КОНСУЛЬТАЦИИ ПЕДАГОГАМ
консультация

Федюк Гузель Ишбулдовна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

ОСОБЕННОСТИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ДЦП.

   Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.
ДЦП (детский церебральный паралич) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются.
Примерно половина детей, страдающих ДЦП, имеют нарушение интеллекта. Ребёнок, имеющий  ДЦП и нарушение интеллекта нуждается в особой помощи при обучении.

     Среди альтернативных форм получения школьного обучения особняком стоит надомное обучение. Право на надомное обучение имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды.

     Для ребёнка, который направлен на надомное обучение, строится особый обучающий маршрут: пишется индивидуальная программа с учётом  возрастных особенностей и степени выраженности дефекта, разрабатываются специальные презентации к урокам, которые помогут ученику лучше усвоить предмет.

       Все занятия с данной категорией обучающихся  имеют гибкую структуру, занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.  В процессе занятия с детьми, имеющими ДЦП и нарушение интеллекта необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

    Работа с обучающимся  строится в форме урока. В структуру урока обязательно должны входить физминутки и офтальмотренаж (специальная гимнастика для глаз, после длительной зрительной нагрузки), так как дети данной категории быстро утомляемы, их работоспособность резко снижена. Во время урока русского языка необходимо проводить пальчиковую гимнастику, так как у детей с ДЦП очень слабо развита мелкая моторика рук. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

      Порядок уроков выстраивается таким образом, чтобы ребёнок в начале уроков был заинтересован на дальнейшую работу. Перед началом уроков необходимо установить контакт с ребёнком, настроить его на работу. В данном случае помогают беседы с ребёнком на отвлечённые темы (о просмотренном мультфильме, о том, что ребёнок увидел вчера на улице и др.).

      Больной ребёнок живёт в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребёнка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого. Уроки нужно проводить в отдельной комнате, чтобы ребёнок не отвлекался на бытовые моменты.

     В работе с ребёнком-инвалидом очень важное место занимает взаимодействие с родителями этого ребёнка. Зачастую родители не понимают, как заниматься с таким ребёнком, какие использовать приёмы при выполнении домашних заданий. С другой стороны, родители лучше знают особенности своего ребёнка и могут поделиться своими наблюдениями за ребёнком с педагогом. Тандем «учитель-родители» даёт возможность наиболее эффективно "вкладывать" в ребёнка необходимые знания и умения.

      Таким образом, педагогу, работающему с ребёнком с нарушением интеллекта с ДЦП, получающим образование путем  индивидуального обучения  (на дому), необходимо строить обучающий маршрут таким образом, чтобы обучающийся  смог эффективно усвоить индивидуальную программу, а также , чтобы у него формировались коммуникативные навыки и  чтобы он прежде всего чувствовал себя полноценной личностью, обладающим жизненными компетенциями.

Список используемой литературы:

1. Детский церебральный паралич.  Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., "Дидактика Плюс". 2003г.

2. Журнал "Начальная школа" № 38, 2003 г.

3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006г.
4.  Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4. 
5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: ВЛАДОС, 2004г

6. http://www.myjane.ru/articles/text/?id=7417



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов :

«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ  НАВЫКОВ

 У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» .

         Формирование графических навыков у обучающихся с ОВЗ  осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психофизического развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками детей с интеллектуальными нарушениями, а также приводят к ошибкам при письме. У детей с умеренной степенью умственной отсталости отмечается недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития графомоторных навыков как залога успешного усвоения процесса письма. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

       Кроме того, в состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства школьников, нарушения темпа и ритма движений.

     Таким образом, дети с нарушением интеллекта, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.

     Все это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта умеренной степени.

Поэтому родители, включаясь в работу по обучению ребенка письму, должны быть готовы к тому, что:

 графомоторный навык будет формироваться медленно и с большими трудностями;

 не все дети с умеренной умственной отсталостью овладеют графомоторным навыком написания всех букв (не говоря уже об их соединениях).

Этот процесс и его результат сугубо индивидуален.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ               НА ЗАНЯТИЯХ.

     Работа по формированию графомоторных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости проводится по следующим этапам:

I. Диагностический этап.

 Цель: выявление начального уровня  сформированности  графомоторных  навыков.

Для достижения данной цели используются следующие задания:

  Проведение линий по прямым дорожкам.

 Проведение линий по волнистым дорожкам.

  Обведение по контуру.

 Обведение по точкам.

 Раскрашивание.

 Штриховка.

 Письмо элементов букв.

II. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.

 Цель: формирование графомоторных навыков.

Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия.

Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребенком, при этом необходимо использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраиваются в следующем порядке:

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика). 

Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др.), работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т.д.), игры (лото, пазлы, мозаика и др.), лепка (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, скатывание колбасок). В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро – ладонь – кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др.), так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.

Например: упражнение «Птица и птенчики»:

 

Птенчики в гнезде сидят  

Кушать птенчики хотят

Мама их летит в гнездо

Птенчикам несет зерно

(обхватить все пальчики правой руки ладонью левой и шевелить ими)

(ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены)

(ладони двигаются – птица машет крыльями)

(ладони развернуть кверху)

2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.

    Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.

 3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.

Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы.

Различные «капельки», «петельки», «ёжики» и т.д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.

 5. Письмо элементов букв. 

Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то нужно оказывать ему особую помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять их в вычерчивании бордюров по контурам.

    Такой последовательности придерживается педагог, работая с ребенком в классе, такой же последовательности должен придерживаться и родитель, организуя учебную деятельность ребенка на дому. В реализации конкретных упражнений также желательно согласование деятельности педагога и родителей по времени.

Каждое занятие должно сопровождаться:

 пальчиковой гимнастикой;

  упражнениями, повышающими энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика – наждачная бумага), головы, шеи, плеч;

  упражнениями для развития графомоторных навыков (упражнения из предложенных ниже);

  упражнениями на расслабление.

 Из предложенных заданий и упражнений родители составляют свои варианты. Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.

III. Мониторинг  уровня  сформированности  графомоторных  навыков.

Цель: выявление динамики сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели в конце учебного года проводится обследование и сравнительный анализ уровня сформированности графомоторных навыков учащихся.      Этот этап очень важен. Только постоянный систематический анализ проведенной работы позволит оценить ее правильность. Проводить итоговую диагностику можно не только в конце учебного года, но и в конце каждой учебной четверти. Все виды диагностики в течение одного учебного года проводятся через анализ результатов выполнения одних и тех же заданий.

Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия «Ладонь – кулак». Руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол. «Солнышко и тучка» / «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак(«тучка»), другая лежит на плоскости стола (ладошка – «солнышко»). Одновременно менять положение рук.

«Зеркальце и полочка».Ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру девой ладони у основания мизинца («полочка). «Кулак – ребро – ладонь».Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя: «кулак – ребро – ладонь»). «Колечки».Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу), потом вобратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале занятия методика выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Упражнения для развития графомоторных навыков Успешность формирования навыка письма во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят «как сидят» и ручку держат «как держится». Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых. 26 Правильная посадка при письме ребенка, пишущего правой (а) и левой (б) рукой.

Упражнения на расслабление, психогимнастика

 «Сухой листик». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; руки опущены вдоль тела глаза смотрят прямо перед собой. По команде дети начинают медленно опускать вниз взгляд, потом голову, плечи, округлять спину – полное расслабление мышц спины, плеч, рук («листик засох и оторвался от ветки») .

 «Кулачки».Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Сжать пальцы в кулак покрепче. Руки положить на колени. Сжать их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза (3 раза).

 «Штанга».Расслабление мышц рук, ног, корпуса. Упражнение выполняется стоя. «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза»(3 раза).

«Любопытная Варвара». Расслабление мышц шеи. Поверните голову влево; постарайтесь сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены,стали твердыми, как камень. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Любопытная Варвара смотрит влево… Смотрит вправо…

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

 (Шея не напряжена, а расслаблена).

        

Использованная литература:

1.  Л. М. Лапшина, В.А. Левченко. Учебное издание: Методические рекомендации.

« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»// Издательство ЧГПУ.2014.-г.Челябинск.

2. Н.Г.Агаркова, Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 1999. – №4. – 20 с.

3. Н.Г.Агаркова, Русская графика:книга для учителя– М.: Дрофа, 1997.

4. Т.П.Буцыкина, Г.М. Вартапетова. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников   // Логопед. –2005. – № 3. – С. 13–16.

5. Н. В. Гатанова, Развиваю мелкую моторику / Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина.– СПб.: Издательство «Питер», 2000. –19 с.



Предварительный просмотр:

 Приложение к протоколу № 6 от 29.04.2019г.

МО начальных классов

Сообщение  из опыта работы на МО начальных классов

 по теме : «Особенности  работы тьютора с детьми с РАС »

    Необходимость  тьюторского сопровождения обучающихся с аутизмом указывается в рекомендациях  Психолого-медико-педагогической комиссии. В связи с этим в школе разработано Положение о тьюторе, в котором четко прописаны должностные инструкции, перечень обязательной документации.

Обучающиеся с РАС  учатся непосредственно в классе, соответственно, и   тьютор , тоже находится вместе с ними. Задача тьютора – создать  максимально комфортные условия для  аутичного ребенка, успешного включения его  в образовательную среду школы, чтобы он  смог усваивать адаптированную для него образовательную программу с учетом его психических особенностей в удобном темпе и в соответствующем объеме.

Кто же такой тьютор и каковы его функции

Первостепенная задача тьютора, это   поиск контакта с ребенком. Сначала сидеть рядом  и наблюдать за ним. Свои наблюдения   фиксировать в дневнике наблюдений. Затем, когда он привыкает к   присутствию тьютора, предлагать различные формы взаимодействия -  на перемене играть в игры -  например, конструктор лего. То есть для создания комфортной среды необходимо установление эмоционального контакта с  аутичным   ребенком.

        Для того, чтобы реализовать задачи  тьюторского сопровождения,  тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса:  с обучающимся, родителями и педагогами, специалистами службы сопровождения и учащимися класса             На начальном этапе при встрече с родителями тьютор беседует с целью ознакомления  с    особенностями и уровнем развития своего подопечного, о  егопредпочтениях  . Совместно с мамой постараться выработать единый подход в выполнении домашних заданий.  С учителями класса обсудить, как наиболее эффективно выстроить тьюторское сопровождение  во время уроков. У специалистов  службы сопровождения получить консультации о том, на что надо обратить внимание во время уроков, какими педагогическими средствами можно этого добиться. К играм на перемене привлекать одноклассников – играть вместе. В учебнойдеятельности и режимных моментах использовать визуальные подсказки – в виде  рисунков, изображений предметов и  действий.   Это помогает   подопечному со временем самостоятельно ориентироваться  в своих действиях. Перед уроком показывается  визуальное расписание, проговаривается , какие уроки будут . Надо достать из портфеля учебник, дневник и пенал. И т.д.  

Сопровождение    подопечного осуществляется  по трех основным направлениям :

-   в режимных моментах

-   в процессе обучения

-   во внеурочной деятельности

           Сопровождение по  режиму.  – тьютор  работает с ребенком  на протяжении всего учебного дня.  Как начинается  рабочий день тьютора? Так как аутичные дети подвержены ритуалам, то нужно стараться  формировать у них  привычку следовать определенным школьным правилам.  

В начале рабочего дня встретить   ребенка с  родителем  около гардероба или в классе. Обсудить с родителями  состояние самочувствия и поведения  обучающегося дома, с каким  настроением пришел ребенок в школу.  Затем следует ритуал приветствия, и  затем проводить обучающегося в класс.

             Каждый день систематически перед началом урока в классе проводится утренняя зарядка. Она  помогает   подопечному  включиться в совместную деятельность с другими детьми, способствует не только физическому развитию детей, но и приучает к  режиму дня.

             

Сопровождение    подопечного осуществляется  во всех  перемещениях по школе - например, в столовую. Обучающиеся с РАС  питаются  вместе со всеми, условия школы не позволяют выделить им отдельный стол. Перед приходом в столовую необходимо повторить алгоритм действий в столовой – учить мыть руки перед едой, сидеть за столом вместе с другими детьми, правильно пользоваться ложкой, убирать посуду за собой и  ждать остальных детей – прививать культурно-гигиенические и бытовые навыки, которые потом пригодятся в жизни. Таким образом, наблюдая за остальными детьми,  подопечные учатся четким правилам, как вести себя в столовой.

      С  подопечными тьютор находится рядом и на перемене. В зависимости от  эмоционального состояния    обучающегося с РАС ему   предлагаются различные настольные, либо  подвижные  игры. Иногда можно просмотреть  обучающие мультфильмы. Если  ребенок  устал и нужен отдых,  то можно прогуляться    в кабинет  для “сенсорной разгрузки” в   школе. Этого бывает  вполне достаточно, чтобы помочь подопечному  справиться с нагрузкой в классе и лучше управлять своим поведением на уроке.

- В конце рабочего дня  родители  информируются  о поведении в школе, об успехах и сложностях в школе, о домашних заданиях.

Обучающиеся с РАС нуждаются в специальных условиях обучения, таких как отдельно оборудованное  рабочее место, организация пространства, временной режим обучения. Такому обучающемуся необходимо иметь привычное  место, это может быть специально оборудованная парта,  желательно сидеть за последней партой , чтобы была  возможность бесшумно, не отвлекая остальных учеников, во время урока выйти из класса.  Парты должны быть оснащены визуальными опорами- визуальным  расписанием, подсказкой «Сначала-потом», Картой поощрения .

          Функционал тьютора на уроке.  Тьютор  сопровождает  на уроке и адаптирует тот учебный материал, который дает учитель. Если ученику это необходимо, то оказывается на уроке максимально интенсивная помощь, выполняются  все действия совместно  с ним. Так происходит на уроке ручного труда, ИЗО. Например, нарисовать заданное на уроке можно, повторив  действия по технологической карте на доске.  Иногда обучающемуся требуется направляющая помощь – после объяснения задания учителя,  задания разбиваются  на шаги, которые с помощью подсказок  ученик выполняет сам. Так происходит на уроке при закреплении темы. На уроках иногда обучающийся с РАС работает с заданием на листах,   требующих минимального заполнения. Иногда  используется прием  «рука в руке», если у обучающегося   дисграфия.  На уроке математики   используются  учебные диалоги для выполнения математических действий. Иногда ребенку с РАС  требуется только организующая помощь, например, подсказать, что нужно взять счеты или найти в таблице умножения нужное число.  На уроках  физкультуры    подопечные включаются в  выполнение общеразвивающих  упражнений, а затем можно предложить   спортивные игры. Конечно, уроки проходят не всегда гладко. Иногда подопечные реагируют на посторонний шум или громкий звук. Ребенок с РАС  начинает стучать по парте или вскрикивает. Учитель кивком головы дает   понять тьютору, что можно сделать динамическую паузу 5-10 минут – выйти в коридор, умыть руки и лицо, попить, сходить в туалет. Затем  продолжить выполнять задание на уроке.  И такая ежедневная поэтапная работа дает положительную динамику, дети становятся более самостоятельными.

Внеурочная деят-ть. Сопровождение во внеурочной деятельности включает в себя: сопровождение на экскурсиях, когда тьютор активно помогает детям одеться, добраться до места, следить за поведением подопечного в общественных местах. Вместе с подопечным  частично включиться в участие на школьных мероприятиях.  Если подопечный устает во время мероприятий, то можно  с ним выйти из помещения. Ориентироваться по эмоциональному состоянию, чаще ребенок просит вернуться с ним в класс, где он получает разгрузку, находясь в классе один.

     С обучающимся с РАС возможно вместе с классом принимать участие в  школьных тематических  выставках, конкурсах, организуемых для детей на окружном, федеральном уровне. Для ребенка это положительно окрашенная эмоция.

Документация тьютора.

- Индивидуальная образовательная программа обучающегося, в которой разработана система конкретных совместных действий  педагогов и специалистов сопровождения в процессе включения обучающегося с РАС в образовательный процесс. ИОП разрабатывается на один учебный год. По окончании учебного года производится оценка достижений обучающегося,  анализ динамики и эффективности  проводимой с обучающимся коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

 - Карта динамического наблюдения  позволяет  коллегиально оценить личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные  универсальные( базовые) учебные действия обучающегося с РАС в начале и в конце учебного периода.

-  В плане работы на учебный год указаны запланированные мероприятия  в соответствии с этапами работы и отражением всех направлений тьюторской деятельности.

-  В дневник наблюдения    фиксируются  значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни обучающегося.  

ВЫВОД: Все действия тьютора и его деятельность по сопровождению обучающихся с РАС напрямую связаны с удовлетворением  особых образовательных потребностей конкретного обучающегося.  Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи обучающемуся в освоении им «академического» компонента, а также в накоплении обучающимся доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его «жизненных компетенций».

Результатом работы тьютора должен стать постепенный переход ребенка с РАС от постоянного сопровождения до минимальной помощи тьютора и до максимальной самостоятельности в учебе.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Формы и методы взаимодействия педагога с родителями обучающегося с ОВЗ»

          Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это преждевсего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями,  учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями –   помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные направления сотрудничества педагога с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

 2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета и др. )

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа. 

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ

          Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

        1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

           2. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.    Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

3. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются   консультации, беседы. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

4. Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе , праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

Групповые и коллективные формы

   Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса .

3.Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и , придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

4.Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей на собраниях  участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п

5.Тематические консультации  проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Могут проводиться в режиме онлайн, используя скайп, вацап и др.

6. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

Начиная работу с семьей следует придерживаться нескольких простых правил, которые гарантируют конструктивное взаимодействие педагога с родителями детей, воспитывающих ребенка с ОВЗ :

 Начинать разговор с родителями с позитивной информации – они хотят слышать именно это. Говорим о том, что сегодня получилось у ребенка, какого успеха он достиг. В крайнем случае, расскажем об отсутствии негативных в течении дня – успокоим родителей, они зачастую пребывали в волнениях по этому поводу в течении дня.

 Проблемы ребенка преподносим в качестве рекомендации. Не говорим: «Он сегодня не занимался, кричал, дрался, порвал альбом и т. п.» Лучше сказать: «Нам нужно научиться слушать учителя, играть с детьми, развивать силу рук и т. п.».

  Не говорим о проблемах ребенка в усвоении учебных знаний и умений. Помним, что уровень познавательных возможностей детей крайне низок. Только информация об успехах в обучении может быть сообщена родителям.

 Уважаем родительские чувства! Помним, что для каждой мамы и для каждого папы его ребенок самый любимый, самый лучший, самый умный и красивый. Часто родители рассказывая о своем ребенке, приписывают ему несуществующие, подчас уникальные умения, достоинства. Не противоречим родителям, не спорте. Напротив, поверим в то, что каждый ребенок, действительно, уникальный – ведь это правда.

  Каждый разговор с родителями заканчиваем на ободряющей, воодушевляющей ноте. Лейтмотивом нашего общения с родителями должна стать идея: «Все будет хорошо, вместе у нас все получится!» Тогда родители станут для педагога и помощниками, и друзьями. А целенаправленное сотрудничество всех значимых для ребенка людей и есть залог успеха в его обучении и воспитании.

Ожидаемые результаты системы взаимодействия с родителями:

  • полноценное развитие личности ребенка происходит на основе взаимодействия родителей и педагогов школы;
  • родители получают психолого-педагогическую поддержку семьи;
  •  родители получают поддержку и помощь со стороны специалистов образовательного учреждения;
  •  школа становится открытой для родителей как социальных партнеров;
  • родители доверительно относятся к педагогам школы;
  • родители становятся активными участниками в жизни школы, партнерами педагогов в реализации АООП НОО

           Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общества.

Таким образом, гармонично организованная работа педагогов образовательного учреждения с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в обществе.

Использованные источники:

Интернет-ресурсы: 

1. https://ksosh2.siteedu.ru/

2.  https://shkint5.ru/FGOS/Docs/2015_metod/10_System_vzaim_s_roditelyami.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ НА ТЕМУ: « КОНСУЛЬТАЦИИ педагога-психолога»

Цель:  Перестроить традиционную систему повышения педагогического просвещения родителей, в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов новой современн...

консультация педагогам "Причины детского суицида и как помочь!"

Консультация педагогам о правилах общения с детьми группы психологического риска(суицид)...

Консультация педагогов - итоги адаптационного периода в 5 классе

В материале представлена презентация для педагогов "Итоги адаптационного периода в 5 классе. Меры педагогической поддержки (прописаны результаты адаптации и рекомендации педагогам)...

Консультация педагогов по адаптации и снижению школьной тревожности в 5-х классах

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных, как психологических, так и педагогических проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших пери...

Консультация педагога-психолога для педагогов "Новенький в группе. Адаптация к новым условиям"

В консультации представлены советы  психолога для воспитателей детского дома....

Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...

Консультация педагогов "Нормативные документы педагога дополнительного образования"

Консультация молодых специалистов и педагогов "Нормативные документы педагога дополнительного образования" информирует педагогов о требованиях, предъявляемых администрацией образовательного ...