Аспекты изучения логопсихологии
презентация к уроку

 Жигаева Ксения Александровна

Статья содержит в себе информацию:


- Аспекты изучения логопсихологии. 
- Междисциплинарный объект изучения логопсихологии.
- Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_izucheniya_logopsihologii.pptx111.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аспекты изучения логопсихологии . Междисциплинарный объект изучения логопсихологии . Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений .

Слайд 2

Предмет, цель и задачи логопсихологии Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Слайд 3

Предмет логопсихологии -психические особенности лиц с нарушениями речи и методы психологической помощи. Объект логопсихологии - лицо с речевым нарушением Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.

Слайд 4

Задачи логопсихологии изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов; оценка психики человека, имеющего расстройство речи, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики; изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами речевой патологии; разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития); совершенствование методов психологической профилактики коррекции психики лиц с речевыми нарушениями.

Слайд 5

Связь логопедии с другими науками Различают внутри- и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой в целом, а также с различными отраслями специальной педагогики: сурдо -, тифло - олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой; общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопсихология тесно связана с: общей анатомией и физиологией, нейрофизиологией; невропатологией , ,психопатологией, клиникой олигофрений , педиатрией ; лингвистикой и психолингвистикой; общей и специальной психологией, психодиагностикой.

Слайд 6

Принципы анализа речевых нарушений Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека. По данным современной литературы направление и содержание исследование нарушений речи у детей определяются следующими принципами анализа нарушений: принципом развития; принципом системного подхода; принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Эти принципы разработаны Р.Е.Левиной и составляют основу их классификации речевых нарушений.

Слайд 7

Общедидактические принципы Принцип развивающего обучения ; Принцип систематичности ; Принцип научности; Принцип доступности ; Принцип наглядности; Принцип сознательности и активности ; Принцип системности- опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Принцип дифференцированный подхода – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Слайд 8

Специальные принципы 1) Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. 2) Принцип комплексности в диагностике, коррекции и профилактике речевых нарушений, позволяющий учитывать в логопедической работе не отдельные разрозненные проявления, а все показатели внешней и внутренней картины речевой патологии в совокупности; 3) Принцип развития позволяет изучать и преодолевать нарушения речи, основываясь, с одной стороны, на глубоком анализе его возникновения, выделении первичных и вторичных причин, структуры, системных последствий. С другой стороны, принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех потенциальных возможностей, которые находятся в зоне ближайшего и актуального развития (по Л.С. Выготскому) лиц с нарушениями речи;

Слайд 9

4) В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. 5) Принцип деятельностного подхода , позволяющий рассматривать нарушения речи как расстройства/недостаточность особого вида психической деятельности человека в неразрывной связи с другими его видами деятельности 6) Этиопатогенетический принцип- учет этиологии механизмов речевого нарушения при осуществлении его изучения. 7) Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Слайд 10

Вывод Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматическое состояние ребёнка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, микросоциальной окружение, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребёнка с учётом структуры дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функционально-стилистический аспект изучения союзов

Данная презентация показывает основные этапы работы по теме "Союз как часть речи"....

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе

Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...

Аспекты изучения логопсихологии

Аспекты изучения логопсихологии.  Междисциплинарный объект изучения логопсихологии. Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.Логопсихология — часть специальной ...