Рабочая программа по рисованию для 5 класса ФГОС
рабочая программа (5 класс)

Белан Елена Анатольевна

Рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с ФГОС, предназначена для учащихся адаптивной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_risovaniyu_5_klass_2021.docx60.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе для 5 класса 1 вариант УП по рисованию.

        Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. за № 273;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599;

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (автор М.Ю. Рау), издательство Москва «Просвещение» 2014 год.

5.Учебный план КОУ.

        Основная цель реализации программы заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

        Направлениями работы являются формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, развитие общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

        Основные задачи реализации программы:

- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;

- развитие художественного вкус: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;

- воспитание потребности в художественном творчестве.

        Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:

- в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- в развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формировании умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

- в коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

- в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика предмета

Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию

произведений искусства». 

Программой предусматриваются следующие виды деятельности обучающихся:

- рисование с натуры и на темы;

- рисование по представлению;

- декоративное рисование;

- рисование после наблюдения;

- аппликация;

- аппликация с дорисовыванием;

- лепка с натуры и по представлению;

- участие в беседах о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного творчества.

В соответствии с требованиями ФГОС, в результате изучения данного курса обучающимися с умственной отсталостью у них будут сформированы элементарные эстетические представления. Дети овладеют практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования.

Описание места предмета в учебном плане

        Учебный предмет «Рисование» относится к образовательной области «Искусство». В 5 классе занятия проводятся 2 раза в неделю, по 40 минут. Общее количество занятий в год – 68 часов.

I четверть -

II четверть -

III четверть -

IV четверть –

Год -

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Планируемые личностные результаты:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;

- проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- развитие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- мотивация к участию в творческой деятельности, достижению результата;

- формирование мотивации к творческому труду.

        Формируемые базовые учебные действия:

Коммуникативные УД:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в зависимости от ситуации;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

Регулятивные УД:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- адекватно соблюдать ритуалы и традиции школьного поведения;

- осознанно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

- адекватно осуществлять контроль в совместной деятельности;

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- адекватно реагировать на внешнюю критику и оценку.

Познавательные УД:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- делать более глубокие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- использовать усвоенные логические операции в процессе выполнения задания: анализировать, синтезировать, применять установленные аналогии, закономерности, причинно-следственные связи, в соответствии с индивидуальными возможностями;

- получать и работать с информацией (понимать изображение, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

- использовать знания строения человека в повседневной жизни;

- знать и называть предметы и явления окружающего мира;

- использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные доступные связи и отношения между объектами и процессами.

Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание, в зависимости от вида работ, особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

- умение целесообразно организовывать свою изобразительную деятельность;

- умение планировать работу;

- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению, по образцу предметы несложной формы и конструкции;

- передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

- знание правил композиции, цветоведения;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;

- умение передавать в рисунке, аппликации, лепке контур предмета;

- элементарные способы в передаче объема, в графике и в живописи;

- умение составить несложный натюрморт из простых и комбинированных предметов, умение перенести его на лист бумаги;

- знание и умения в передаче воздушной перспективы в рисовании пейзажа акварельными и гуашевыми красками;

- знание законов построения портрета, композиция в групповом портрете;

- умение передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

- умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;

- знать и уметь использовать в повседневной жизни декоративно-прикладное искусство;

- уметь использовать и рисовать виды узоров, в зависимости от формы и назначения предмета;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов;

- умение адекватно оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы.

Достаточный уровень:

- знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства; знание законов и правил цветоведения, стилизации, формы предмета и др.;

- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, декоративно-прикладное искусство и др.);

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование с образца;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради, в других информационных источниках;

- умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- умение передавать в рисунке контур предмета с небольшой помощью учителя;

- иметь представление о передаче объема в графике и в живописи;

- умение составить легкий натюрморт из простых предметов, умение перенести его на лист бумаги с небольшой помощью учителя;

- иметь представление в построении портрета, уметь применять эти знания на практике;

- умение срисовывать по образцу несложные по содержанию картинки в соответствии с заданной темой;

- иметь представление и использовать в повседневной жизни декоративно-прикладное искусство;

- знать и уметь рисовать виды узоров;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки;

- умение адекватно оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

Содержание учебного предмета

Обучение композиционной деятельности

Знакомство детей с выразительными средствами композиции в рисунке с натуры, сюжетном и декоративном изображении: величинный и светлотный контраст. Величинный контраст в сказочном изображении. Зрительное равновесие в композиции, достигаемое с помощью симметричного построения (закрепление). Формирование умений размещать предметы на листе бумаги при рисовании с натуры натюрморта из 2—3 предметов. Развитие умения выделять предметы в композиции с помощью фона (обучение практике использования светлотного контраста в композиции). Формирование умения использовать увеличенный формат изобразительной плоскости при разработке тематической композиции.

Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов,

пропорции, конструкцию объектов

Совершенствование умения проводить анализ предмета с целью его изображения, понимать его конструкцию (строение). Развитие умения сопоставлять части в целом (определять пропорции). Развитие умения передавать в рисунке сходство с изображаемым предметом. Обучение способам изображения предметов округлой формы в условиях перспективы. Рисование предметов цилиндрической и усеченной конической формы. Использование светотени для передачи объемности. Обучение приемам выявления формы изображаемого предмета с помощью узора (форма предмета округлая или прямоугольная). Совершенствование навыков передачи пропорций фигуры человека. Формирование умения передавать графическими средствами особенности модели (форму головы, прическу, цвет волос). Обучение приемам изображения сказочных животных (с использованием игрушек народных промыслов). Обучение приемам изображения относительно сложных по конструкции предметов (например, автомобиль). Детализация в рисунке.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов

и формирование умений передавать его в живописи

Совершенствование умения работать красками: обучение приемам получения оттенков цвета (более холодных и более теплых: сине-зеленых, желто-зеленых и т. п.). Закрепление представлений учащихся о цвете и красках, приемов получения смешанных цветов. Формирование приема работы акварелью «по-сухому». Закрепление умения использовать прием работы «по-мокрому». Формирование умения передавать с помощью цвета радостное настроение в композиции на увеличенном формате. Развитие умения выделять форму предметов с помощью фона. Формирование умений передавать образ человека живописными средствами (окраска лица, волос, одежды и т. п. при изображении портрета человека).

Обучение восприятию произведений искусства

Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, графикой) и декоративно-прикладного искусства. Отличительные черты видов искусства.

Живопись. Расширение представлений учащихся о работе художника-живописца. Закрепление знаний учащихся об отличительных чертах жанров живописи (различия портрета, пейзажа, натюрморта и сюжетного изображения).

Календарно-тематический план

№ п/п

 Тема

Цель урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

дата

план

факт

Рисование с натуры «Осенние листья».

Формировать умение размещать предметы на листе бумаги при рисовании с натуры.

- слушание рассказа учителя о деревьях;

- рассматривание листьев березы, дуба, клена;

- работа с презентацией «поэтапное рисование листьев»;

- повторение техники безопасности при работе с кистью, красками;

- самостоятельное рисование листьев с натуры;

- работа в цвете красками;

- работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Зарисовка осеннего леса.

Совершенствовать умения работать красками: обучение приемам получения оттенков цвета.

-слушание рассказа учителя о явлениях природы осенью;

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока;

-показ репродукций осеннего пейзажа;

-самостоятельная зарисовка осеннего леса;

- работа в цвете акварельными красками;

 -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Рисование с натуры «Красивая ваза».

Совершенствовать умения проводить анализ предмета с целью его изображения, понимать его конструкцию (строение).

- рассматривание вазы;

- анализ и разбор построения вазы, передача формы через геометрические фигуры;

- построение вазы на альбомном листе;

- работа в цвете цветными карандашами или мелками;

- анализ выполненной работы;

- самооценка, взаимооценка.

1 ч

Объемные предметы. Фрукты и овощи.

Формировать умение передавать в рисунке сходство с изображаемыми предметами.

- рассматривание образцов фруктов и овощей;

- анализ и разбор построения фруктов и овощей, передача формы через геометрические фигуры;

- работа с презентацией «поэтапное рисование фруктов и овощей»;

- самостоятельное рисование;

- работа в цвете красками;

- анализ выполненной работы;

- работа с листом оценивания.

1 ч

Лепка «Фрукты и овощи».

Обучить способам лепки предметов округлой формы.

- рассматривание образцов фруктов и овощей;

- работа с презентацией «способы лепки предметов округлой формы»;

- выбор нужных цветов пластилина для лепки фруктов и овощей;

- лепка фруктов и овощей;

- анализ выполненной работы, сравнивание с образцами;

- работа с листом оценивания.

1 ч

Рисование «Кувшин и яблоко».

Формировать умение рисовать несложный натюрморт.

- беседа с учителем о натюрмортах;

- рассматривание репродукций;

- разгадывание загадок;

- анализ простого натюрморта, определение формы предметов;

- разбор пошагового алгоритма рисования натюрморта

- рисование предметов, детальная прорисовка;

- работа в цвете с использованием акварельных красок;

- анализ выполненной работы;

- самооценка, взаимооценка.

1 ч

Аппликация «Кофейник, чашка, яблоко».

Учить с помощью приема складывания вырезать предметы разной формы.

- рассматривание образца выполненной работы;

- определение формы предметов;

- изучение приема складывания бумаги для вырезания предмета нужной формы;

- выбор цветной бумаги, необходимых принадлежностей для работы;

- повторение техники безопасности при работе с клеем и ножницами;

- вырезание предметов;

- самостоятельное наклеивание предметов на цветной картон;

- анализ выполненной работы;

- работа с листом оценивания;

- уборка рабочего места.

1 ч

Рисование на тему «Дождь в городе».

Формировать умение использовать прием работы «по-мокрому». Закрепить представление учащихся о цвете и красках, приемов получения смешанных цветов.

- просмотр репродукций художников на тему «Дождь»;

- слушание рассказа учителя о способах передачи в работе пасмурной погоды, дождя;

- просмотр готовых работ в технике «по-мокрому»;

- разбор пошагового алгоритма приема «по-мокрому» акварельными красками;

- использование в работе приема «по-мокрому»;

- работа в цвете, смешивание цветов акварельных красок;

- выставление и анализ выполненной работы;

- самооценка.

1 ч

Рисование с натуры геометрических тел.

Учить способам изображения геометрических тел.

- слушание рассказа учителя о геометрических телах;

- разбор алгоритма построения геометрических тел;

- совместное построение с учителем геометрических тел в альбоме;

- анализ выполненной работы;

- самооценка.

1 ч

Лепка с натуры геометрических тел.

Учить способам лепки геометрических тел.

- участие в беседе о геометрических телах, повторение;

- разбор пошагового алгоритма лепки разными способами геометрических тел;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- самостоятельная работа;

- выставление работ для просмотра и анализа;

- самооценка, взаимооценка;

- уборка рабочего места.

1 ч

Беседа «Виды ИЗО».

Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства.

- участие в беседе о видах изобразительного искусства;

- рассматривание репродукций художников.

1 ч

Рисование по представлению. Портрет мамы.

Учить изображать портрет своей мамы по памяти и представлению.

- слушание учителя о портрете как жанре изобразительного искусства, его значение и роли в мировом искусств;

 - разбор и наброски разных форм лица, пропорции в рисовании лица;

- просмотр портретов человека;

- самостоятельное рисование по представлению портрета мамы;

- анализ работ;

- самооценка.

1 ч

Лепка «Клоун».

Учить лепить фигуру человека, передавая форму отдельных частей тела.

- слушание рассказа учителя о профессии клоун;

- участие в беседе;

- разбор образца клоуна, отдельных частей тела;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- просмотр презентации «поэтапная лепка клоуна»;

- лепка из пластилина клоуна;

- просмотр готовых работ; анализ;

- самооценка;

- уборка рабочего места.

1 ч

Аппликация «Торт».

Формировать умение учащихся из геометрических предметов выполнять аппликацию торта.

- участие в беседе с учителем о кондитерских изделиях;

- просмотр образцов тортов;

- выбор цветной бумаги, необходимых предметов для аппликации;

- повторение техники безопасности при работе с клеем, ножницами;

- разметка на бумаге прямоугольников;

- вырезание геометрических форм;

- наклеивание прямоугольников в альбом;

- самостоятельное оформление торта

- выставление работ для анализа;

- самооценка работы;

- уборка рабочего места.

1 ч

Ветка ели с елочными игрушками.

Формировать умение рисовать с натуры.

- участие в беседе с учителем о приближающемся празднике;

- просмотр и анализ еловой веточки;

- повторение приемов рисования красками еловых иголочек;

- самостоятельное рисование еловой веточки, украшение ее игрушками;

- работа в цвете;

- просмотр и анализ работ учащихся;

- самооценка и взаимооценка работ.

1 ч

16-17.

Аппликация с дорисовыванием «Сказочный город»

Учить составлять из разных частей бумаги сказочного города.

- просмотр презентации «Сказочный город»;

- беседа с учителем;

- выбор необходимого материала;

- повторение алгоритма последовательности работы с цветной бумагой;

- повторение способов вырезания фигур из бумаги;

- повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;

- самостоятельная работа;

- выставка работ;

- взаимооценивание работ.

2 ч

18.

Рисование по представлению «Новогодний фейерверк»

Закрепить знания о цвете и красках, умения использовать разные приемы работы с гуашью.

- беседа с учителем фейерверках, когда их уместно использовать;

- просмотр готовых образцов работ;

- выбор цветов для передачи праздничного новогоднего настроения;

- просмотр техники примакивания для изображения фейерверка;

- выполнение работы красками;

- анализ работ;

- оценивание работ.

1 ч

19-20.

Аппликация «Новогодняя открытка»

Познакомить с многообразием материалов для оформления открыток.

- слушание учителя о празднике Новый год;

- просмотр презентации «Новогодние открытки»;

- просмотр с учителем материалов для изготовления открыток;

- просмотр образца новогодней открытки;

- выбор нужного материала;

- повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;

- поэтапное выполнение аппликации;

- самостоятельное украшение открытки;

- просмотр готовых работ;

- взаимооценивание.

2 ч

21.

Беседа «Виды ИЗО. Архитектура».

Формировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства.

- слушание учителя об архитектуре как особом виде ИЗО;

- просмотр презентации «Великие чудеса света. Великие творения архитектуры»;

- участие в беседе;

- выполнение эскиза дома;

- выставление работ для просмотра;

- самооценивание.

1 ч

22.

Рисование с натуры «Кастрюля, луковица, морковь»

Формировать умение рисовать несложный натюрморт.

- слушание учителя о жанре изо – натюрморт;

- разгадывание загадок про кастрюлю, лук, морковь;

- изучение простого натюрморта;

- определение формы предметов;

- расположение предметов на альбомном листе;

- работа в цвете;

- выставление готовой работы для анализа;

- взаимооценивание.

1 ч

23.

Рисование на тему «Лес зимой».

Формировать художественные знания, умения и навыки во время создания из отдельных элементов целостной композиции.

- слушание учителя о жанре изо – пейзаж;

- просмотр репродукций зимнего пейзажа;

- обсуждение репродукций;

- построение композиции на альбомном листе;

- выбор необходимого материала (гуашь, акварель);

- работа в цвете;

- анализ выполненной работы;

- взаимооценивание.

1 ч

24-25.

Пластилиновая картина «Лес зимой».

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- беседа с учителем о времени года зима;

- рассматривание образцов готовых работ;

- знакомство с техникой пластилинография;

- выбор цветовой гаммы;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- компоновка предметов на картоне;

- выполнение работы пластилином;

- анализ выполненной работы;

- самооценивание работы.

2 ч

26.

Рисование фигуры человека.

Познакомить обучающихся с основами пропорционального строения человеческого тела, его особенностями и соотношениями отдельных частей тела по отношению друг к другу.

- слушание учителя о строении человека;

- просмотр презентации «Построение фигуры человека»;

- поэтапный разбор частей тела человека;

- рисование человека по инструкции учителя;

- анализ выполненной работы;

- взаимооценивание.

1 ч

27.

Рисование на тему «Корабли на море».

Учить рисовать корабли на море.

- рассматривание репродукций художников, изображавших корабли на море;

- беседа с учителем о кораблях, их предназначении;

- рассматривание шаблона корабля;

- анализ частей корабля;

- поэтапное рисование на альбомном листе корабля;

- самостоятельная работа в цвете;

- выставление готовых работ;

- взаимооценивание работ.

1 ч

28.

Аппликация «Кувшины разной формы».

Совершенствовать умение применять основные приемы вырезания предметов разной формы.

- беседа с учителем о кувшинах, их предназначении;

- рассматривание образцов кувшинов разной формы;

- повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;

- повторение основных приемов вырезания;

- вырезание кувшинов разной формы с помощью складывания бумаги;

- приклеивание кувшинов на альбомный лист;

- анализ выполненной работы;

- уборка рабочего места.

1 ч

29.

Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство».

Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством, его видами.

- слушание учителя о видах народного декоративно- прикладного искусства;

- просмотр презентации «Народное декоративно-прикладное искусство»;

- беседа с учителем по теме;

- выполнение эскиза «Хохломская роспись»

- выполнение работы в цвете;

- анализ работы;

- самооценивание.

1 ч

30.

Рисование на тему сказки «Жар-птица».

Учить передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке через подбор цвета красок и строения птицы.

- рассматривание иллюстраций к сказке «Жар-птица»;

- анализ строения тела жар-птицы;

- определение цветовой гаммы жар-птицы;

- построение рисунка в альбоме по инструкции учителя;

- работа в цвете;

- выставление готовой работы;

-анализ работ;

- взаимооценивание.

1 ч

31.

Лепка «Сказочный персонаж».

Познакомить с новыми приемами работы с пластилином при лепке сказочного персонажа.

- рассказ учителю о любимых сказочных персонажах;

- просмотр презентации «Приемы работы с пластилином»;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- самостоятельная лепка сказочного персонажа;

- выставление готовых работ;

- взаимооценивание;

-уборка рабочего места.

1 ч

32.

Рисование по представлению «Дом Бабы-Яги».

Формировать представление об образе Бабы-Яги и её жилища на основе различных русских народных сказок.

- разгадывание загадки про Бабу-Ягу;

- описание сказочного образа Бабы-Яги;

- рассматривание иллюстраций избушки;

- построение рисунка в альбоме;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

33.

Аппликация «Избушка на курьих ножках».

Учить детей создавать аппликативное изображение сказочного сюжета (избушка на курьих ножках , ели, звезды), применяя навыки симметричного вырезания и обрывной аппликации.

- слушание стихотворения про Бабу-Ягу;

- беседа с учителем о жилище Бабы-Яги;

- рассматривание иллюстраций избушки;

- анализ частей избушки;

- выбор цветной бумаги;

- повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;

- повторение техник вырезания;

- выполнение работы совместно с учителем с опорой на образец;

- анализ выполненной работы;

- самооценивание, взаимооценивание.

1 ч

34.

Рисование по представлению «Моя мама».

Учить воспринимать и сравнивать образы матери у разных художников.

- слушание учителя об образе матери и дитя, изображаемых художниками разных времен;

- просмотр репродукций художников;

- рассказ о маме;

- повторение пропорций лица;

- самостоятельная работа по памяти;

- работа в цвете;

- выставление готовых работ для анализа;

- взаимооценивание.

1 ч

35.

Ветка мимозы.

Учить нетрадиционному способу изображения ветки мимозы.

- слушание стихотворения про мимозу;

- просмотр презентации «Мимоза»;

- просмотр нетрадиционного способа рисования ватными палочками;

- рисование наброска ветки мимозы;

- работа в цвете гуашевыми красками;

- выставка готовых работ;

- самооценивание.

1 ч

36-37.

Аппликация с дорисовыванием «Весеннее дерево».

Учить обучающихся выполнять аппликацию с дорисосвыванием.

- разгадывание загадок про весну и деревья;

- прослушивание стихотворения «Пришла весна»;

- просмотр образца аппликации с дорисовыванием весеннего дерева;

- выбор цветной бумаги, красок;

- изображение в цвете фона работы;

- повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;

- вырезание отдельных элементов из цветной бумаги с помощью шаблонов;

- приклеивание готовых элементов в альбом;

- дорисовывание;

- выставка готовых работ, самооценивание.

2 ч

38.

Рисование  по памяти домашнего животного.

Совершенствовать навыки рисования домашнего животного по памяти и представлению.

- разгадывание загадки о кошке;

- вспоминание образа кошки в произведениях;

- просмотр иллюстраций «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Кот Леопольд»;

- рассказ о домашнем питомце;

- анализ частей тела кошки;

- самостоятельная работа;

- анализ готовых работ;

- оценивание работ.

1 ч

39.

Лепка «Кошка».

Формировать умения и навыки по лепке объемных животных.

- слушание стихотворения «Наши верные друзья»;

- просмотр презентации «Лепка объемных животных»;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- лепка кошки;

- выставка готовых работ, оценивание.

1 ч

40.

Рисование по представлению «Лиса»

Совершенствовать навыки рисования дикого животного по памяти и представлению.

- разгадывание загадки про лису;

- вспоминание образа лисы в произведениях;

- просмотр иллюстраций лисы;

- анализ частей тела лисы;

- самостоятельная работа;

- анализ готовых работ;

- оценивание работ.

1 ч

41.

Лепка «Дикие животные».

Совершенствовать умения и навыки по лепке объемных животных.

- просмотр презентации «Лепка объемных животных»;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- лепка лисы;

- выставка готовых работ, оценивание.

1 ч

42.

Рисование птиц.

Развивать умение правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, цветовой окраски птиц.

- участие в беседе об особенностях жизни и изображения птиц;

- рассматривание иллюстраций и фотографий птиц;

- слушание стихотворения «Птицы»;

- анализ частей тела птицы;

- составление композиции;

- работа в цвете;

- показ готовой работы;

- взаимооценивание.

1 ч

43.

Лепка «Птицы».

Учить обучающихся передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.

- участие в беседе о зимующих и перелетных птицах;

- разгадывание загадок про птиц;

- просмотр презентации «Поэтапная лепка птицы»;

- повторение техники безопасности при работе с пластилином;

- работа с пластилином;

- выставка готовых работ;

- анализ работы, самооценивание.

1 ч

44.

Работа в цвете «Белые лебеди плавают в пруду».

Учить рисовать плавающего лебедя.

- слушание стихотворения про лебедей;

- просмотр репродукций, фотографий лебедей;

- анализ поэтапного рисования лебедя;

- самостоятельная работа;

- работа в цвете красками;

- анализ выполненной работы, оценивание.

1 ч

45.

Беседа «Игрушка – произведение народного творчества»

Формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной игрушкой.

- слушание учителя про народные игрушки (Дымковская, Филимоновская, Богородская, Матрешка);

- просмотр образцов игрушек;

- участие в беседе по истории возникновения игрушек;

- рисование элементов народных игрушек;

- самооценивание.

1 ч

46-47.

Рисование игрушки Матрешка.

Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек.

- слушание учителя об истории возникновения русской Матрешки;

- участие в беседе об особенностях игрушки;

- рассматривание Матрешек, изучение элементов росписи;

- рисование Матрешки;

- выполнение работы в цвете;

- выставление готовых работ,

- анализ выполненной работы;

- самооценивание.

2 ч

48-49.

Рисование «Дымковская игрушка».

Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

- слушание рассказа учителя об истории возникновения Дымковской игрушки;

- рассматривание элементов дымковского узора;

- рассматривание Дымковских игрушек;

- поэтапное  выполнение элементов росписи;

- роспись Дымковской игрушки;

- выставление работ для анализа и оценивания.

2 ч

50.

Аппликация «Платье для барышни».

Формировать умение симметричным способом складывать бумагу.

- слушание рассказа учителя о работе швеи;

- участие в беседе о том, какая бывает одежда;

- просмотр презентации «Праздничные платья»;

- рассматривание образца оригами «Платье»;

- повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;

- выбор цветной бумаги;

- поэтапное выполнение с учителем оригами «Платье»;

- украшение платья декором;

- выставление работ для анализа, оценивание.

1 ч

51.

Беседа: «ДПИ  как жанр изобразительного искусства» Узор и орнамент.

Углубить знания учащихся о ДПИ как жанре изобразительного искусства.

- слушание рассказа учителя о ДПИ как жанре изобразительного искусства;  - рассматривание видов узоров;

- работа с шаблоном чашки и чайника;

- самостоятельное придумывание узора;

- выполнение работы в цвете;

- анализ работы на уроке.

1 ч

52.

Геометрический  орнамент в полосе повторяющийся и чередующийся.

Совершенствовать умение чередовать геометрический орнамент в полосе.

- повторение отличия орнамента от узора;

- рассматривание образцов геометрического орнамента в полосе;

- составление орнамента в полосе;

- самостоятельная работа в цвете;

-анализ выполненной работы, самооценивание.

1 ч

53.

Рисование «Греческой вазы» из геометрического узора.

Учить располагать геометрический узор на предметах разной формы.

- слушание рассказа учителя о греческих вазах и геометрическом узоре;

- работа с шаблоном греческой вазы;

- самостоятельное рисование  геометрического орнамента;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

54.

Растительный узор. Орнамент в полосе из ягод.

Учить соблюдению правил и последовательности выполнения орнамента в полосе из ягод.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в полосе из ягод;

- рассматривание образцов;

- выполнение орнамента;

- самостоятельная роспись орнамента в полосе из ягод по одной из схем;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

55.

Растительный узор. Орнамент в полосе из листьев.

Учить соблюдению правил и последовательности выполнения орнамента в полосе из листьев.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в полосе из листьев;

- рассматривание образцов растительного узора;

- выполнение орнамента;

- самостоятельная роспись орнамента в полосе из листьев по одной из схем;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

56.

Растительный узор. Орнамент в полосе из цветов.

Учить соблюдению правил и последовательности выполнения орнамента в полосе из цветов.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в полосе из цветов;

- рассматривание образцов;

- выполнение орнамента;

- самостоятельная роспись орнамента в полосе из цветов по одной из схем;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

57.

Орнамент в полосе из животного узора.

Учить соблюдению правил и последовательности выполнения орнамента в полосе из животного узора.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в полосе из животного узора;

- рассматривание образцов;

- выполнение орнамента;

- самостоятельная роспись по одной из схем;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

58.

Роспись в круге.

Учить соблюдению правил и последовательности выполнения узора в круге из растительных элементов.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в круге;

- выполнение орнамента в круге;

- самостоятельная роспись в круге по одной из схем;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

59.

Роспись в квадрате.

Учить соблюдать правила и последовательность выполнения орнамента в квадрате из геометрических элементов.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в квадрате;

- выполнение орнамента в квадрате;

- самостоятельная роспись в квадрате по одной из схем;

- работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

60.

Роспись в треугольнике

Учить рисовать орнамент в треугольнике.

- слушание рассказа учителя о схемах построения орнамента в треугольнике;

- выполнение орнамента в треугольнике;

- самостоятельная роспись в треугольнике по одной из схем;

- работа в цвете цветными карандашами

- самооценивание.

1 ч

61-62.

Роспись разделочной доски.

Совершенствовать умение составлять композицию на шаблоне разделочной доски из элементов городецкой росписи.

- слушание рассказа учителя о городецкой росписи;

- рассматривание образцов городецкой росписи;

- нанесение росписи на разделочную доску;

- работа в цвете;

- выставление готовых работ для анализа и оценивания.

2 ч

63.

Предмет шаровидной формы. Глобус.

Формирование умения рисовать предметы шаровидной формы.

- разгадывание загадки про глобус;

- рассматривание глобуса;

- слушание рассказа учителя о поэтапном рисовании глобуса;

- рисование глобуса на альбомном листе;

- работа в цвете акварельными красками;

- анализ выполненной работы, самооценивание.

1 ч

64.

Объемный предмет, повернутый углом. Коробка.

Учить изображать предмет в зависимости от его положения относительно глаз рисующего.

- рассматривание коробки, повернутой углом;

- анализ предмета;

- просмотр образцов;

- поэтапное рисование коробки;

- выставление готовых работ для оценивания.

1 ч

65.

Стопа из школьных книг.

Учить приемам изображения объемных предметов.

- просмотр стопы школьных книг;

- анализ построения рисунка;

- презентация «Рисование стопы из школьных книг»;

- построения рисунка на бумаге с использованием линейки;

- самооценивание.

1 ч

66.

Рисование игрушки. Медведь.

Формировать умение поэтапно рисовать игрушку с натуры.

- рассматривание игрушки;

- анализ частей тела игрушки;

- анализ поэтапного рисования игрушки;

- рисование игрушки;

- самостоятельная работа в цвете;

- самооценивание.

1 ч

67.

Рисование посуды из чайного сервиза.

Формировать навыки рисования посуды.

- рассматривание и анализ формы чайной пары;

- участие в беседе по определению формы;

- построение рисунка на бумаге;

- работа в цвете;

- взаимооценивание.

1 ч

68.

Рисование по представлению «Здравствуй, лето!».

Формировать у учащихся умение передавать в рисунке характерные особенности времени года.

- слушание стихотворения «Лето»;

- беседа с учителем о лете;

- просмотр репродукций «Солнечный день», «Лето», «После дождя»;

- самостоятельное рисование;

- работа в цвете красками;

- анализ работ, оценивание.

1 ч

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение учебного предмета предполагает наличие:

печатных пособий:

  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

информационно-коммуникативных средств:

  • мультимедийные обучающие художественные программы;
  • общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств обучения;

экранно-звуковых пособий:

  • аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
  • видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
  • видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;
  • видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий;

учебно-практического оборудования:

  • краски акварельные,
  • краски гуашевые;
  • бумага А3, А4;
  • бумага цветная;
  • фломастеры;
  • восковые мелки;
  • кисти беличьи № 5, 10, 20;
  • кисти из щетины № 3, 10, 20;
  • стеки;
  • ножницы;
  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

моделей и натурального ряда:

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);
  • гербарии;
  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
  • гипсовые геометрические тела;
  • гипсовые орнаменты;
  • модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
  • керамические изделия;
  • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз);

Список использованной литературы

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
  3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  4. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М. : Просвещение, 1987г.
  5. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
  6. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.
  7. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22.12.2015 г. № 4/15)
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. в 2 сб./ под ред. И.М. Бгажноковой. – Москва «Просвещение», 2014.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. Приказом  МО РФ № 1598, от 19.12.2014 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...

Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой

Рабочая программа  " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа...