Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.
рабочая программа (9 класс)

Бразина Галина Николаевна

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кобраловская основная общеобразовательная школа»

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 классы, утвержденной

приказом №107 от «08»ноября  2017г.

Рабочая программа

По учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Для 9 класса

 

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой  «Речь и альтернативная коммуникация», Москва, «Просвещение», 2014.

Разработчики программы:

Бразина Галина Николаевна

«Рассмотрена»

На заседании ШМО учителей основной школы

Протокол      

№____от  «      »                  20___г

Руководитель ШМО____________                        

«Согласована»

Зам. директора по УВР _________________/Иванова Ю.М.

«     »__________________20___

  1. Планируемые результаты освоения предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

К предметным результатам освоения АООП относятся:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Выпускник 9 класса научится:  

  • Начальным навыкам чтения и письма.
  • Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  • Понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Узнавать и различать напечатанные буквы.
  • Писать буквы (по образцу, без него), слова (по образцу).
  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Понимать  слова,  обозначающие  предметы,  материалы,  людей,  животных.
  • Употреблять слова, обозначающее функциональное назначение объектов.

получит возможность научиться:

  • Понимать словосочетания, простые и сложные предложения, обобщающие понятия.
  • Применять усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  • Пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

2. Содержание учебного предмета.

«Речь и альтернативная коммуникация». 9 класс. 34 часа.

Программа построена на основе следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация (3 часа)

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.

Понимание и называние собственного имени.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).

Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением.

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (6 часов)

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление) простых предложений.

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Домашние животные. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Понимание и называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Чтение и письмо (25 часов)

 Устное народное творчество. Считалки. Потешки. Загадки.  Чтение и ответы на вопросы.

Русская сказка «Никита Кожемяка». Выразительное чтение.

Сказка «Как наказали медведя». Пересказ по вопросам к тексту.

Башкирская сказка «Золотые руки».  Чтение и ответы на вопросы.

 Русская сказка «Два мороза». Обсуждение прочитанного.

 Бальмонт К. «Осень». Заучивание стихотворения наизусть.

 По И.Бунину «Первый снег». Выразительное чтение текста.

Обобщающий урок «Картины родной природы».

Л.Воронкова «Дорогой подарок».  Пересказ по картинкам.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок).

И.Крылов «Ворона и Лисица». Чтение и ответы на вопросы к тексту.

 Я.Аким «Твой друг». Заучивание стихотворения наизусть.

 Г.Скребицкий «Декабрь». Пересказ текста по картинкам.

Слово и предложение. Запись слов и предложений из трёх-четырёх слов.

Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.

Составление  и запись предложений  по картинкам на тему «Осень».

Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.

Списывание печатного текста по Г Скребицкому «Сентябрь».

Списывание печатного текста по В. Астафьеву «Осенние грусти».

Контрольное списывание печатного текста А.Прокофьева «Берёзка».

Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных в слове.

Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.

Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.

Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.

3.Тематическое планирование.

«Речь и альтернативная коммуникация». 9 класс. 34 часа.

№ урока п/п

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Коммуникация (3 часа)

1

1

Установление контакта с собеседником. Приветствие. Прощание. Речевая ситуация «Давайте познакомимся».

1

2

2

Просьба о помощи. Благодарность. Ответы на вопросы по картинке.

1

3

3

Диалог. Очерёдность в диалоге.

1

Чтение и письмо (15 часов)

4

1

Устное народное творчество.Считалки. Потешки. Загадки.  Чтение и ответы на вопросы.

1

5

2

Русская сказка «Никита Кожемяка».Выразительное чтение.

1

6

3

Слово и предложение. Запись слов и предложений из трёх-четырёх слов.

1

7

4

Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.

1

8

5

Сказка «Как наказали медведя».Пересказ по вопросам к тексту.

1

9

6

Башкирская сказка «Золотые руки».Чтение и ответы на вопросы.

1

10

7

Составление  и запись предложений  по картинкам на тему «Осень».

1

11

8

Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.

1

12

9

Русская сказка «Два мороза».Обсуждение прочитанного.

1

13

10

Бальмонт К. «Осень». Заучивание стихотворения наизусть.

1

14

11

Списывание печатного текста по Г Скребицкому «Сентябрь» .

1

15

12

Списывание печатного текста по В. Астафьеву «Осенние грусти».

1

16

13

По И.Бунину «Первый снег».Выразительное чтение текста.

1

17

14

Обобщающий урок «Картины родной природы».

1

18

15

Контрольное списывание печатного текста А.Прокофьева «Берёзка».

1

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (6часов)

19

1

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление) простых предложений.

1

20

2

Слова, обозначающие предмет, признакпредмета.Домашние животные.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

21

3

Слова, обозначающие действие предмета.Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1

22

4

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

1

23

5

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

24

6

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями(фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

Чтение и письмо (10 часов)

25

1

Л.Воронкова «Дорогой подарок».Пересказ по картинкам.

1

26

2

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). Обсуждение рассказа.

1

27

3

Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных в слове.

1

28

4

Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.

1

29

5

И.Крылов «Ворона и Лисица».Чтение и ответы на вопросы к тексту.

1

30

6

Я.Аким «Твой друг». Заучивание стихотворения наизусть.

1

31

7

Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.

1

32

8

Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.

1

33

9

Г.Скребицкий «Декабрь». Пересказ текста по картинкам.

1

34

10

Обобщение. Проверка техники чтения. Чтение понравившихся произведений.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

рабочая программа по русскому языку в 6 классе по коррекционной програме 8 вида

Рабочая программа по русскому языку в  6 классе к учебному плануспециального (коррекционного) образования 8 вида в условиях общеобразовательных классов....

Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида

Поурочное планирование, включая пояснительную записку....

Рабочая программа по предмету "Адаптивная физкультура" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету  "Адаптивная физкультура" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....