Теоретические аспекты изучения познавательной мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста
статья по английскому языку по теме

Понятие учебной мотивации, структура и виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_1.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:


Теоретические аспекты изучения познавательной мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста.

 Понятие учебной мотивации: структура, виды

В первую очередь необходимо определить понятие мотивации. С этой целью рассмотрим основные теории мотивации. Известный психолог Е.П. Ильин приходит к выводу, что от времён древних греков до XX века в философии, а затем, в психологии главенствовали потребностные теории мотивации, тесно связывающие между собой мотив и потребность, к ним относится и гуманистическое направление. Их взгляды противопоставлялись взглядам бихевиористов, которые описывали поведение в рамках схемы “стимул-реакция”, считая его тем самым полностью реактивным. Мотивация рассматривается ими только как физиологический фактор, изменяющий порог реактивности организма. Когнитивное же направление стало учитывать активную психическую деятельность индивида, центральным звеном которой стало принятие решения. Психодинамическая теория, зародившаяся ещё в конце 19 века, рассматривала побуждающими к действию факторами бессознательные импульсы, инстинкты, которые могут контролироваться Эго и Сверх-Я, но при подавлении их побуждений наступает невроз. [1]

В отечественной психологии были сформулированы теории мотивации. Так, известный ученый, Л.С. Выготский говорил о “борьбе мотивов” и произвольности мотивации, разделял понятия мотивации и стимула. С позиции понятия установок как психологического феномена на мотивацию смотрел Д.Н. Узнадзе, считавший, что источником активности является потребность, то есть то, чем на данный момент человек не обладает. [1]

В рамках гуманистической психологии и педагогики, теория потребностей А. Маслоу представляется наиболее уместной, так как в ней отдельно рассматривается роль воспитания как важного фактора развития младшего школьника, роли семьи школьника: «семья, при правильном воспитании, при уважении индивидуальности ребёнка, но с применением удовлетворены адекватного контроля, может обеспечить функциональную автономность личности, которая позволит даже в моменты, когда фактически не все потребности, стремиться к самоактуализации [2]. В данном подходе мотивация будет пониматься как “совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность”.

В данном исследовании с учетом возраста начала учебной деятельности школьников, можно опираться на деятельностную концепцию А.Н. Леонтьева. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности, считает А.Н. Леонтьев.

В отечественной психологии мотивацию рассматривают как первый обязательный компонент учебной деятельности, она является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.

Структурными элементами мотивации, общепринятыми в психологии, по своим проявлениям и функциям являются:

  1. потребности - источники активности учащегося;
  2. мотивы - причины, определяющие выбор направленности поведения;
  3. цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;
  4. переживания - регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

1. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. В качестве основания для разнообразных классификаций потребностей выступают:

  • сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении);
  • объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.);
  • функциональная роль (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные);
  • субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
  • уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации).

Отсутствие реализации потребностей может приводить ребенка к разнообразным состояниям: стрессу, конфликту и кризису. Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве.

2. Под мотивами понимают различные явления: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович; потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин) и др.

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Исследователи делят все мотивы учения на социальные и познавательные. Познавательные мотивы в свою очередь делятся на: 1) широкий познавательный мотив - ориентация на овладение новыми знаниями; 2) процессуальный - ориентация на процесс учения; 3) результативный - ориентация на результат учения (оценку); 4) учебно-познавательный - ориентация на усвоение способа получения знаний. Социальные мотивы делятся на: 1) широкий социальный мотив - стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу; 2) "учительский мотив" - стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя; 3) "родительский мотив" - стремление заслужить похвалу и одобрение родителей; 4) "товарищеский мотив" - стремление заслужить уважение своих товарищей. [7, с.56]. Для наглядности мотивы представлены на рисунке. Выделенные красным цветом объекты представляют содержание познавательных, внутренних мотивов.

Рисунок 1. «Мотивы учения»

А.Н. Леонтьев различает мотивы, понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные.

3. Третий структурный элемент структуры мотивации - это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Сильнее, как правило, нас побуждают к деятельности близкие цели и слабее отдалённые во времени. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие учащегося. В самом общем виде цель связана с реализацией, удовлетворением потребности, снятием состояния неудовлетворённости или напряжённости.

4. Следующий структурный элемент мотивации - переживания - регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

Таким образом, в зависимости от преобладающего вида мотива выделяют различные виды мотивации - внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная, устойчивая и неустойчивая и т.д. Они могут переплетаться, дополнять друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

В данном исследовании на основе выделения учебной деятельности мы будем говорить об учебной мотивации. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

В работах советского периода Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. «...Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними». Соответственно при общем анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. 

Рисунок 2. «Мотивационная сфера по А.К. Марковой» [10].

Любая познавательная деятельность обучающихся, т.е. учебная деятельность по своей природе, наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки), включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность.

Организационно-психологическая структура учебной деятельности может включать в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или yчeбнyю зaдaчy в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действии); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и самооценку (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер). Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б.Эльконина—В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает, что «...учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач». Схематически она может быть представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. «Организационно-психологическая структура учебной деятельности»

В настоящее время формированием учебной мотивации необходимо начинать с 1-го класса обучения, повышая ее, так как это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации как составной части учебной лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями. 

Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте.

На основе анализа работ современных авторов можно сформулировать рабочее определение в соответствии с целью данного исследования. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!".

В публикации С.А. Искрина, близкой к теме данного исследовании, то есть на материале изучения иностранных языков, выделены типы мотивации:

1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

“Игровые технологии на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста”

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам.Примене...

Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам у детей младшего школьного возраста

Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам у детей младшего школьного возраста (Гараева Э.Ф,)...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися младшего школьного возраста (1 класс) общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на 56 часов школьного учебного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися младшего школьного возраста (2 класс) общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на 56 часов школьного уч...