Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения
рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения разработана на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_10_klass.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения разработана на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ школы-интерната «Горизонт» на 2019-2020 учебный год рассчитана на 34 часа 1 час в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей класса:
Дети имеют сложные дефекты развития: тяжелые нарушения речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы. Для этой категории детей характерно неустойчивое внимание, замедленный темп восприятия, специфические особенности памяти. У многих детей выражена недостаточность развития моторных функций, что тесно связано с развитием речи, имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение всех видов деятельности. Также наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние.
В классе обучаются школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Всем учащимся свойственны: несформированность познавательных процессов. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное, неспособное к образованию отвлеченных понятий.
Понимание речи ограничено, у большинства учащихся класса речь практически отсутствует, можно предположить, что это связано с поражением речевых зон коры головного мозга, некоторые ученики используют в речи отдельные слова.
У учащихся класса возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У школьников двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. Для других школьников характерна повышенная подвижность, которая сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.
Развитие навыков самообслуживания у детей отстает. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Все дети нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя.
У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
У школьников наблюдается отставание в развитии зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность, нет умения выделять, детали или особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Учащиеся не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса.
Школьники не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего.
Формирование графических навыков значительно замедленно. Один ребёнок с трудом удерживает карандаш, одна ученица может только чиркать карандашом по листу. Ученики владеют элементарными графическими навыками: раскрашивают изображения с частичным выходом за контур, выполняют обводку линий, могут обвести по трафарету.
Для учащихся класса характерны наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности. Имеющиеся нарушения сказываются в отсутствии эмоционального многообразия, недифференцированности чувств, а также в их косности и тугоподвижности.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей класса.
Цель и задачи программы.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков, элементарных
представлений о здоровом образе жизни и осознания личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение простейших навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных и бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся. Освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи:
- Познакомить с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.
- Познакомить с безопасным поведением дома, на улице, в природе.
- Познакомить с основными правилами дорожного движения.
- Ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.
- Умение и навык называть свое имя, говорить о себе от первого лица.
- Способность выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения.
- Интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека.
Представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования.
- Умение элементарно описывать свое самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие учебные действия:
- Узнавать предметы личной гигиены для ухода за полостью рта, выполнять алгоритм последовательных действий по уходу за полостью рта, выполнять последовательность умывания лица, мытья рук, владеть способами ухода за глазами и ушами в ходе практических упражнений и имитационных действий.
- Выполнять практические действия по уборке класса с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде картинок и пиктограмм; выполнять практические действия с пылесосом, выполнять практические действия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы).
- Выполнять упражнения в сервировке стола для чая или обеда, выполнять упражнения в использовании вилки, ножа во время обеда, знать правила безопасного использования столовых приборов.
- Знать правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами, безопасного использования бытовых приборов, кухонных приборов;
- Иметь представление о знаках пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаках, знаках дорожного движения, сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о цвете и форме знаков дорожного движения, знать телефоны МЧС.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
на 2019-2020 учебный год
10 й год обучения 34 часа (1 раз в неделю)
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I полугодие Формирование культурно-гигиенических навыков (5 часов) | |||
1. | Профилактика заболеваний «Если кто-то заболел…» | 1 | |
2. | Предметы по уходу за собой (ежедневный душ). | 1 | |
3. | Предметы по уходу за лицом (гель, пена для бритья, молочко, тоник, крем) | 1 | |
4. | Оказание помощи при небольших ссадинах, порезах. Упражнения в наклеивании пластыря | 1 | |
5. | Понятие «Витамины». Прием лекарств | 1 | |
Уход за жилищем (3часа) | |||
6. | Влажная уборка помещения с заболевшим человеком | 1 | |
7. | Алгоритм ежедневной уборки и проветривания комнаты | 1 | |
8. | Уборка помещения с помощью пылесоса | 1 | |
Питание (3 часа) | |||
9. | Здоровый образ жизни. Рассказ о пользе питья | 1 | |
10. | Приготовление морса из ягод, заваривание чая | 1 | |
11. | Правила наливания кипятка из чайника в процессе заваривания чая | 1 | |
Безопасность в доме и на улице (5 часа) | |||
12. | Практические действия с бытовыми техническими приборами | 1 | |
13. | Правила использования электрического чайника | 1 | |
14. | Правила безопасности пользования пылесосом | 1 | |
15 | Правила поведения на улице | 1 | |
16 | Посещение поликлиники. Экскурсия | 1 | |
II полугодие Культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и состояние здоровья (6 часа) | |||
17. | Проигрывание ситуаций в аптеке | 2 | |
18. | Пиктограммы: покупка лекарственных средств | 1 | |
19. | Оказание первой медицинской помощи: измерение температуры | 2 | |
20 | Первичная обработка ран | 1 | |
Уход за жилищем(6 часов) | |||
21. | Комплексная уборка помещений | 3 | |
22. | Последовательность уборки помещения | 2 | |
23. | Пиктограммы: уборка помещения | 1 | |
Питание (2 часа) | |||
24. | Полезные фрукты | 1 | |
25. | Чтение сказок о фруктах | 1 | |
Безопасность в доме и на улице (4 часов) | |||
26. | Правила поведения в природе: картинки, иллюстрации, пиктограммы | 1 | |
25. | «Запрещено разводить огонь» знакомство с информационными знаками | 1 | |
26. | Просмотр фильма: «Опасные лесные пожары» | 1 | |
27. | Правила перехода через дорогу | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, 2011год.
- Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю! Упражнения с пиктограммами», Дрофа, 2012 год.
- И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, «Владос», 2011год.
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 год.
- Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. — М., ДРОФА, 2012 год.
- Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл. Пособие для учащихся под ред. П. В. Ижевского. — М., Просвещение, 2012 год.
- Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. — СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс
Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся ...
Технологическая карта урока по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Тема - Правильное поведение во время еды....
"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»
Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...