Работа по ликвидации и предупреждению пробелов в знаниях учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках русского языка
статья

Малахова Олеся Владимировна

Статья предназначена для учителей русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл likvidatsiya_probelov_v_znaniyah_uchashchihsya_s_tnr.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ЛИКВИДАЦИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОБЕЛОВ

В ЗНАНИЯХ УЧАЩИХСЯ

С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приобрести в годы детства, отрочества, ранней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

Н.Г. Чернышевский

        

Сегодня я расскажу о практических методах работы на уроках русского языка, которые использую по предупреждению и  ликвидации пробелов в знаниях учащихся. На сегодняшний день тема ликвидации и предупреждения пробелов в знаниях актуальна во всех школах, а в классах для детей с тяжёлыми нарушениями речи она актуальна вдвойне.

Наши школьники с тнр изначально обречены в ввиду своих физиологических особенностей на некую неуспешность в обучении русскому языку. Поэтому от учителя-словесника требуется большая и планомерная работа, во-первых, чтобы предупредить пробелы в знаниях, во-вторых, чтобы ликвидировать их в случае появления, а в-третьих, построить свои уроки так, чтобы обучать детей на успехе.

Все свои уроки строю на комментированных упражнениях, т.е. ученик постоянно проговаривает, что он сейчас делает, какое правило повторяет, какую букву вставляет и почему. Это позволяет мне решать, во-первых, коррекционную задачу – ученик с тнр ГОВОРИТ, во-вторых, это комплексное повторение и запоминание материала. Комментированные упражнения объединяют три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивают обратную связь: дают учителю возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

В V-VI классах практикуется полное комментирование, в VII - IX классах - частичное и выборочное. Учащиеся овладевают приемами предупредительного, объяснительного, подробного комментирования. А это рождает уверенность в себе, снимает напряженность обучения. Учащиеся учатся объяснять, рассуждать, «думать вслух», овладевают навыками устной и письменной речи.

По мере продвижения от V к IX классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование - рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий всероссийской проверочной работы и промежуточной аттестации, а также при написании сочинения-рассуждения на Государственном выпускном экзамене в 9 классе.

И если учительница начальных классов научила своих школьников комментированному письму – это большая отрада для учителя русского языка, это снимает ряд проблем, это экономит учительское и детское время, потому что учитель русского языка всё равно будет требовать комментированное письмо, будет детей обучать этому приёму, потому что проговаривание – это уже профилактика пробелов в знаниях. Посмотрим видеофрагмент комментированного письма, осложнённого работой по алгоритму.

Так как я работаю в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, то такие приёмы, как «самое главное», «лови ошибку», «самопроверка с заведомой ошибкой»  являются одними из ведущих в работе по профилактике и ликвидации пробелов в знаниях. Прием «лови ошибку» объяснять, наверное, никому не нужно: вы даёте задания с заведомой ошибкой/ошибками, и ученикам нужно эти ошибки найти и объяснить.

Приём «Самое главное».  Посмотрите видеофрагмент и сделайте вывод, в чём заключается этот прием. В конце урока при подведении итога снова озвучивается и суммируется всё «самое главное», на последующих уроках выстраивается алгоритм и ведётся работа по закреплению знания на практике.

Следующий приём, который помогает мне в работе – это приём «самопроверка с заведомой ошибкой» – это усложнённый приём «лови ошибку». Посмотрим фрагмент, точнее итог. Задание в 9 классе было таковым: прослушать предложения и на слух начертить к ним схемы. А потом сверить с образцом, в котором допущена ошибка.

Очень сложно обучить детей грамматическим разборам, а именно морфологическим разборам частей речи. Покажу ещё один приём, который использую на уроке. Суть: при изучении новой части речи, при знакомстве с её различными грамматическими признаками, при изучении морфологического разбора этой части речи использую подсказки: все грамматические признаки части речи распечатываю на цветной бумаге одного цвета, то есть, когда нужно провести разбор, школьник знает, что оранжевый цвет бумаги  - это имя существительное, серый – имя прилагательное и т.д.  затем я усложняю задание и мешаю карточки разного цвета между собой, то есть, чтобы правильно сделать морфологический разбор, школьнику уже необходимо точно знать, какие грамматические признаки присущи только этой части речи. Задание можно ещё усложнить: не только перемешать цвета, но и добавить лишнее или убрать нужное. И школьнику уже придётся самостоятельно решать эту грамматическую задачу.

Ещё один приём при подведении итога урока: я называю его «советский приём», в конце урока минут за 5-7 до звонка, ученики, взяв в руки тетради, должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке, начиная с разминки. Каждый, кого я спрашиваю, должен ответить, что повторял на разминке, у доски, при комментированном письме и с какими новыми орфограммами познакомился, если таковые были. Это прекрасное повторение и закрепление, способствующее активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.

Очень хорошая работа по предупреждению неуспеваемости при подготовке диктантам. Этот прием не новый, я прочитала его в журнале «Русский язык в школе», автор статьи Л.А. Красик, называется статья «Цепочки грамотности».

Суть приёма: начинаем новую тему. Уроков через 20 учащиеся должны будут написать контрольный диктант. К этому диктанту я начинаю готовить учащихся с первого урока.  Кладу перед собой диктант с грамматическим заданием. Выписываю на отдельный лист слова, в которых учащиеся могут допустить ошибки. Предположим, я выписала 40 слов. Делю их на 20 уроков. Получается по 2 слова на урок. На уроке после орфографической разминки даю словарно-объяснительный диктант из 10 слов на правописание разных орфограмм, включая эти два слова из будущего диктанта. Все 10 слов должны быть на правописание разных орфограмм. Ученик должны быть готовым вспомнить любое правило.

Все слова пишутся в столбик, подчёркиваются орфограммы, рядом записываются проверочные слова, или делаются графические обозначения, или даются пояснения. Естественно, эта работа должна систематически проверяться. Если к контрольному диктанту я планирую какие-то грамматические задания, то подобные виды разборов, хотя бы по одному, на каждом уроке надо повторять, оттачивать навык. В течение трёх четвертей я работаю с диктантами так, а в начале четвёртой четверти даю диктант без всякой подготовки и смотрю, научились ли ребята видеть орфограммы.

Использование вышеперечисленных приёмов помогает мне в решение проблемы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Освоение учащимися с ОВЗ диалогической речи на уроках русского языка в коррекционной школе

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалогическую речь первичной формой языкового общения. Следует отметить, что в неко...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"

Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...

Индивидуальная образовательная траектория по ликвидации пробелов в знаниях и повышения уровня мотивации к получению образования (русский язык, 5 класс)

Индивидуальная образовтельная траектория по ликвидации пробелов предназначена для учащихся 5 классов со слабой успеваемостью...