Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения
рабочая программа

Лёвочкина Наталья Александровна

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения разработана на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obzh_10_klass.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

             Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения разработана на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011

      Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ школы-интерната «Горизонт» на 2019-2020 учебный год рассчитана на 34 часа 1 час в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).

       При разработке программы учитывался контингент детей класса:

Дети имеют сложные дефекты развития: тяжелые нарушения речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы. Для этой категории детей характерно неустойчивое внимание, замедленный темп восприятия, специфические особенности памяти. У многих детей выражена недостаточность развития моторных функций, что тесно связано с развитием речи, имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение всех видов деятельности. Также наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние.

     В классе обучаются школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Всем учащимся свойственны: несформированность познавательных процессов. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

Понимание речи ограничено, у большинства учащихся класса речь практически отсутствует, можно предположить, что это связано с поражением речевых зон коры головного мозга, некоторые ученики используют в речи отдельные слова.

    У учащихся класса возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У школьников двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. Для других школьников характерна повышенная подвижность, которая сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания у детей отстает. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Все дети нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя.

    У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

    У школьников наблюдается отставание в развитии зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность, нет умения выделять, детали или особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Учащиеся не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса.

Школьники не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего.

Формирование графических навыков значительно замедленно. Один ребёнок с трудом удерживает карандаш, одна ученица может только чиркать карандашом по листу.  Ученики владеют элементарными графическими навыками: раскрашивают изображения с частичным выходом за контур, выполняют обводку линий, могут обвести по трафарету.

Для учащихся класса характерны наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности. Имеющиеся нарушения сказываются в отсутствии эмоционального многообразия, недифференцированности чувств, а также в их косности и тугоподвижности.

        Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей класса.

     Цель и задачи программы.

Цель: Формирование  культурно-гигиенических навыков, элементарных

представлений о здоровом образе жизни и  осознания личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение простейших навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных и бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся. Освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Задачи:

  • Познакомить с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.
  • Познакомить с безопасным поведением дома, на улице, в природе.
  • Познакомить с основными правилами дорожного движения.
  • Ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.
  • Умение и навык называть свое имя, говорить о себе от первого лица.
  • Способность выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения.
  • Интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека.

Представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования.

  • Умение элементарно описывать свое самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания.

Виды и формы организации учебного процесса.

     Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала), комбинированные.

Формы работы на уроке: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

     При реализации данной программы используется форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).  

                                                                               

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие  учебные действия:

  • Узнавать предметы личной гигиены для ухода за полостью рта, выполнять алгоритм последовательных действий по уходу за полостью рта, выполнять последовательность умывания лица, мытья рук, владеть способами ухода за глазами и ушами в ходе практических упражнений и имитационных действий.
  • Выполнять практические действия по уборке класса с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде картинок и пиктограмм; выполнять практические действия с пылесосом, выполнять практические действия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы).
  • Выполнять упражнения в сервировке стола для чая или обеда, выполнять упражнения в использовании вилки, ножа во время обеда, знать правила безопасного использования столовых приборов.
  • Знать правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами, безопасного использования бытовых приборов, кухонных приборов;
  • Иметь представление о знаках пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаках, знаках дорожного движения, сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о цвете и форме знаков дорожного движения, знать телефоны МЧС.

Календарно- тематическое планирование по  предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»  

на 2019-2020 учебный год

10 й год обучения  34 часа (1 раз в неделю)

№ п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

I полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков (5 часов)

1.

Профилактика заболеваний «Если кто-то заболел…»

1

2.

Предметы по уходу за собой (ежедневный душ).

1

3.

Предметы по уходу за лицом (гель, пена для бритья, молочко, тоник, крем)

1

4.

Оказание помощи при небольших ссадинах, порезах. Упражнения в наклеивании пластыря

1

5.

Понятие «Витамины». Прием лекарств

1

Уход за жилищем (3часа)

6.

Влажная уборка помещения с заболевшим человеком

1

7.

Алгоритм ежедневной уборки и проветривания комнаты

1

8.

Уборка помещения с помощью пылесоса

1

Питание (3 часа)

9.

Здоровый образ жизни. Рассказ о пользе питья

1

10.

Приготовление морса из ягод, заваривание чая

1

11.

Правила наливания кипятка из чайника в процессе заваривания чая

1

Безопасность в доме и на улице (5 часа)

12.

Практические действия с бытовыми техническими приборами

1

13.

Правила использования электрического чайника

1

14.

Правила безопасности пользования пылесосом

1

15

Правила поведения на улице

1

16

Посещение поликлиники. Экскурсия

1

II полугодие

Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и состояние здоровья (6 часа)

17.

Проигрывание ситуаций в аптеке

2

18.

Пиктограммы: покупка лекарственных средств

1

19.

Оказание первой медицинской помощи: измерение температуры

2

20

Первичная обработка ран

1

Уход за жилищем(6 часов)

21.

Комплексная уборка помещений

3

22.

Последовательность уборки помещения

2

23.

Пиктограммы: уборка помещения

1

Питание (2 часа)

24.

Полезные фрукты

1

25.

Чтение сказок о фруктах

1

Безопасность в доме и на улице (4 часов)

26.

Правила поведения в природе: картинки, иллюстрации, пиктограммы

1

25.

«Запрещено разводить огонь» знакомство с информационными знаками

1

26.

Просмотр фильма: «Опасные лесные пожары»

1

27.

Правила перехода через дорогу

1

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, 2011год.
  2. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю! Упражнения с пиктограммами», Дрофа, 2012 год.
  3. И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, «Владос», 2011год.
  4. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного  возраста. — СПб.,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 год.
  5. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. — М., ДРОФА, 2012 год.
  6. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл. Пособие для учащихся под ред. П. В. Ижевского. — М., Просвещение, 2012 год.
  7. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. — СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...

"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»

Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...

Технологическая карта урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Стирка белья» для учащихся 10 класса

Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, Рефлексия.На уроке использовались доступные средства формы и методы обучения, которые позволили достичь положительных результатов в ф...