О детях 4-5 лет. Рекомендации родителям на лето.
материал

Фитилёва Елена Владимировна

В этом материале содержится информация о том, что важно и нужно знать дошкольнику 4-5 лет, чтобы родители могли проверить знания и умения своего ребёнка. А так же описание полезных развивающих игр для детей,  которые будут полезны летом и в то время, когда нет возможности посещать занятия со специалистами. Материал не униикален, на просторах интернета немало похожей информации, но без сомнения полезен всем, кто хочет успешно развивать дошкольников (в том числе и с ОВЗ), ориентироваться в возрастных нормах и особенностях детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_detyah_4-5_let_s_rekomendatsiyami_na_leto.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Из данного материала Вы можете узнать, что важно знать и уметь делать Вашему ребенку в возрасте  от 4 до 5 лет.

 Элементарные математические представления:

1. Уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4. Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: один-много, больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов, и/или убирать из группы с большим (при разнице в количестве предметов на 1 шт.)

6. Ребенку важно познакомиться с графическим образом числа, учиться правильно писать цифры

 Логическое мышление, внимание, память, восприятие.

1. Уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). Начиная с понятий холодное-горячее, большое-маленькое, мягкое-твердое, длинное-короткое, широкое-узкое и т.д., а так же по цвету и форме.

2. Складывать по образцу постройки из конструктора, кубиков, палочек.

3. Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей (разрезы в разных вариантах – вдоль, поперек, на равные и неравные части).

4. Важно научиться и иметь возможность не отвлекаясь, в течение 5 -7 минут выполнять одно какое-либо задание.

5. Важно уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи. И собирать-разбирать 3-5 составную матрешку , расставляя ее разобранную в ряд по величине частей

6. Уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок, соотносить предметы по величине, цвету, форме, собирать «доски Сегена" и «коробки форм"

7. Уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

8. Отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Уметь подбирать противоположности: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

10. Уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. и набор из 5-8 известных ему изображений предметов.

11. Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему. Выделять предметы среди «зашумованных изображений"

Развитие речи и знания об окружающем мире

1. Активно использовать богатый словарный запас, строить распространенные предложения, фразы из 5-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

3. Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).

4. Находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.

5. Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Важно знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий, какие профессии у его родителей. А так же как их зовут, кто члены его семьи, выделяя самого младшего и самого старшего.

7. Уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько несложных стихов, потешек.

9. Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10.  Уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11. Уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, где растут и когда созревают.

12. Знать названия животных, птиц, насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

13. Знать всех домашних и диких животных и их детенышей.

14. Определять по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.


Что делать с ребенком летом, пока он не в детском саду, помимо развивающих занятий со специалистами. В какие игры и как играть?

 Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

 В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Только игра и живое непосредственное общение!

 Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут детям закрепить полученные знания на практике.

Развитие сенсорного восприятия

1.     Игры с песком. «Найди игрушку», «Спрячь игрушку», Нарисуй пальчиком (палочкой) на песке, «Забавные ладошки» (Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение), «Золотоискатели» (Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать. Искать "золото", считать, складывать в сито) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, сравнения по величине, фантазию, моторику.

2.     Игры: «Определи на вкус», «Что так пахнет?», «Что спрятано в мешочке?» (определение наощупь), «Сосчитай предметы в мешочке» (Не глядя) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, создают сюрпризный момент.

3.     Игры с цветом. Рисование, раскрашивание (Так же, как на образце; так же, как в природе, на наглядности),

  • игра «Найди такого же цвета» - закрепляет навыки соотнесения с образцом, знание цветов и оттенков
  • «Найди». Пример. Найди, где стоит красная машина? А березку найдешь? А где зеленая скамеечка? и т.п. – развивает внимание, знание цвета. Начинать надо с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти. Пример. Найди маленький зеленый листочек. Найди большую черную птицу…

Математика на прогулке

1.     «Цифры». Рисуем на асфальте цифру и просим ребенка положить рядом столько камушков (цветочков, веточек), сколько обозначает цифра.

2.     «Больше-меньше». Выкладываем перед ребенком три травинки и два камешка. Пусть ответит чего больше – камешков или травинок.

3.     «Задачки». Для этой игры нужны небольшие фигурки животных (например, от киндер-сюрприза).

Пример. Зайка, мишка и белочка нашли в саду три «ягодки» (выкладываем перед ребенком три камешка). Хватит ли ягодок, чтобы накормить всех друзей? А если «ягодок» будет две?

Ознакомление с окружающим

1.     "Находилки - искалки". На листе бумаги - изображение различных предметов, которые нужно найти на улице.

Попробуйте попутешествовать по округе и найти все предметы, которые нарисованы на картинке. Найденные предметы можно отмечать галочкой в специальном "окошке".

2.     Игры с мячом. «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 (можно начать с двух) названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

3.     Игры в слова. К таким играм можно отнести:

  • «Найди лишнее слово»

         Примеры:

         - Храбрый, злой, смелый, отважный;
         - Яблоко, слива, огурец, груша;
         - Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
         - Платье, свитер, шапка, рубашка;
         - Береза, дуб, сосна, земляника.

  • «Расскажи о предмете: какой он» (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
  •  «Что он может делать?» (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
  • «Бывает — не бывает» (с мячом, по принципу «Съедобное-несъедобное»). Ситуации: поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. Эти упражнения помогут развить словарь и слуховую память.
  • «Отгадай и найди». Опишите ребенку предмет, который находится на детской площадке, не называйте его. Пример: «Найди то, что я загадала! Это находится на этой детской площадке, оно сделано из деревянных досок, на нем любят сидеть люди» (скамейка)

Развитие пространственно-временных представлений

1.     П/и «День-ночь».

2.     «Иди, куда скажу». Спрячьте на площадке предмет. Предложите ребенку его найти, следуя вашим командам (Сделай три шага вперед, теперь поверни налево и т.п.).

3. «Дни недели». Если количество детей соответствует семи, можно называть их днями недели при построении на прогулку, завтрак, обед, или ужин, просто во время прогулки. При постоянном повторении детям легче запомнить эти понятия. По аналогии запоминаются месяцы года, время суток.

Игры на развитие творческого мышления

«Что будет, если?..» - поможет научить детей размышлять, делать выводы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий: «Что будет, если...

... человек перестанет есть?
... не выключить кипящий чайник?
... носить тесную обувь?
... не чистить зубы?
... забить мяч в окно?
... дразнить собаку?
... не спать?
... посадить цветы в песке? и др.

Развитие мелкой моторики

 

  • Выкладывать рисунки (из камней, шишек, палочек, песка);
  • Играть с сухим и мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
  • Бросать и ловить летающие тарелочки;
  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика);
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Завинчивать гайки (конструктор, уголок «Мастера»);
  • Собирать бусы, играть в шнуровки (развязывать и завязывать узелки);
  • Лепить из пластилина.

 И главное:

  • К следующему упражнению переходите, лишь усвоив предыдущее.
  • Не фиксируйте внимание на ошибках ребенка, а тактично исправьте его.
  • Постоянно контролируйте речь детей, учите правильно произносить звуки в словах, фразах.
  • Не требуйте от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент недоступно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на лето

Рекомендации для родителей на лето для детей с ОВЗ младшего школьного возраста...

Рекомендации родителям на лето

Рекомендации родителям на лето...

Психологические рекомендации родителям Как выстроить совместную деятельность родителей и детей при подготовке к экзаменам

Рекомендации психолога для продуктивного взаимодействия родителей и обучающихся в экзаменнационный период....

Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.

Консультация для родителей: "Если в семье одаренный ребенок"....

Рекомендации родителям на лето

Рекомендации для родителей, чьи дети занимались с логопедом. Как правильно организовать работу с ребенком летом, чтобы закрепить полученные знания....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

В летний период обязательно должны быть новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливание. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально.Только игра и живое не...