Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Ш-Ж]
план-конспект

Ананьева (Щербакова) Елена Владимировна

Цель: дифференциация звуков ш – ж

Задачи:

Образовательные:

- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)

Коррекционно-развивающие:

• Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в слогах, словах и фразах.

• Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

• Развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие.

• Расширять словарный запас детей (шлемофон, этажерка, абажур) .

• Учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

• Учить составлять предложения.

• Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание отзывчивости, заботливости, желание сделать приятное.

• Развитие стремления качественно выполнять задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_sh-zh.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного учителем-логопедом МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»  Ананьевой Е.В.

на тему: «Звуки Ж и Ш»

Цель: дифференциация звуков ш – ж

Задачи:

Образовательные:

- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)

Коррекционно-развивающие:

• Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в слогах, словах и фразах.

• Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

• Развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие.

• Расширять словарный запас детей (шлемофон, этажерка, абажур) .

• Учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

• Учить составлять предложения.

• Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание отзывчивости, заботливости, желание сделать приятное.

• Развитие стремления качественно выполнять задания.

Методы и приёмы:

• Игротерапия

• элементы телесной терапии

• сказкотерапия

Оборудование:

«Волшебная палочка», картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки, д/игра «Чаепитие», д/игра «Коллекция, простой и цветные карандаши», д/игра «Живое- неживое, д/игра «Путаница», пластилин, доска для пластилина.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Доброе утро. Птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам

Солнце встаёт и идёт по домам.

«Доброе утро! » и солнцу и птицам

«Доброе утро! » улыбчивым лицам.

Здравствуй, Ксюша! Ты любишь сказки? Приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Закрой глаза и… .

Налево вокруг себя повернись

И в сказке волшебной окажись.

Логопед делает взмах «волшебной палочкой».

2. Основная часть

Сказка начинается.

В одной волшебной стране жили-были две сестрёнки: Жужжалочка и Шипелочка. - Они, как и ты, очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Язычок знаком нам, дети, широко улыбнуться

Мы его улыбкой встретим. растянуть губы

Это язычок пришёл. высунуть язык

Вправо он сейчас пошёл. тянуться кончиком

Всё, что нужно, увидал языка вправо

И налево зашагал. тянуться кончиком

Погулял совсем немножко, языка налево

Широко открыл окошко. широко открыть

Он окно не закрывает, рот

Кверху кончик поднимает. кончик языка

Он окно не закрывает, тянется к носу

Книзу кончик опускает. к подбородку

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает. «Индюки»

Поиграл наш язычок, закрыть рот

Лёг поспать он и молчок

-Ксюша, как ты думаешь, какой звук больше всего любит Шипелочка? Почему? Где мы слышим звук Ш в слове Шипелочка? А Жужжалочка? Почему? Где мы слышим звук Ж в слове Жужжалочка? А ещё есть звук Ж в этом слове? Что мы знаем про звуки Ш и Ж? (Они согласные и всегда твёрдые.) Чем отличаются эти звуки друг от друга? (Звук Ш –глухой, а звук -Ж- звонкий) Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти звуки.

Развитие фонематического слуха.

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах

-Послушай, как они разговаривают. Повтори, делая шаг вперёд на каждый слог.

Ша-ши-шожи-ши-жижи-шо-жу

Жи-жу-жаша-жа-шаша-жо-ши

Д/игра «Чаепитие»

-Однажды Шипелочка и Жужжалочка мыли посуду, но Жужжалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком Ж треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук и буква Ш, то чашка целая- нарисуй в чашке чай и над ним пар. Если в слоге звук и буква Ж, то чашка разбитая - рисуй трещину и лужу.

Наши пальцы разомнём.

Рисовать сейчас начнём.

Сжали пальцы и разжали

Карандаш мы в руки взяли (прокатать карандаш между ладонями)

Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия. Оценка выполнения задания.

Д/игра «Коллекция»

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах

-Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары и теперь они не знают, как быть… .

-для Жужжалочки выбери все товары в названии которых есть звук Ж, а для Шипелочки – товары в названии которых есть звук Ш и помести их в джип или в машинку. В джип мы соберём товары для кого? Почему? А в машинку для кого? Почему? (Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия.)

- Сестрёнки в лес гулять пошли, они там ёжика нашли. Наша физкультминутка так и называется «Ёжик»

Физкультминутка с элементами гимнастики для глаз

По сухой лесной дорожке- идём мелкими шажками, кисти рук

Топ-топ-топ –топочут ножки. согнуты вниз перед грудью

Ходит, бродит вдоль дорожек ходьба, резкие движения руками вверх,

Весь в иголках серый ёжик. в стороны, вниз (пальцы разомкнуты)

Ищет ягодки, грибочки глазами водим направо- налево

Для сыночка и для дочки. приседаем, «срываем» грибочки

Если подкрадётся волк- смотрим вдаль

Превратится ёж в клубок. присели, закрыли глаза, наклонили голову вниз

Ощетинит ёж иголки- одна рука у головы другая за спину

Не достанется он волку. поменять положение рук 2 раза

Ёж не тронет никого, указательным пальцем рисуем дугу, следим

Но и ты не тронь его. глазами за кончиком пальца, грозим пальчиком

Д/игра «Живое - неживое»

-Однажды Шипелочка и Жужжалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано не живое, а кто – живой. Ребенок размещает всё неживое в домик, а всё живое в беседку с бабочками и птичками. Объясняет свой выбор; согласовывает прилагательное с существительным.)

Дифференциация звуков Ш и Ж во фразах

Д/игра «Путаница»

Шипелочка и Жужжалочка знают, что ты очень любишь сказки и на прощание попробовали сочинить сказку для тебя, но перепутали все слова в предложениях. Исправь, пожалуйста, их ошибки, в этом тебе помогут картинки.

Они написали:

У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелём.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит жабой карандаш.

Гимнастика для глаз «Радуга»

В небе гром, гроза. (движение глаз вправо- влево)

Закрывай глаза! (закрыть глаза на 30 секунд)

Дождь прошёл, (широко открыть глаза)

Трава блестит, (взгляд вниз)

В небе радуга стоит. (рисовать рукой дугу и прослеживать движения взглядом)

3. Заключительная часть

Чтобы Шипелочка и Жужжалочка очень любят подарки. Мы для них приготовили золотые сумочки. Они совершенно одинаковые, как наши звуки. Но чтобы они не путали свои сумочки, мы сделаем на них пластилиновую аппликацию в виде букв Ш и Ж.

Наши пальцы разомнём,

Мы сейчас лепить начнём.

Сжали пальцы и разжали

Пластилин мы в руки взяли.

Изготовленные сумочки накладываем на фигурки наших героев - «вешаем сумочки на руки сестрёнкам» .

-Картинки, которые мы с тобой сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужжалочка дарят тебе. Из них мы сделаем книжку (с помощью степлера) .

-А чтобы она была более красивой и интересной, дома разукрась все картинки и правильно произнеси все слова.

-Возвращаемся из волшебной страны. Закрывай глаза (взмахнуть «волшебной палочкой», звучит музыкальное сопровождение)

Направо вокруг себя повернись

И обратно возвратись.

4. Итог занятия:

-Где мы побывали сегодня с тобой?

-Каких сказочных персонажей мы там встретили?

- Какие звуки и слова с ними любит Шипелочка? А Жужжалочка?

- Чем звук Ш отличается от звука Ж?

-Понравилось тебе в сказочной стране?

Молодец! Со всеми заданиями ты сегодня справилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква Т».

Учить различать звук и букву Т, определять их качественные характеристики; учить определять наличие звука в слове, его местоположение в слове; развитие внимания, слухового восприятия, мышления....

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Л]

Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.Задачи:Коррекционная:- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].Обучающая:- согласовывать имена существительны...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [с]

Цель:  автоматизация звука во фразах и предложениях .Задачи: Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] во фразах и предложениях;-закрепить навыки образования существительных с ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [С-Ш]

Цель: дифференциация звуков С и ШЗадачи:     1. Коррекционно-развивающие:Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в с...