по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов (ОВЗ (интеллектуальные нарушения))
методическая разработка (8, 9 класс)

Тулисова Дарья Андреевна

Рабочая программа учебного предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов является приложением к Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы. (ФБУП 2002)

Общая цель Создание условий для приобретения обучающимися элементарных жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и первичных представлений о здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно для здоровья).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zobzh_8-9_klassy.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение            

школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

Протокол

№___  от _____

СОГЛАСОВАНО

зам. дир. по УР

_______

«_____» _________ г.

ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

Протокол № __ от______

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор

    _________

Приказ № ____ от ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

для обучающихся 8-9 классов

                                                        

Составила учитель Тулисова Дарья Андреевна

первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов является приложением к Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы. (ФБУП 2002)

Общая цель Создание условий для приобретения обучающимися элементарных жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и первичных представлений о здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно для здоровья).

В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:

  • ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни, с правилами поведения в различных ситуациях и необходимостью их соблюдения, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
  • организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;
  • развитие мотивационио-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
  • формирование способности учеников к моделированию и символизации с использованием игровых аналогов реальных предметов, предметов-заместителей, картинок и пиктограмм в обучающих предметно-практических, игровых упражнениях, в играх;
  • последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилам безопасности жизнедеятельности.

Содержание программы предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» разработано на основе Адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы. (ФБУП 2002)

Место курса в учебном процессе

Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).

Используемые технологии обучения

  • Технология разноуровневого обучения
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Проектная деятельность
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии 

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

  • урок с элементами игры;
  • интегрированный урок;
  • практическое занятие;
  • экскурсия;
  • игра;
  • вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
  • уроки образования понятий и правил;
  • уроки применения полученных знаний на практике;
  • уроки выработки навыков;
  • уроки повторения и обобщения;
  • контрольные уроки;
  • уроки смешанные или комбинированные.

Методы и приемы обучения

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
  • методы формирования интереса к учению
  • создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
  • использование познавательных игр;
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
  • практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • наблюдение;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
  • аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

игры-имитации, жестово-образные игры;

  • выкладывание пиктограмм;
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
  • предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание

Формы текущего контроля знаний

Для мониторинга динамики развития обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы) педагоги используют в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики. Диагностика создана на основе «Педагогической диагностики детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.

Диагностика представляет собой перечень социально значимых знаний, умений, навыков(ЗУН) по учебному предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», которые объединены в блоки по крупным темам.

ЗУН должны/могут сформироваться у ребенка за время обучения в школе.

Педагоги по результатам наблюдения определяют уровень сформированности ЗУН и заполняют электронную таблицу (на каждого ребёнка по основным предметам). Качественной характеристикой уровня освоения ЗУН являются «Особенности осуществления деятельности обучающихся (степень участия педагога)», которые выражаются в баллах и имеют цветовое оформление.

Особенности осуществления деятельности обучаемым

(степень участия педагога)

кол-во баллов

характеристика с указанием степени помощи учителя

0

Выполняет задания с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

1

Выполняет задание "рука в руке", совместно, с появлением отдельных эпизодов самостоятельной активности

2

Задания выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

3

Задания выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

4

Задания выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

5

Задания выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

6

Задания выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь педагога

Цветовое  решение таблицы позволяет наглядно отслеживать темпы и уровень формирования ЗУН по предметам. Таблица заполняется вначале, середине и в конце учебного года. Далее выводится среднее значение обученности по данному предмету за данный период для каждого обучающегося. Полученные данные заносятся в сводную таблицу.

Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход в обучении и оценивании результатов выделены 2 уровня.

У1 – базовый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 3 – 6 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.

У2 – упрощённый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 0 – 2 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.

Планируемые результаты освоения предмета

Обучающиеся должны знать, понимать, выполнять:

Базовый уровень

  • знать и выполнять последовательность действий по уходу за полостью рта, глазами, ушами, носом
  • знать и выполнять санитарно-гигиенические мероприятия: мытьё рук перед едой и после туалета
  • знать правила приёма пищи
  • знать правила поведения на кухне и в столовой
  • выполнять правила приёма пищи
  • выполнять правила поведения на кухне и в столовой
  • выполнять практические действия по уборке помещения, мытьё посуды (чашки)
  • выполнять основные правила дорожного движения
  • называть, показывать, подбирать пиктограммы по темам: «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице»
  • выполнять правила безопасного поведения в игровых ситуациях и специально созданных условиях
  • различать понятия «знакомые» и «незнакомые люди»

Упрощённый уровень

  • выполнять последовательность действий по уходу за полостью рта, глазами, ушами, носом
  • выполнять элементарные санитарно-гигиенические мероприятия: мытьё рук перед едой и после туалета
  • выполнять правила приёма пищи
  • выполнять правила поведения на кухне и в столовой с помощью взрослых
  • выполнять практические действия по уборке помещения, мытьё посуды (чашки) с помощью взрослых
  • выполнять элементарные правила дорожного движения с помощью взрослых
  • показывать, подбирать пиктограммы по темам: «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице»
  • выполнять правила безопасного поведения в игровых ситуациях и специально созданных условиях
  • различать понятия «знакомые» и «незнакомые люди» в игровых ситуациях и специально созданных условиях

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА

Тематическое планирование

раздела п\п

Содержание

Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарные представления о здоровом образе жизни, состоянии здоровья

Упражнения, настольно-печатные игры на узнавание и называние предметов гигиены с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктограммы, словесное и жестовое обозначение).

Рассматривание рук до мытья и после гигиенических процедур; наблюдения за качеством воды при первичном намыливании рук и смывании мыла с рук; действия с предметами домашнего обихода, личной гигиены, выполнение орудийных действий с предметами бытового назначения.

Беседы с учащимися, практические действия по отработке процедуры ухода за глазами. Гимнастика для глаз. Формирование основных представлений об охране зрения в ходе дидактических упражнений, бесед о том, что для глаз полезно, а что вредно.

Уточнение знаний учащихся о свойствах воды. Беседы, дидактические игры и упражнения на уточнение представлений учащихся о том, что вода — важное средство поддержания чистоты тела и жилища, вещество, необходимое для жизнедеятельности всего живого.

Беседы и упражнения на закрепление представлений учащихся об уходе за волосами. Введение понятия «здоровые волосы». Закрепление понимания учащимися необходимости стрижки волос и мытья головы с использованием предметов и косметических средств по уходу за волосами (расческа, щетка для волос, шампунь, бальзам для волос, фен). Основные правила ухода за волосами.

Беседы и закрепление представлений о необходимости носить чистую одежду. Уточнение ранее усвоенных представлений о способах ухода за одеждой: ручная и машинная стирка, химчистка, виды ремонта одежды. Упражнения в определении способа ухода за одеждой: ручная стирка, машинная стирка, ремонт одежды, химчистка. Знакомство с пиктограммами, отражающими способы ухода за одеждой. Чтение пиктограмм на бирке одежды (с помощью учителя). Выбор средств для стирки белья: стиральный порошок, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья. Упражнения по уходу за одеждой с помощью разнообразных щеток.

Беседы и закрепление представлений учащихся о необходимости носить обувь, соответствующую размеру ноги, удобную и чистую. Способы ухода за обувью: мытье и чистка обуви, ремонт обуви в мастерской. Средства и предметы для ухода за обувью; назначение средств и предметов по уходу за обувью.

В процессе бесед и упражнений формирование у учащихся понятий «признаки простуды», «профилактика простудных заболеваний». Беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, журналов типа «Здоровье», «Лечебные вести» и др.

Знакомство с основными лекарственными средствами домашней аптечки и перевязочными материалами: рассматривание лекарств, их упаковок и т. п. Беседы с учащимися о необходимости использования лекарств только по назначению врача и приема их под присмотром старших или врачей (медсестер).

Дыхательные упражнения, упражнения для глаз — гимнастика для глаз. Беседы с учащимися о роли гимнастики. Гимнастика в домашних условиях: санитарные правила и правила безопасности.

Экскурсия в аптеку. Наблюдение за покупателями и работой фармацевта. Покупка лекарственных средств. Обучение учащихся умению обратиться с просьбой к фармацевту.

Беседы, рассматривание иллюстраций, видеосюжетов о поведении людей во время болезни, в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью. Участие в ролевом диалоге: называние себя в игровой роли, ведение диалога от имени своего персонажа (игры «Доктор», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.).

Экскурсия в поликлинику с последующими образовательными ситуациями на уроках: «Вызов врача на дом», «Как попасть на прием к врачу», «Как вызвать врача по телефону», «У меня болит...» (описание своего недомогания), «Как получить в поликлинике свою медицинскую карточку в регистратуре» и т. п. Диалоги и упражнения при оказании первой медицинской помощи. Диалоги у постели больного.

Тренинги по оказанию первой медицинской помощи. Измерение температуры. Первичная обработка раны.

Планируемые результаты

У1

  • Знать о пользе и свойстве воды, необходимости мыть руки, лицо, волосы, тело
  • Дифференцировать предметы гигиены и называть их по группам (для лица, тела, волос)
  • Знать о способах ухода за волосами
  • Знать о способах ухода за одеждой и обувью, уметь чистить их
  • Уметь читать и знать основные обозначения на бирках одежды и правильно следовать им
  • Знать виды средств для стирки, для чего они нужны
  • Знать о признаках простуды, способах лечения помощью лекарств, профилактику простудных заболеваний
  • Знать что такое аптека, кто там работает
  • Уметь приобретать лекарства
  • Знать основные лекарства, использовать их только под присмотром взрослых
  • Знать что такое поликлиника, кто там работает
  • Уметь обращаться ко врачу в поликлинику
  • Уметь делать для глаз, тела, для поддержания здоровья
  • Уметь оказывать первую помощь при болезни, измерять температуру, первичная обработка ран

У2

  • Показывать на картинках средства гигиены и в жизни
  • Уметь элементарно использовать средства гигиены
  • Уметь элементарно чистить обувь с помощью педагога
  • Показывать на картинках аптеку, поликлинику, и тех кто там работает
  • Наблюдать за действиями в аптеке, поликлинике персонала и посетителей
  • Показывать на картинках лекарственные средства

Уход за жилищем

Посуда и уход за ней. Включение воды для мытья посуды. Определение оптимальной температуры воды. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам).

Уточнение представлений учащихся о назначении моющих средств. Дидактические упражнения по выбору средств для мытья посуды. Практические действия (дозированное использование моющих средств, намыливание посуды специальной губкой, смывание теплой водой).

Отработка алгоритма действий в различных образовательных ситуациях: вызов врача на дом, поведение в квартире (в доме), где есть больной гриппом (с кашлем, насморком и т. п.). Знакомство учащихся с элементарными правилами ухода за больным в доме в ходе специально созданных образовательных ситуаций.

Проветривание: необходимость периодического проветривания для здорового дыхания. Отработка правил поведения и действий при открывании, закрывании окон. Рассматривание иллюстраций, беседы о здоровом образе жизни человека.

Беседы с учащимися о значении уборки помещения для сохранения здоровья: сухая и влажная уборка. Знакомство учащихся с увлажнителем воздуха. Наблюдение за его работой. Беседы о воздухе в помещении: проветривание, влажная уборка, использование увлажнителей воздуха и т. п.

Планируемые результаты

У1

  • Дифференцировать посуду и называть её по группам (для приготовления, приёма пищи)
  • Знать средства для мытья посуды, уметь их использовать
  • Знать как вести себя когда кто-то заболел (вызов врача, уход за больными, проветривать)
  • Знать о пользе уборки помещений, проветривании

У2

  • Показывать посуду на картинах и в жизни, средства для ухода за ней
  • Использовать средства для мытья посуды с помощью педагога
  • Наблюдать за уходом за больными и профилактикой простудных заболеваний

Питание

Режим питания: повторение и уточнение того, что принято есть в завтрак, обед, полдник, ужин. Повторение правил приема пищи (не торопиться во время еды, тщательно пережевывать пищу, есть, сидя за столом, не есть очень горячую и очень холодную пищу и др.).

Уточнение представлений учащихся о правилах хранения продуктов (хлеба, молочных продуктов). Знакомство учащихся с понятием «витамины». Беседы с учащимися о правильном питании — здоровое питание. Разделение продуктов на вредные и полезные.

Знакомство с правилами обработки фруктов и овощей (тщательно мыть, не есть гнилые фрукты и овощи). Рассказы о пользе сырых овощей, фруктов, ягод для здоровья человека.

Знакомство учащихся с правилами приготовления салата с соблюдением мер гигиены: тщательное мытье рук перед приготовлением салата, мытье овощей и сушка их на чистом полотенце (льняном, бумажном), разделка овощей на специальной доске (доске для резки овощей). Обучение учащихся правилам безопасности при пользовании ножом. Практические действия: приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур и правил безопасности.

Обучение учащихся приготовлению простых бутербродов с соблюдением гигиенических правил и правил безопасного обращения с ножом. Беседы с учащимися о питании бутербродами и их месте в рационе здорового питания.

Планируемые результаты

У1

  • Знать режим питания, знать какую пользу приносит правильное питание
  • Знать правила приёма пищи
  • Знать правила хранения продуктов, обработки овощей и фруктов
  • Знать что такое витамины и для чего они нужны
  • Уметь подготавливать продукты для приготовления блюд, с соблюдением правил гигиены
  • Знать правила безопасного обращения с ножом

У2

  • Показывать продукты на картинках питания и в жизни
  • Показывать на картинках места хранения продуктов
  • Наблюдение за приготовлением блюд
  • Использовать нож с помощью педагога

Безопасность в доме, на улице, в природе

Моделирование следующих ситуаций: «Один дома», «Опасные предметы, которые нельзя брать», «В дверь позвонил незнакомый человек» и др. Уточнение поведения учащихся в этих ситуациях.

Беседы с наглядными примерами о правилах безопасности при пользовании электрическими розетками. Включение учащимися различных бытовых приборов в розетки (вместе с учителем). Закрепление установки на то, что по окончании пользования бытовыми приборами штепсель должен быть удален из розетки. Рассматривание картинок, на которых изображены сюжеты неосторожного обращения с электрическими приборами. Выбор картинок с изображением правильного использования бытовых приборов.

Упражнения, в которых учащийся должен выбрать и назвать средства и предметы ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг). Нахождение этих средств и предметов на картинках и в пространстве помещения комнаты. Отработка алгоритма стирки мелкого белья: определение оптимальной температуры воды, дозирование порошка, чтобы не навредить здоровью, соблюдение правил безопасности во время насыпания порошка, действия в случае попадания в глаза мыльной воды.

Упражнения и беседы с учащимися для формирования алгоритма обращения с утюгом. Упражнения на закрепление навыка расположения утюга на гладильной доске. Включение и выключение утюга под присмотром учителя. Практические занятия: глажка носового платка. Закрепление правил пожарной безопасности при пользовании утюгом.

Ознакомление учащихся с правилами безопасного использования микроволновой печи. Элементарные действия с микроволновой печью и обучение правилам разогрева в ней продуктов.

Беседы, наблюдения и практические действия (при участии учителя) по эксплуатации электрической и газовой плиты с соблюдением правил противопожарной безопасности.

Беседы, рассматривание иллюстраций, видеофрагментов об опасных ситуации на улице, во время поездок на природу и т. п. Формирование понятия «незнакомые люди». Дифференциация понятий «знакомые люди» и «незнакомые люди». Определение по фотографиям знакомых и незнакомых людей. Беседы и отработка алгоритма поведения с незнакомыми людьми. Проигрывание ситуаций по пиктограммам, в играх-драматизациях.

Наблюдения за движущимся транспортом и поведением пешеходов (с комментариями учителя). Чтение учащимся доступных их восприятию литературных произведений на тему безопасности жизнедеятельности. Ситуационные игры на темы безопасности в природе, на улице, в доме.

Проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пешеходному переходу по сигналу светофора, без светофора.

Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за переходом улицы пешеходами. Тренировочные упражнения: переход через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте.

Закрепление представлений учащихся об адресе, о необходимости знать или хранить написанный на листочке адрес в кармане и помнить о месте его хранения. Упражнения: учитель записывает фамилию, адрес учащегося, учащийся складывает записку и убирает ее в карман, по просьбе учителя достает записку.

Обучение учащихся следующим действиям: составить свой адрес (название улицы) из букв разрезной азбуки; прочитать или найти карточку с названием улицы, номера дома и квартиры. Проговаривание адреса. Нахождение адреса по пиктограмме.

Проигрывание с учащимися ситуации «Я заблудился. К кому надо обратиться за помощью?».

Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Продолжение занятий по пособиям, например, по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах» (разд. «Переходы», «Перекрестки», «Сигналы водителей автомобилей», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»).

Создание образовательных ситуаций, в которых учащимся необходимо следовать правилам безопасного обращения с бытовыми приборами и рассказывать об этом, используя вербальные и невербальные средства общения.

Беседы с учащимися о возможных неполадках системы подачи воды, образовательные ситуации «Если в доме сломался водопровод, отопительная система», «Если в доме сломался лифт». Обучение учащихся навыкам экстренного вызова помощи (самостоятельно или попросить об этом людей, живущих рядом).

В специально организованных ситуациях побуждение учащихся к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о безопасности поведения в природе. Знакомство с информационными, предупреждающими знаками о возможности купания в водоемах: «Место для купания», «Купаться запрещено» и др.

Планируемые результаты

У1

  • Знать и называть предназначения бытовых приборов (стиральная машина, утюг, микроволновая печь)
  • Знать правила безопасного использования бытовыми приборами и электрическими розетками
  • Знать как поступать в случаях неполадок с подачей воды, «сломался лифт»
  • Знать как общаться с незнакомцами, знать как обращаться за помощью
  • Знать свой адрес
  • Знать основные правила дорожного движения и соблюдать их
  • Знать правила поведения на природе, предупреждающие знаки

У2

  • Показывать на картинках бытовые приборы
  • Использовать бытовые приборы и электрические розетки с помощью педагога
  • Наблюдать за общением с незнакомцами в игровых ситуациях и специально созданных условиях
  • Наблюдать за соблюдение правил дорожного движения
  • Наблюдать за поведением на природе
  • Показывать предупреждающие знаки на природе

Учебно-методические и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Баряева Л.Б. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», 2011г.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.
  3. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н «Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях», 2008
  4. В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

  1. http://www.7ya.ru/pub/childsafety/ - вопросы безопасности
  2. http://sec4all.net/statea131.html - для родителей
  3. http://www.youtube.com/watch?v=fS5aRBSH4DY - видео уроки безопасности
  4. http://www.youtube.com/watch?v=MZmrXk9qhgw - «Смешарики. Азбука безопасности»
  5. https://spas-extreme.mchs.gov.ru/- портал детской безопасности МЧС России
  6. «Уроки безопасности тётушки Совы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...

"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»

Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...