Учебно-методическое пособие для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс
учебно-методический материал (7 класс)

Шеховцова Ольга Викторовна

Данное учебно-методическое пособие по учебному предмету " Социально-бытовая ориентировка" предназначена для обучающихся 7 класса с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.metod_.posobie.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

  «Социально - бытовая ориентировка»

для учащегося  7 класс

(для обучающихся с легкой умственной отсталостью)

 (надомное обучение)

Срок реализации программы - 1год

Составил:

Учитель: Шеховцова О.В.

2020/2021 учебный год

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие «Социально – бытовая ориентировка», для 7 класса (для обучающихся с ОВ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения) разработана на основе Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В. (Сб.1 гуманитарный изд. Центр «Владос», 20... г.) в соответствии с:

- Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
  • Коррекционные задачи.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается

через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения и др.

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;
  • коррекционно – развивающую;
  • коррекционно – воспитательную;
  • воспитание положительных качеств личности;
  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Специфика контингента: 

Ребенок быстро утомляется, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Учебная мотивация не сформирована. Задания выполняет по принуждению. Не сформированный навык чтения затрудняет процесс обучения. Тексты на слух воспринимает, на вопросы отвечает. Нуждается в постоянном стимулировании и контроле деятельности. Учебный материал воспроизводит отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не может. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способен. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками; темп работы низкий.

Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающегося, уровня знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающегося необходимые ему навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

Планируемые результаты:

1. Обучающийся должен знать:

  • Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
  • Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
  • Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
  • Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
  • Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
  • Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
  • Назначение и различие универмага и универсама.
  • Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
  • Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
  • Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.

2. Обучающийся должен уметь:

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
  • Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся

        

Формы организации учебного процесса:

  1. Формы обучения

Основными формами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии на предприятия бытового обслуживания, в детские и медицинские учреждения.

  1. Методы и приемы обучения

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: бесседа, рассказ учителя, разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий, образцов, презентаций, видеофильмов: работа с технологическими картами, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащегося и образцов изделий.

        

  1. Виды деятельности обучающегося на уроке

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на  уроках СБО значительное внимание отводится

  • экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные  объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)
  •  практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь»,  

Жилище», «Средства связи»

  • проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище», «Трудоустройство»
  • демонстрации видеофильмов, презентаций

  1. Формы промежуточной и итоговой аттестации в классе

Контрольные работы по предмету СБО программой не предусмотрены.

Оценочная деятельность состоит из индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов
  • Буквенных и цифровых заданий
  • Практических работ.

Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащегося 7 класса.

Учебно-тематический план по социально - бытовой ориентировки

№ п/п

Название раздела

Количество уроков

1

«Личная гигиена»

2

2

«Одежда и обувь»

3

3

 «Питание»

3

4

 «Семья»

3

Паспорт. Получение паспорта

1

5

«Культура поведения»

2

6

«Жилище»

2

7

«Транспорт»

4

8

«Торговля»

3

9

«Средства связи»

2

10

«Медицина»

3

11

«Учреждения, организации и предприятия»

2

12

«Экономика домашнего хозяйства»

4

ИТОГО:

34

Содержание рабочей программы по СБО

1 раздел «Личная гигиена»

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью.

Планируемые результаты по 1 разделу

Учащийся должен знать: Правила личной гигиены, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

Учащийся должен уметь:

- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);

– мыть тело;

– мыть и расчёсывать волосы;  

– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;

– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;

– пользоваться дезодорантом;

– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

2 раздел «Одежда и обувь»

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат, использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка вручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная, виды услуг и правила пользования.

Планируемые результаты по 2 разделу

Учащийся должен знать:

       Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

         Учащийся должен уметь:

 - складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);

 чистить одежду щёткой;

 стирать одежду вручную и в стиральной машине;

 гладить одежду;

 выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);

 чистить обувь; сушить мокрую обувь;

3 раздел «Питание»

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Планируемые результаты по 3 разделу

Учащийся должен знать:

Виды питания и их особенности, полезные и вредные свойства различных продуктов, правила приготовления первых и вторых блюд. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.

       Учащийся должен уметь:

- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;

– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;

– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;

– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;

– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;

– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);

– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);

– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);

– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;

– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

4 раздел «Семья»

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе.

Планируемые результаты по 4 разделу

-уметь определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);

– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;

– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;

– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;

– приглашать и принимать гостей;

– поздравлять с праздником;

– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.

5 раздел «Культура поведения»

Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки

Планируемые результаты по 5 разделу

Учащийся получит представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);

– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

6 раздел «Жилище»

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависимости от покрытия, средства по уходу за полом.

Планируемые результаты по 6 разделу

Учащийся должен уметь:

- наводить порядок в помещении;

– застилать постель;

– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;

– подметать и мыть, пол;

– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;

– пользоваться пылесосом;

– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);

– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

7 раздел «Транспорт»

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов, порядок сдачи и получения его.

Планируемые результаты по 7 разделу

Учащийся должен уметь:

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;

Учащийся должен знать:

- правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения. Наиболее рациональный маршрут проезда до школы, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.

8 раздел «Торговля»

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

Планируемые результаты по 8 разделу

Учащийся должен уметь:

- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.

– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;

- пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

Учащийся должен знать:

Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.  Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов, стоимость отдельных товаров, приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.

9 раздел «Средства связи»

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость.

Планируемые результаты по 9 разделу

Учащийся должен уметь:

       - пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

        - заполнять бланки на отправку бандеролей, составлять опись посылаемых предметов, упаковывать бандероли.

Учащийся должен знать:

        - перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки бандеролей.

10 раздел «Медицинская помощь»

Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов.

Планируемые результаты по 10 разделу

Учащийся должен знать:

Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средства, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки ран и наложение повязки меры по предупреждению осложнений, правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении и вывихах.

Учащийся должен уметь:

Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины. Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.

11 раздел «Учреждения, организации и предприятия»

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города.

Планируемые результаты по 11 разделу

Учащийся должен знать:

Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий. Телефоны экстренных служб.

Учащийся должен уметь:

- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;

12 раздел «Экономика домашнего хозяйства»

Бюджет семьи: виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.); условия и порядок их получения; основные статьи расходов.

Планируемые результаты по 12 разделу

Учащийся должен знать:

Составные части бюджета семьи и их размер. Основные статьи расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др

Учащийся должен уметь:

Подсчитывать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.

Учебно – методическое обеспечение уроков социально – бытовой ориентировки

  1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.В, Воронкова, С.А. Казакова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – сб.1
  2. Социально-бытовая ориентировка учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида 7 класс / В.П. Субчева. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М 2017. – 119 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

«Альтернативное чтение» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

laquo;Альтернативное чтение» для обучающегося 7 класса является приложением к АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы.О...