Главные вкладки

    Технологическая карта урока по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
    план-конспект урока по обж (5 класс)

    Тема - Правильное поведение во время еды.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                             педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Гребенькова Олега Михайловича

    Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности.

                                                                         Тема: «Правильное поведение во время еды»

                                                                         Дата: 25.02.2020 г.

                                           Интернет ресурсы: https://vospitanie.guru/povedenie/za-stolom-dlya-detej, https://goodetiket.ru/etiket-dlya-detej/etiket-za-stolom-dlya-detej , https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-detei-kultury-povedenija-za-stolom.html.

                                                                      МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

    Цель урока

    Расширить знания учащихся о способах правильного употребления продуктов питания и правилах безопасного поведения во время приема пищи.

    Задачи урока

    Коррекционно-образовательные:

    1. Расширение и уточнение представлений о правилах приема пищи и безопасного поведения за столом.

    2. Изучение и закрепление умений учащихся правильно располагать на столе и пользоваться столовыми приборами во время приема пищи.

    3. Актуализация и обогащение представлений обучающихся о столовых приборах.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Коррекция зрительной памяти и внимания.

    2. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

    3.  Коррекция мышления.

    4. Развитие связной речи.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Воспитание у школьников стремления соблюдать правила поведения за столом.

    2. Воспитание интереса к предмету, к красивой и правильной сервировке стола.

    3. Формирование культуры поведения за столом.

     БУД –  учебные действия

    Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Учащийся осознаёт для чего нужна учёба, понимает свою ответственность за будущий результат, умеет делать правильный выбор.

    Предметные: Выявлять положительные последствия соблюдения правил поведения во время приёма пищи.

    Коммуникативные: Формулировать свои мысли и излагать их в понятной для собеседника форме.

    Педагогические технологии

    Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные.

    Методы, методические приемы

    Словесные, наглядные, практические.


                                                                                                                          СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока

    Содержание

    Введение в урок

    Организационный момент. Проверка подготовленности учащихся к уроку, наличия учебных принадлежностей.

    Основная часть

    1) Знакомство с темой урока и актуализация знаний обучающихся.

    - Мы с Вами продолжаем говорить о правилах поведения в различных ситуациях. Поговорили о правилах поведения в музее, в библиотеке, а сегодня поговорим о правилах поведения за столом во время приема пищи.

    - Вы на уроках «Окружающий мир» уже проходили эту тему и поэтому сегодня начнем урок с тех правил поведения за столом во время приема пищи, которые вы уже знаете. Назовите каждый по 1 – 2 правила.

    Примерные ответы детей

    - Сидеть надо прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула.

    - На столе должны быть только кисти рук, но не локти.

    - Не стоит вставать и тянуться самому за чем-либо через весь стол. Лучше попросить сидящего поблизости передать его.

    - Есть и пить спокойно, бесшумно, не гримасничая.

    - Не набивать рот слишком большими кусками.

    - Жевать нужно с закрытым ртом.

    - Некрасиво во время еды разговаривать с полным ртом и смейтесь.

    -Не ронять еду на стол, колени и пол.

    Задание

     Теперь найдите эти правила в стихотворении:

    Медвежонок хлеб жевал -
    Крошки хлебные ронял.
    Говорил с набитым ртом -
    Что? Не мог понять никто.
    После взялся за компот -
    Стол облил и свой живот!
    Все над ним хохочут звонко,
    Застыдили медвежонка:
    - Ты не знаешь? За столом
    Надо есть с закрытым ртом,
    Не спешить, не говорить,
    Крошки на пол не сорить.
    После встать из-за стола
    В шубке чистой, как была

    Вопрос от учителя: Вы стараетесь соблюдать эти правила, когда приходите в школьную столовую? А дома?

    2)Погружение в тему урока.

    - Но это еще не все правила, которые мы с вами должны знать.

    - Сегодня поговорим о столовых приборах и правилах безопасного пользования ими.

    - Какие столовые приборы вы знаете? (ложка, вилка, нож, палочки, щипцы, лопаточка)

    Работа с реальными столовыми приборами и с их рельефными изображениями

    - Возьмите в руки нож, вилку, ложку. (реальные предметы)

    - Покажите мне изображения этих приборов.

    Отгадывание загадок

    - Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, про какие столовые приборы они.

    По моей тарелке лодочка плывёт.

    Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

    При виде еды

    Не считают ворон

    Бросаются дружно

    С обеих сторон:

    Один – разрезает,

    Другая цепляет,

    Обеим в тарелке работы хватает (Вилка, нож)

    Беседа с учащимися о столовых приборах и их безопасном испрользовании.

    - Как вы поняли, для чего нам нужна ложка (зачерпывать жидкую и не очень густую пищу), вилка (подцеплять твердую пищу), а нож (разрезать крупные куски твердой пищи на мелкие)?

    - Что нужно есть ложкой (суп, бульон, кашу, варенье), вилкой (макароны, котлеты, омлет, рыбу), режут ножом (мясо, блины, колбасу, огурцы и помидоры, сыр)?

    - Какие столовые приборы есть на ваших столах в школьной столовой? (ложки, вилки)

    - Кто-то из вас пробовал кушать при помощи ножа?

    - Теперь поговорим о самих правилах, которые мы с Вами должны соблюдать, принимая пищу:

    Почему нельзя смеяться и разговаривать с набитым ртом?

    Почему нельзя размахивать столовыми приборами во время приёма пищи?

    Почему пищу нужно пережевывать тщательно?

    Физминутка.

     Игра «Данетка»

     Давайте встанем из-за парт немного отдохнем и поиграем в игру «Данетка»: встаем в круг, кому попадает в руки мяч, тот должен ответить на мой вопрос словами «да» или «нет». Итак, начинаем:

    • Подносят ко рту вилку (или ложку), а не наоборот? (да)
    • Когда несем вилку с едой или ложку ко рту, ее можно наклонять или переворачивать? (нет).
    • Не надо жадничать и наполнять ложку супом до краев? (да) Почему? (можно расплескать, заляпать скатерть или даже кого-то из соседей)
    • Если ложка или вилка упала на пол, ее нужно сразу же поднять и продолжить ей кушать? (нет) А что нужно сделать? (взять чистый прибор, а после приема пищи поднять упавший)
    • Ложку держат в левой руке? (нет)
    • Вилкой зачерпывают жидкую пищу, например суп? (нет).

    Основная часть.

    Работа с реальными столовыми приборами (продолжение)

    - Садитесь на свои места и послушайте важные правила, которые также необходимо соблюдать:

    1. Правильно расположить и умело пользоваться предметами сервировки — это в первую очередь использовать их только по назначению (не играть, не махать, не стучать ими).
    2. Все приборы, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева (вилки) — левой рукой (сервировка без ножа и с ножом).

    - У вас на столах лежат приборы. Расскажите, какие приборы лежат слева, а какие справа? Какие из них мы будем держать во время еды в левой, а какие в правой руке? (ножи и ложки – правой, вилки – в левой)

    - Возьмите в руки ложку и покажите мне, как вы держите ее (смотрю у каждого ребенка).

    - Кто может объяснить, как вы ее правильно нужно держать?

    Если дети не отвечают, то учитель объясняет сам, как правильно держать ложку.

    - Столовую ложку следует держать между большим и указательным пальцами правой руки так, чтобы ее ручка слегка опиралась на средний палец. Ко рту ее подносят не острым концом и не боком, а наискось.

    - Теперь возьмите в руки вилку.

    - Если вы будете пользоваться только вилкой (без ножа), то в какой руке ее нужно держать? А если ножом и вилкой – то в какой?

    - Расскажите, как правильно держать вилку и нож.

    Если дети не отвечают, то учитель объясняет сам, как правильно держать вилку.

    - Нож держат в правой руке, а вилку — в левой, зубцами вниз. При пользовании только вилкой ее следует держать в правой руке. Ручки ножа и вилки нужно держать большим, указательным и средним пальцами, при этом концы ручек должны упираться в ладонь.

    - Сначала возьмите вилку в правую руку, а затем попробуйте ее взять так же в левую. Нож возьмите правой рукой. Получилось? Молодцы?

    Физкультминутка

    Пальчиковая гимнастика, релаксационная пауза.

    Мониторинг

    Обобщение и систематизация знаний.

    Рефлексия

    Закрепление полученных знаний. 

    - И в завершении нашего урока хочу вас попросить помочь мне накрыть стол к завтраку. Поможете?

    - Для этого каждый из вас возьмет тарелку, ложку, вилку и нож, лежащие на ваших партах, принесет и положит также на большой стол. Не забудьте, что приборы лежат со стороны той руки, которая их будет брать.

    Учащиеся переносят свои тарелки и приборы на общий стол

    - Какой красивый стол у нас с вами получился! Молодцы!  

    Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о столовых приборах и правилах их использования)

    - Какие правила вы запомнили?

    Заключение

    Итог урока: Итак, сегодня на уроке мы закрепили знания о правилах безопасного и культурного поведения за столом, познакомились со столовыми приборами и узнали, почему так важно соблюдать правила приема пищи. А также вспомнили, что здоровье нашего организма зависит от того, насколько тщательно мы пережевываем пищу.

                                                                                                           АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

    Цель и задачи урока выполнены. Урок имеет коррекционно – образовательное, коррекционно – развивающее, коррекционно – воспитательное значение.  На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения: закусочные тарелки, столовые приборы – ложки (столовые и чайные), вилки, ножи (реальные предметы), рельефные изображения вышеуказанных столовых приборов, обеденный стол, чайные пары, чайные ложки, заварочный чайник, сахарница, звучащий мяч, которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков разговорной и письменной речи учащихся с использованием глаголов и имён существительных. Расширялись и уточнялись представления о правилах поведения за столом при приеме пищи. Знания, полученные на уроке, будут применены учащимися при социализации и адаптации их в обществе. Учащиеся также получили положительный эмоциональный настрой от урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

    Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

    Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

    В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

    Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

    Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

    Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения

    Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 10 года обучения разработана на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с ...

    Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...