Аспекты изучения логопсихологии
статья

 Жигаева Ксения Александровна

Аспекты изучения логопсихологии.  Междисциплинарный объект изучения логопсихологии. Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.

Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.
Логопсихология возникла как практическая прикладная дисциплина, в связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи. Назвать время и место ее возникновения затруднительно, поскольку сведения о применении психологических знаний и интерпретаций отдельных сторон речевых расстройств можно встретить в разных странах и в разное время. Например, одним из первых в России психотерапию речевых больных стал применять Г.Д. Неткачев (1913).

Предметом логопсихологии являются психические особенности лиц с нарушениями речи и методы психологической помощи (коррекции и терапии).
Объект логопсихологии - лицо с речевым нарушением.
Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

В задачи логопсихологии входит:

1) изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов;
2) оценка психики человека, имеющего расстройство речи, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики;
3) изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами речевой патологии;
4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития);
5) совершенствование методов психологической профилактики, коррекции психики лиц с речевыми нарушениями.

СВЯЗЬ ЛОГОПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопсихология тесно связана с другими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутри- и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой в целом, а также с различными отраслями специальной педагогики: сурдо-, тифло- олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой; общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопсихология использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

 

Принципы анализа речевых нарушений

Принципы делятся на 2 группы:  общедидактические и специальные.
К общедидактическим относятся принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, системности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, принцип системности ( опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии),  принцип дифференцированного подхода (осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.)

К специальным принципам относятся:

  1. Принцип системности
  2. Принцип комплексности
  3. Принцип развития
  4. Принцип обходного пути
  5. Принцип деятельностного подхода
  6. Этиопатогенетический принцип
  7. Онтогенетический принцип

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_izucheniya_logopsihologii.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Аспекты изучения логопсихологии.  Междисциплинарный объект изучения логопсихологии. Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.

Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.
Логопсихология возникла как практическая прикладная дисциплина, в связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи. Назвать время и место ее возникновения затруднительно, поскольку сведения о применении психологических знаний и интерпретаций отдельных сторон речевых расстройств можно встретить в разных странах и в разное время. Например, одним из первых в России психотерапию речевых больных стал применять Г.Д. Неткачев (1913).

Предметом логопсихологии являются психические особенности лиц с нарушениями речи и методы психологической помощи (коррекции и терапии).
Объект логопсихологии - лицо с речевым нарушением.
Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

В задачи логопсихологии входит:

1) изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов;
2) оценка психики человека, имеющего расстройство речи, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики;
3) изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами речевой патологии;
4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития);
5) совершенствование методов психологической профилактики, коррекции психики лиц с речевыми нарушениями.

СВЯЗЬ ЛОГОПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопсихология тесно связана с другими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутри- и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой в целом, а также с различными отраслями специальной педагогики: сурдо-, тифло- олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой; общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопсихология использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Логопсихология тесно связана с невропатологией, ,психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные, полученные при изучении патологии органов слуха и речи, не только дают возможность определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием.

Логопсихология тесно связана с лингвистикой и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц и правил их функционирования. Они могут по разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, не обходимого для разработки системы коррекции.

Логопсихология тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Таким образом, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать связь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Такое знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия памяти, внимания, интеллекта, эмоционально волевой сферы, а также провести логопедическую ра боту с учетом ведущего для данного возраста вида деятельности.

Принципы анализа речевых нарушений

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры нарушения и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте.

Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений. . По данным современной литературы направление и содержание исследование нарушений речи у детей определяются следующими принципами анализа нарушений: принципом развития; принципом системного подхода; принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Эти принципы разработаны Р.Е.Левиной и составляют основу их классификации речевых нарушений.

Принципы делятся на 2 группы:  общедидактические и специальные.
К общедидактическим относятся принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, системности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, принцип системности ( опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии),  принцип дифференцированного подхода (осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.)

К специальным принципам относятся:

  1. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
  2. Принцип комплексности в диагностике, коррекции и профилактике речевых нарушений, позволяющий учитывать в логопедической работе не отдельные разрозненные проявления, а все показатели внешней и внутренней картины речевой патологии в совокупности;
  3. Принцип развития позволяет изучать и преодолевать нарушения речи, основываясь, с одной стороны, на глубоком анализе его возникновения, выделении первичных и вторичных причин, структуры, системных последствий. С другой стороны, принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех потенциальных возможностей, которые находятся в зоне ближайшего и актуального развития (по Л.С. Выготскому) лиц с нарушениями речи;
  4. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  5. Принцип деятельностного подхода, позволяющий рассматривать нарушения речи как расстройства/недостаточность особого вида психической деятельности человека в неразрывной связи с другими его видами деятельности
  6. Этиопатогенетический принцип- учет этиологии механизмов речевого нарушения при осуществлении его изучения.
  7. Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматическое состояние ребёнка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, микросоциальной окружение, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребёнка с учётом структуры дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функционально-стилистический аспект изучения союзов

Данная презентация показывает основные этапы работы по теме "Союз как часть речи"....

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе

Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...

Аспекты изучения логопсихологии

Статья содержит в себе информацию:- Аспекты изучения логопсихологии. - Междисциплинарный объект изучения логопсихологии.- Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений....