих реализацию разработанной  модели применить современные средства информационно-коммуникационных технологий в условиях комплексного использования  средств обучения;
  • организовать учебно-воспитательный процесс на основе разработанной методической модели.

Нами был определен ряд задач, которые вы можете видеть на слайде и на странице 5 автореферата.  

                Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования, заключающиеся в анализе психолого-педагогической литературы, нормативной документации по проблеме исследования. А также эмпирические, включающие анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, моделирование и педагогический эксперимент;

Исследование проводилось с  2011г. по 2014г.,  в 4 этапа, которые вы можете видеть на слайде.

В соответствии с первой задачей исследования  был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, по вопросам организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и формированию способностей учащихся к регуляции процессами познания окружающего мира. Выяснено, что данная проблема нашла отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов, психологов и методистов.

Результаты анализа литературных источников, позволил нам  выявить ряд проблем формирования регулятивных универсальных учебных действий.

  • В настоящее время необходим  поиск путей создания  наиболее благоприятных условий для индивидуального развития учащегося, в соответствии с его склонностями и способностями – это одна из главнейших задач стоящих перед учителем.
  • Формирование самостоятельности учащегося, как важного качества личности является особенно актуальными. Уровень самостоятельности учащихся находится в прямой зависимости от уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
  • Творчество ученика, новизна и способность к управлению его собственной познавательной деятельности проявляется в конструировании новых комбинаций из уже известных приёмов. Самый высокий уровень - это самостоятельная постановка проблемы и нахождение пути её решения, самоконтроль, самокоррекция, способность к анализу результатов деятельности. Иными словами, наличие системы регулятивных универсальных учебных действий.
  • Целью современного образования на базе общеобразовательной школы, является формирование ни отдельных разрозненных умений, а их системы, с прочными связями, характеризующейся своей универсальностью.
  • Через развитие у учащихся способности к регуляции процессов познания окружающего мира, при изучении  биологии, представляется возможным использование закрепленных регулятивных действий в повседневной жизнедеятельности.
  • Основываясь на результатах проведенных опросов среди педагогических работников общеобразовательных школ Московской области, можно утверждать существование ряда затруднений относительно формирования регулятивных действий. Затруднения заключаются, прежде всего, в отсутствии, либо в недостаточной четкости методик формирования таких действий. Результаты опросов приведены на слайде и на страницах  32 - 44 диссертации.

Нами был изучены этапы становления и развития представлений о системно-деятельностном подходе в обучении, определена его роль в качестве инструмента формирования регулятивных действий учащихся. В данном процессе можно выделить несколько этапов, которые представлены  на слайде.

Проблемами использования системно-деятельностного подхода в качестве метода познания окружающего мира занимались многие отечественные  и зарубежные ученые - философы, психологи, педагоги и методисты. На основании анализа научной литературы было определено что:

Системно-деятельностный подход лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов и может являться инструментом для формирования регулятивных универсальных учебных действий. А обучение биология является подходящей средой для данного процесса.  

В соответствии со второй задачей, на основании проведенного анализа научных трудов, интерпретации результатов  педагогической практики, нами была разработана и описана методическая модель формирования регулятивных универсальных  учебных действий в процессе обучения биологии, которую вы можете видеть на слайде. Модель состоит из целевого, мотивационного, содержательного деятельностного и результативного компонентов.  

Нами также были определены этапы работы на уроке с использованием разработанной экспериментальной модели и критерии начисления баллов за выполнение того или иного этапа деятельности учащихся. Эти критерии обозначены на слайде и на страницах 11-12 автореферата.

В соответствии с третьей задачей были проанализированы особенности применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, отраженные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также в современной педагогической практике, благодаря проведенному анкетированию учителей, результаты которого вы можете видеть на слайде.  Определена роль информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования регулятивных действий учащихся, которая заключается в:

  1. Реализации принципа индивидуальности учебного процесса.
  2. Поддержке всех видов познавательной деятельности учащихся, формировании и развитии ключевых компетенций.
  3. Поддержке и развитии системного мышления учащихся.

В соответствии со следующей задачей, на основании разработанной методической модели, была предложена и реализована методика формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Также нами была разработана универсальная инструктивная карта, позволяющая производить руководство, мониторинг и анализ процесса экспериментальной работы. (карта находится в разделе приложения к диссертации)

В эксперименте, с целью определения эффективности предложенной методической модели, принимали участие 206 учащихся общеобразовательных школ г. Дмитрова.

В качестве методики расчета полученных результатов нами использовалась общеизвестная формула вычисления средней арифметической.

 Из результатов экспериментальной проверки методической модели следует что:

        1) от начала экспериментального обучения до его завершения наблюдается повышение среднего балла за выполнение каждого этапа урока, соответствующего отдельному регулятивному действию. Это свидетельствует об эффективности предложенной методической модели;

2) специфическая структура предложенной методической модели позволила производить постоянный мониторинг процесса эксперимента, выявлять возникающие затруднения и своевременно корректировать дальнейшую работу;

3) повышение эффективности работы с применением предложенной методической модели происходит постепенно, по мере освоения учащимися новой для них системы получения знаний.

В ходе экспериментальной проверки предложенной методической модели была проведена контрольная работа с целью определения показателей коэффициента усвоения учебного материала, на период экспериментального обучения. В качестве заданий были предложены контрольно-измерительные материалы зарытого типа, проверяющие основные элементы знаний.  

Анализ результатов тестирования и расчет коэффициента усвоения учебного материала нами производился по методике, предложенной Антониной Васильевной Усовой. Полученные значения, согласно данной  методике, подтверждает достаточно высокий уровень усвоения учебного материала.

Таким образом, мы можем утверждать, что использование предложенной методической модели способствует повышению показателей усвоения учебного материала, а значит и предметных результатов обучения.

В соответствии с пятой задачей были выявлены и конкретизированы методические условия, способствующие повышению эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. К таковым условиям относятся:  

1) Компетентность педагога, заключающаяся в понимании важности и необходимости формирования универсальных учебных действий школьников, умении ориентироваться в их классификации и специфических особенностях; знаниях и умениях учителя, касающихся современных и традиционных методик проведения уроков биологии, а так же различных методических приемов; владении современными информационно-коммуникационными ресурсами, средствами, обеспечивающими высокий уровень качества проводимых занятий;

2)индивидуально-личностный подход, характеризующийся необходимостью постоянного мониторинга эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий, а так же динамики качества обучения в целом;

3) использование в организации процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий системно-деятельностного подхода.

4) А так же последовательность, заключающаяся поэтапном формировании регулятивных учебных действий, с учетом  преемственности между курсами биологии в общеобразовательной школе;

В результате проведенного исследования, была подтверждена выдвинутая гипотеза,  решены поставленные задачи, а также сформулированы основные выводы. Они имеются в автореферате, поэтому, позвольте их не зачитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Автореферат диссертации Корягина Д.А. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (биология)...

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научно-методическая статья в сборнике  "Современные тенденции в образовании и науке" Часть-12. Тамбов-2013 год....

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. (презентация)

Повышение эффективности формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии. Презентация прокта на конкура "Педагог года 2019"...