фонетическая ритмика
презентация урока для интерактивной доски

Нанаева Хеда Хасановна

фонетическая ритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентация112.5 КБ
Файл foneticheskaya_rechevaya.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

        

Инструкция по проведению

фонетической зарядки

                                                                                                  Подготовила  и провела:

                                                                                                  Нанаева  Х.Х.

                                                                                                 Учитель – дефектолог.

       Фонетическая зарядка -  одна из форм целенаправленного обучения произношению.

       Цель фонетической зарядки с одной стороны – закрепление произносительных навыков, с другой – предупреждение их распада, выдвижение перед учащимися определенной установки, которую они должны выдержать в течение учебного и внеклассного времени. Исходя из этих целей и подбирается речевой материал для фонетических зарядок.

    Фонетические зарядки проводятся на первом уроке (независимо от предмета), продолжительность их составляет 3 – 4 минуты, у воспитателей – на первом занятии (как правило, это бывает на самоподготовке).

     Темой фонетических зарядок становятся те звуки, которые помечены в общем профиле класса знаком «+», либо знаком «+» и через запятую какой – то дефект) у 80 и более % учащихся. В противном  случае  фонетическая зарядка становится формальностью, потерей времени.

   Каждый педагог по теме фонетической зарядки планирует свой речевой материал (слоги, слова, фразы), необходимый для своего урока (занятия).

        Если с большинством обучающихся, например, проводилась работа над звуком «с», то очень полезно взять этот звук в фонетические зарядки, чтобы удержать только что сформированный навык произнесения «с» на материале слогов, слов, фраз.

        Известно также, что некоторые произносительные навыки распадаются довольно быстро (например, такие звуки как ц, с, ч, ш, з, ж). Чтобы предупредить их распад, полезно включать эти звуки почаще в фонетические зарядки.

      В начальных классах, можно делить речевой материал фонетической зарядки на несколько частей и включать его в работу на 2 – 3 уроках.

       Например, если в теме фонетической зарядки звук «с», то в понедельник он берется в начальной позиции: с, са, со, су, се, сахар, сок, суббота, семь; во вторник – в конечной позиции: с, ас, ос, ус, ис, класс, минус, плюс, ирис; в среду – в интервокальной позиции: с, аса, асу, аси, асе, осень, написал, нарисовал, часы; в четверг – в стечениях с согласными: аспа, асва, асма, аста, аска, пожалуйста, спасибо, посмотри, сколько стоит кисточка; в пятницу – во всех позициях)

 Самое большое время отводится позиции звука при стечении с другими согласными, так как не слышащие дети очень часто допускают в них призвуки, вставляя неопределенный гласный звук (с «э»тул, с «ы»колько). В средних и старших классах допускается несколько позиций звука в теме фонетической зарядки. Таким образом, все упражнения фонетической зарядки в течение недели объединяются общей темой, а речевой материал (слоги, слова, фразы) отбираются с учетом следующих положений:

1. Понятийность содержания (отрабатывается произношение материала уже усвоенного, так как времени нет для словотолкования).

2. Соответствие фонетическому принципу (насыщение фраз звуком, соответствующим теме: Селима собрала семь грибов).

3. Употребительность речевого материала (предпочтение отдается чисто употребительным словам и фразам, необходимым в ходе речевого общения).

   Фонетические зарядки проводятся с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальной, если у доски проводится фонетическая зарядка или стационарной, если это глухие дети и стоят за партами).      

     В начальных классах большое внимание должно уделяться голосовым упражнениям (скажем «ааоо» громко, тихо, нормальным голосом), дыхательным упражнениям (скажем слитно, на одном выдохе: саса, сасаса, сасасаса и т. д.), упражнениям на длительность и краткость звучания: А.

А____ О____ о. Во всех классах следует планировать упражнения над ритмико – интонационной структурой речи: А. А! А? Мама дома. Мама дома!

Мама дома?

Девочка читает книгу. Девочка читает книгу. Девочка читает книгу.

        На каждой фонетической зарядке должна быть обеспечена смена 2 – 3 видов речевой деятельности. Но поскольку ограничено время фонетической зарядки, то и в известной мере ограничены виды работы, которыми пользуется педагог. Как правило это:

1. Подражание на основе слухового восприятия.

2. Чтение слогов, слов, словосочетаний, фраз.

3. Называние картинок.

4. Ответы на вопросы.

5. Решение примеров.

        Темой фонетической зарядки может быть и пара звуков – дифференциация парных звуков (б – п, д – т, к – г, с – з, ш – ж, в – ф) или смешиваемых звуков (м – п, м – б, н – т, н – д, с – ш, з – ж, ц – с, ц – ч, ч – ш).

 

        Чаще спрашиваются те дети, которые допускают больше ошибок, связанных с темой зарядки. Если ребенок не умеет еще говорить данный звук, то его не спрашивают на материале слогов и слов, а предлагают прочесть фразу, чтобы похвалить за соблюдение слитности, ударения и таким образом не оставить без внимания. Все ошибки обязательно исправляются педагогом. Исправление ошибок может быть таким образом: «Ты сказал неправильно. Повтори хорошо (как я)», «Ты сказал неправильно. Убери кончик языка вниз (сделай так …)» 

   При этом педагог дает образец на слух, слухозрительно или показывает нужную артикуляцию с помощью рук в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.  

        В конце фонетической зарядки следует подвести итог, одобрить тех, кто хорошо работал.

Методика ведения фонетической зарядки.

1. Объявление темы.

- Будем учиться хорошо говорить звук с.

- Какой звук будем учиться говорить сегодня?

2. Образец учителя (с элементами фонетической ритмики).

- Будем говорить слоги.

- Послушайте меня:                    с__   ас   ос   ус

        

        

3. Хоровое проговаривание         

(с элементами фонетической

ритмики)

- Скажем вместе:                          с__   ас   ос   ус

        

        

         

(Можно по одному слогу или сразу несколько, тогда экономится время).

4. Различение слогов на слух и индивидуальное произнесение учащимися.

- Послушайте меня, какой слог я скажу  

(ум) Скажи, Адам.                     (за экраном слог и имя ученика)

(ам) Скажи, Магомед.

5. Образец учителя

- Будем говорить слова.

- Послушайте меня: санки, снег, солнце (с дирижированием, лучше по одному слову брать).

6. Хоровое проговаривание с дирижированием

Скажем вместе:  Санки, снег, солнце

        

7. Различение слов на слух и воспроизведение индивидуально (можно без дирижирования).

- Послушайте, какое слово я скажу

(утром) Скажи, …

(вечером) Скажи, …

8. Образец учителя (с дирижированием с выделением логического ударения, если на доске уже подчеркнуто)

Когда ты встаешь?

Послушайте, какое слово я скажу громко в предложении.  

В этом случае все предложение произносится учителем за экраном, дети называют выделенное голосом слово, учитель его подчеркивает. Затем предложение прочитывается хором под дирижирование и индивидуально 1 – 2  обучающихся (уже допускается без дирижирования) и дается ответ.

         

Основные требования к проведению фонетической и речевой зарядок.

1. Детей расставлять удобно, чтобы не мешали друг другу.

2. Говорить в основном хором, не увлекаться индивидуальным произнесением, чтобы не тратить время.

3. Уметь слышать всех детей в хоре.

4. Исправлять 2 раза («Потом научишься»)

5. Выполнять движения дети должны одновременно с педагогом.

6. Слоги не должны преобладать в речевом материале.

7. Четко следить за временем проведения.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетическая зарядка

Слайд 2

Фоне́тика (от греческого слова phone `— голос, звучащая речь) — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Слайд 4

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА – это одна из форм организации работы над произношением.

Слайд 5

Задачи: Закрепление в устной речи обучающихся ранее усвоенных произносительных навыков; Предупреждение распада усвоенных произносительных навыков; 3. Закрепление вновь приобретенных навыков.

Слайд 6

Время проведения Проводится в начале 1 урока или в начале самоподготовки в течение 3 - 4 минут.

Слайд 7

Речевая зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, материал рассчитан на моносенсорное (только на слух) или бисенсорное ( слухозрительное ) восприятие. По мере необходимости привлекаются тактильно-вибрационные ощущения глухих детей.

Слайд 8

Материалом фонетических зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы.

Слайд 9

1. Р аботу над речевым дыханием. 2. Работу над голосом. 3. В оспроизведение звуков родного языка и их сочетания в словах. 4. Работу над словом. 5. Р аботу над фразой. 6. Работу над ритмико-интонационной структурой речи. Содержание фонетических зарядок включает:

Слайд 10

ПН. ПА________ ПА ПО________ ПО ПУ________ ПУ ПАПОПУ__________ ПАПОПУ ПА ПАПА ПА ПА ПА ПАПА ПА ВТ. АПА_________ АПА АПО_________ АПО АПУ_________ АПУ АПА АПО АПУ ПА ПА ТАМ ПА ПА СР. АП А_______П ОП О_______П УП У_______П СУП ВОТ СУП. ЧТ . АПКА ША ПКА АПКУ ША ПКУ ВОТ ША ПКА. ДАЙ ША ПКУ. НА ША ПКУ. ША ПКА________ ВОТ ША ПКА_______ ПТ. ПА БА ПА______ БА_______ ПО БО ПО_____ БО_______ ПУ БУ ПУ_____ БУ______ АПА АБА АП АБ ОПА ОБА ОП ОБ УПА УБА УП УБ ПА ПА- БА БА У ПА ПЫ ША ПКА. ША ПКА- ШУ БКА У БА БЫ ША ПКА. У ПА ПЫ ША ПКА. У ПА ПЫ ША ПКА? У ПА ПЫ ША ПКА! Дежурный звук «П»

Слайд 11

замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»; замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»; с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»; с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля; показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка; моделирование кистями рук; использование элементов фонетической ритмики и т.д. Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции произношения:

Слайд 14

Основные требования к проведению фонетической зарядки: д етей расставлять удобно, чтобы не мешали друг другу; говорить в основном хором, не увлекаться индивидуальным произнесением, чтобы не тратить время; уметь слышать всех детей в хоре; и справлять 2 раза; выполнять движения дети должны одновременно с педагогом; слоги не должны преобладать в речевом материале; четко следить за временем проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика. Варианты движений для стимуляции звуков речи.

В исследованиях, проведенных аудиологами и педагогами, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти ...

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Конспект открытого занятия по фонетической ритмике.

Цели и задачи занятия соответствуют возрастным (дети 4 года обучения), слуховым, речевым возможностям детей; на основе знаний и представлений о жизни животных.Занятие построено с учетом смены де...

Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа для внеурочной деятельности по фонетической ритмике для работы в 3 (специальном) коррекционном классе 7 вида...

"Фонетическая ритмика"

Комплекс упражнений по фонетической ритмике....

Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.

Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....

Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи

В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....