Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
рабочая программа по обж (9 класс) на тему

Тулисова Дарья Андреевна

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_9_rabochaya_programma.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

 на педагогическом совете

  Протокол № ______

от «__» ___________2017г.

«Утверждено»

Приказ № _____

от «___»_____________2017г.

 директор ________ Гнездилова В.Н.      

Рабочая программа

по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»

9 «Н» класса

(для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные

 интеллектуальные нарушения)

Срок реализации программы 1 учебный год.

Составила:  Тулисова Д. А.

г. Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»  для 9 «Н» класса  (для обучающихся  с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения) разработана на основе:

-   Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряеввой, 2011г.,

-  Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального базисного учебного плана, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-  распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

-   инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию СПб «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам по очно-заочным формам обучения» № 03-20-2289/16-0-0 от 21.06.2016

-   учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2017-2018  учебный год.

   В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на  34  часа (исходя из 1 часа в неделю).

Целью обучения предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» в 9 классе – освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

В «Программе» выделяют следующие основные задачи:

  • учить применять:
  • вербальные и невербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур
  • предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов – пиктограмм
  • навыки и умения по уходу за своими вещами, учебными принадлежностями
  • алгоритм действий, который даётся поэтапно, с помощью наглядных схем
  • формировать:
  • основы безопасности собственной жизнедеятельности
  • навыки вербальной и невербальной коммуникации

Коррекционно-развивающие:

  • развивать и закреплять:
  • умения соотносить себя со своим именем и фамилией
  • способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и его сохранения
  • интерес к изучению себя, представления о физических возможностях других людей и признаках здоровья человека
  • представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения
  • положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов
  • умение элементарно описывать своё самочувствие, способность привлечь внимание в случае недомогания

Специфика контингента:

В классах обучается 3 человека. Все учащиеся с умеренной умственной отсталостью. Возраст: 33- 38 лет.  

          При разработке программы учитывался контингент учащихся. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству учеников. Все учащиеся различаются по своим психофизическим особенностям в зависимости от того, какая причина лежит в основе их состояния. Учащиеся 9 класса имеют индивидуальные особенности и не могут самостоятельно усваивать программный материал. В классе есть учащиеся, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. В особенности затруднения испытывают обучающиеся с физиологическими отклонениями (ДЦП). Школьники отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при выполнении заданий.

Уровень сформированности умений и навыков см. в приложении 1 (диагностика).

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  • овладеть основными бытовыми умениями и навыками;
  • уметь называть свое имя и фамилию;
  • выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
  • уметь выполнять элементарные гигиенические процедуры;
  • уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения;
  • уметь подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от погоды;
  • овладеть элементарными навыками осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;
  • определять наличие опасной ситуации;
  • овладеть элементарными правилами дорожного движения;
  • овладеть   элементарными   правилами   пользования   общественным транспортом;
  • овладеть правилами безопасности при работе с бытовой техникой;
  • уметь определять факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье (плохо-хорошо, полезно-вредно для здоровья).

Формы организации учебного процесса

Организация и проведение уроков по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» строится в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающих практические и игровые упражнения.

Формы обучения:

  • урок с элементами игры
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • игра

Методы и приёмы обучения:

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности
  • методы формирования интереса к учению
  • создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
  • использование познавательных игр
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ
  • практические методы – упражнения, практические действия, опыты

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • наблюдение
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические
  • игры-имитации, жестово-образные игры
  • выкладывание пиктограмм
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка
  • предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация

Формы текущего контроля знаний в классе:

- опрос;

- тесты;

- тематические кроссворды;

- самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

- оценки за четверть;

- оценки за полугодие;

- оценки за год.

Содержание учебной программы

9 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Учебно-тематический план

Разделы программы

Кол-во

 часов

Практические

занятия, экскурсии

Контроль

1 полугодие

Диагностика

1

1

д/кары

Формирование культурно-гигиенических навыков

4

2

текущий

Уход за жилищем

3

2

текущий

Питание

3

1

текущий

Безопасность в доме и на улице

4

2

текущий

Диагностика

1

Д/карты

Итого

16

2 полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков

5

2

текущий

Уход за жилищем

4

3

текущий

Питание

3

1

текущий

Безопасность в доме и на улице

5

2

текущий

Диагностика

1

2

Д/кары

Итого

18

Итого за год: 34часа

Содержание программы

Разделы программы

Содержание

1 полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков

Формирование алгоритма последовательных действий во время утреннего туалета. Предметы утреннего туалета, их назначение и хранение. Показ на пиктограммах последовательности действий при умывании, чистке зубов. Чтение учителем стихов, рассказов о последовательности вышеперечисленных действий.

Рассматривание с учащимися предметов личной гигиены для ухода за полостью рта: зубной пасты, щётки, стаканчика для полоскания рта.

Планируемые результаты:

уметь выполнять элементарные гигиенические процедуры, уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения

Уход за жилищем

Формирование алгоритма уборки помещения после утреннего подъёма. Рассматривание иллюстраций об уборке постели. Практические действия по уходу за кроватью. Рассматривание картинок, на которых изображен уход за бельём (стирка, сушка, глаженье), объяснение важности чистого белья для здоровья человека.

Планируемые результаты:

овладеть основными бытовыми умениями и навыками; овладеть элементарными правилами поддержания чистоты вокруг себя (стирка, уборка).

Питание

Полезные продукты. Полезные продукты питания (овощи, фрукты). Блюда из овощей, фруктов. Беседа с учащимися о том, что можно приготовить из овощей, фруктов. Беседа о значении овощей и фруктов для здоровья человека.

Чтение стихов учителем, рассказов о том, что можно приготовить из этих продуктов и об их пользе для здоровья человека.

Планируемые результаты:

уметь определять факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье (плохо-хорошо, полезно-вредно для здоровья.

Безопасность в доме и на улице.

Игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице, на дороге. Экскурсия к дороге. Рассматривание дорожных знаков, движущегося транспорта.

Формирование знаний о поведении в общественном транспорте.

Формирование знаний учащихся об использовании электроприборами.

Формирование знаний учащихся о пожароопасных приборах, предметах

Планируемые результаты:

овладеть элементарными правилами дорожного движения; овладеть   элементарными   правилами   пользования   общественным транспортом; овладеть правилами безопасности при работе с бытовой техникой; определять наличие опасной ситуации

2 полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков

Формирование правильного подбора одежды и обуви по сезону.

Имитационные игры и упражнения на формирование практических умений учащихся умывать лицо, мыть руки в определённой последовательности (с помощью учителя и по образцу).

Узнавание, показ и номинация учащимися частей лица, соотнесение их с пиктограммами (с помощью учителя или самостоятельно): брови, ресницы, веки, глаза, уши, рот, щеки.

В ходе имитационных действий воспроизведение учащимися последовательности ухода за полостью рта, глазами (с опорой на пиктограммы и картинки).

Самостоятельное или сопряженное проговаривание потешек, стихов об уходе за полостью рта, глазами.

Планируемые результаты:

уметь подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от погоды; уметь выполнять элементарные гигиенические процедуры, уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения

Уход за жилищем

Формирование практических действий по уходу за комнатными растениями (полив, опрыскивание). Обучение учащихся аккуратно и осторожно пользоваться инвентарём для полива и опрыскивания растений. Рассматривание картин и картинок, пиктограмм, фотографий о труде учащихся, других людей по уходу за растениями, чтение литературных произведений по данной тематике.

Отработка алгоритма вытирания пыли.

Планируемые результаты:

овладеть основными бытовыми умениями и навыками; уметь ухаживать за комнатными растениями; уметь поддерживать помещение в чистоте

Питание

Обучение учащихся правилам приема пищи, значимых для гигиены и здоровья: тщательно пережевывать пищу, есть не спеша, вытирать рот салфеткой после еды.

Планируемые результаты:

уметь определять факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье (плохо-хорошо, полезно-вредно для здоровья; выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его.

Безопасность в доме и на улице.

Игровые и речевые образные действия по усвоению элементарных правил поведения на улице, на дороге. Экскурсия к дороге. Рассматривание дорожных знаков, движущегося транспорта.

Формирование знаний о поведении в общественном транспорте.

Формирование знаний учащихся об использовании электроприборами.

Формирование знаний учащихся о пожароопасных приборах, предметах

Планируемые результаты:

самостоятельное выполнение заданий

Игры, формирующие представления учащихся об элементах на дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведения.

 Чтение учащимся стихотворений, коротких рассказов, в которых говорится о причинах возникновения пожара и правилах соблюдения элементарной пожарной безопасности.

Планируемые результаты:

овладеть элементарными правилами дорожного движения; овладеть   элементарными   правилами   пользования   общественным транспортом; овладеть правилами безопасности при работе с бытовой техникой; определять наличие опасной ситуации; овладеть элементарными навыками осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям

Условия реализации программы

УМК для 9 класса на 2017-2018 учебный год

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.
  6. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под редакцией Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н. – СПб, 2008.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • альбомы с фотографиями детей
  • детские книги, раскраски
  • диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей
  • иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей
  • распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями
  • зеркало большое и индивидуальные зеркала
  • пиктограммы
  • конструкторы пластмассовые

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

  1. http://www.7ya.ru/pub/childsafety/ - вопросы безопасности
  2. http://sec4all.net/statea131.html - для родителей
  3. http://www.youtube.com/watch?v=fS5aRBSH4DY - видео уроки безопасности
  4. http://www.youtube.com/watch?v=MZmrXk9qhgw - «Смешарики». Азбука безопасности»
  5. http://www.spas-extreme.ru/ - портал детской безопасности МЧС России
  6. «Уроки безопасности тётушки Совы» - видеодиск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения разработана на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с ...

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...

"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»

Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...

по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов (ОВЗ (интеллектуальные нарушения))

Рабочая программа учебного предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов является приложением к Адаптированной основной образовательной программы ...