Современные коррекционно-развивающие технологии
материал

Абдурахманова Гьурият Абдулзагировна

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: Адаптивная физкультура

ДАТА: 07.04.2021

КЛАСС: 4

Тьютор: Абдурахманова Г.А.

ТЕМА: «Упражнения на развитие координации движений. Тренировка вестибулярного аппарата»

Задачи:

Образовательная: научить выполнять коррекционно-развивающие упражнения по тренировке вестибулярного аппарата.

Коррекционная: развивать мотивацию к занятиям.

Воспитательная: воспитывать умение добиваться поставленной цели.

Оборудование: веревка, фитбол, массажный мячик.

Материал для самостоятельного изучения

Ход урока

1. Построение. Ознакомление с темой и содержанием занятия.C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\работа\конкурс зож\slide_4.jpg

Ознакомить с техникой безопасности при работе с мячом.

2. Ходьба на носках, высоко поднимая колени. Бег на носках (держать спину прямо).

3. Комплекс общеразвивающих упражнений с фитболами:C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\работа\конкурс зож\118356167.jpg

1.И.п.-Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз.

2.И.п.-Стоя на коврике, мяч в руках. Наклоны туловища вправо-влево (руки с мячом наверху).

3.И.п.- Стоя на коврике, мяч в руках.  Бросание мяча вверх и ловля его.

4.И.п.-Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх.

5.И.п.-Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удерживание равновесия.

6.И.п.-Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания

7.И.п.-сидя на мяче. Перекаты с носочков на пятки.

8.И.п.-Сидя на мяче, ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше.

9.И.п.-Лёжа на коврике, на спине, мяч под ногами. Катание мяча вперёд-назад, сгибая и выпрямляя ноги.

10.И.п.Лёжа на коврике, на спине, мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочерёдно..

11.И.п.Лёжа на коврике, на спине, мяч под ногами. Поднимание и опускание таза.

12.И.п.-Лёжа на коврике, на животе, руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища.

13И.п.-Стоя на коленях. Перекат на мяче вперёд на прямые руки и вернуться обратно на колени.

14.И.п.- Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу.

15.И.п.-Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны.

4. Закрепление навыка ходьбы по веревке с грузом на голове:

1) пройти по веревке вперед, удерживая груз на голове;

2)  пройти до середины, присесть, коснувшись коленом веревки, встать и дойти до конца;

3) пройти по веревке вперед - назад.

5. Элементы самомассажа при помощи массажных мячей, пальчиковая

гимнастика:              

1) Вращение мяча пальцами правой (левой) руки.

2) Катание мяча ладонями рук.

3) Прокатывание мяча по длине руки к плечу.

4) Массаж шейного отдела позвоночника и головы.

5) Прокатывание мяча стопами поочередно.

6. Упражнение на релаксацию и восстановление дыхания:

Лёжа на спине, тело расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий: живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох: живот медленно втягивается.

 



Предварительный просмотр:

«Арт-терапия в работе тьютора»

Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.

Школьное образование в России на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка,  но и на  становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной  сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

 Поэтому смысл моей работы педагога-психолога я вижу  в оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных  способностей, самовыражения и самопознания.

Открыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности мне  помогают  арт-терапевтические техники, используемые в работе с детьми. Арт-терапия - это метод оказания поддержки посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале моей работы.

Арт-терапия что это такое

ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ?

       Арт-терапия – « терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства.

      Для детей же арт-терапия особо важна. В этом случае терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребенка, помогает малышу познать свое предназначение. Через арт-терапию ребенок может бережно исследовать себя, переделывать то, что скрыто в его подсознании.

      Арт-терапия обычно используется как в качестве основного механизма, позволяющего в символической форме реконструировать травмирующую ситуацию, так и в виде одного из вспомогательных методов, который изменяет, например, действие аффекта от мучительного к приносящему радость.

       Несмотря на мнимую простоту арт-терапии для детей, это на самом деле весьма серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания. К ним относятся - конфликты в семье, школе; повышенная тревожность, страхи; низкая самооценка; неврозы.

       Разновидностями арт-терапии для детей являются изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, фототерапия.

     Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает разнообразие материалов. Наравне с карандашами и красками используется цветная бумага разных форматов, фольга, текстиль, нитки, скотч, глина, пластилин и др.

     Чаще всего арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне..

    Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния человека, то есть восстановление его способности находить оптимальное, спосбствующее продолжению жизни равновесие.

      Основная техника арт-терапевтического воздействия - это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

       Терапия искусством является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе (независимо от возраста, культурного опыта, социального положения, уровня интеллекта). Арт-терапия дает возможность выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере.

      Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

      Терапия искусством развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними.Усиливает ощущение собственной личностной ценности и целостности. Терапия искусством помогает установить контакт с психологом, укрепить терапевтические взаимоотношения. Искусство помогает развить эмпатию и положительные чувства в групповом взаимодействии.

    Терапия искусством основана на мобилизации творческого потенциала человека. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, а также отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире.

    «Один рисунок стоит тысячи слов». Это восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Именно на языке изобразительного творчества происходит динамическое взаимодействие участников арт-терапевтического процесса в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки.

       Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественой деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально личностном развитии человека.

Один из методов арт-терапии – это песочная арт-терапия. История песочной терапии берет начало в 1929 г. , когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она  придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.

Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира».

Этот метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую целесообразность, которая  заключается в том, что арт-терапия:

-позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для  ее решения;

-мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и  тому подобное;

-позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой;

-ориентирована на  эмоциональное благополучие  каждого ребенка,  развитие  уверенности в себе, создание чувства защищённости;

-решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;

-является эмоционально – развивающей;

-использует художественное творчество как способ психологической работы  и психологической поддержки  детей.

 Этот метод  является поистине уникальным, продуктивным и незаменимым способом психологической работы с детьми.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Цель использования арт-терапии:

- формирование психологического здоровья детей;

- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

- привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей  развитию всех психических процессов.

Основные задачи:

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- обучать ребенка положительному восприятию себя и   других людей;

- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;

- учить ребенка выражать свою любовь;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- корректировать нежелательные черты характера и поведения;

- обучать ребенка рефлексивным умениям;

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Методы арт-терапии.

  • Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализуется  при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной использовании дети  получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.            
  • Цветотерапия – метод психологической коррекции  и поддержки при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния каждого в ходе занятий цветотерапией.  
  • Игротерапия — Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь — игра! Игра самоценна. Она, вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра — самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Игра  для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом,  разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.

  • Сказкотерапия. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Это проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации,  в заданной  игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия,  сопереживания,  в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем – значит внести реальные изменения и в реальную физическую жизнь.(Приложение:«Я – король своих чувств»)
  • Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая  работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих  и коррекционных целях. Щадящая методика такой  практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.

-Я использую в своей работе  «волшебные краски», которые создаются при рассказывании сказки и в них вкладывается особый смысл. Состав красок имеет символическое значение. Мир, который мы творим, не может быть только черно-белым. В дальнейшем то, что со-творяют дети служит темами для сочинения историй.  (Приложение.Волшебные краски»)

  • - Еще один прием в творчестве – это «Создание вселенной» из пластилина.  Дети учатся создавать «мир», лепить его, быть творцами, через осознание, что все в этом мире связано друг с другом. Дарить друг другу «символические» подарки и принимать их с благодарностью.
  • Песочная терапия— подробнее хочется рассказать о работе в психологической песочнице. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка».  Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Работа  в песочнице  ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.  Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.

Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает   естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные  ощущения охватывают  детей:  солнце, река, лето и ожидание Чуда.

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка, но традиционно песок используется для игр в короткий летний период. Чтобы песочная терапия решала важные задачи развития круглый год,  необходимо изготовить комнатную, или как ее правильно называют, психологическую песочницу (требования к изготовлению песочницы есть в приложении, фото).

Песочная терапия используется многими современными образовательными технологиями:

  1. Технология исследовательской деятельности: экспериментирование с песком, поиск спрятанных предметов, наблюдение и  опытническая работа с песком.
  2. Технология Монессори: работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками).
  3. Игровая  технология:  игра «Синоптики»,   «Зоопарк», «Страна дружбы», «Животные пустыни», «Поиск воды», «Загадочное место» и др.), пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
  4. Технологии проблемного обучения: (игра «данетки»: животные в зоопарке  - это хорошо или плохо?Мокрый песок – это полезно или вредно?)

5.Технология развивающего обучения: (как вы думаете почему в пустыне ничего не растет? Как можно попасть на другой берег реки? Моря?…какие свойства мокрого песка? . . . )

  • самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации.
  • анализа,    сравнение,    обобщение, классификации, рассуждения по аналогии.
  • ориентации в окружающем мире.
  • развитие    различных    видов    памяти    (механической,    тактильной, словесно-логической и т.д.).
  • развитие   логического мышления.
  • формирование   и   развитие      всех   видов   восприятия:   восприятиепредметов, пространства, времени, цвета.
  • развитие связной речи, обогащение словаря, слуха.
  • развитие коммуникативных навыков
  1. Здоровьесберегающие технологии: Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.
  1. Технология личностно-ориентированного обучения: в центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Одной из форм работы с песком является рисование картин.  Горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления  негативных эмоций.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей я использую следующие упражнения:

  1. свободные движения  по песку сверху вниз, слева направо,
  2. правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
  3. «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
  4. «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
  5. «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
  6. «Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться (поставить или закопать в песок игрушку).
  7. «Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.
  8.  «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
  9. «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву.
  10. «Легкий ветерок».  Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.

Задания и упражнения на развитие эмоциональной сферы:

1. рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и  др., позволяющие изучать проблемы ипереживания детей;

2. рисование портретов (друга, себя, родителей и т.д.) – позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения;

3. моделирование бытовых сцен, позволяющих изучать отношения в семье;

4. работ группой, в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей;

5. создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения;

Песочная терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми,имеющими   синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, следствием которого является нарушение социальной адаптации. Игры с песком помогают снимать у таких детей негативную самооценку, неврозы,  помогают выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,  развивают у них внимание, память,  мелкую моторику.  Именно песок помогает найти, то пространство,  где ребенок может выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу. А ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. 

Через работу с символическим материалом (песком, красками, пластелином), т.е. через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапияресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек,  умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Встречи с детьми, совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие самосознания;
  • осознание внутренних ресурсов
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций
  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей,  и образе Я.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений.

А проводник на этой дороге чуткий и понимающий  взрослый.



Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: Изобразительная деятельность

ДАТА: 07.04.2021

КЛАСС: 4

Тьютор: Абдурахманова Г.А.

ТЕМА: «Катание колбаски из пластилина в руках»

Задачи:

Образовательная: научить раскатывать из пластилина колбаски в руках.

Коррекционная: развивать мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать аккуратность.

Оборудование: коричневый пластилин, тарелочка.

Материал для самостоятельного изучения

Ход урока

Приглашаю поиграть в игру.

- С добрым утром глазки, вы проснулись? (смотрим в бинокль)

- С добрым утром ушки, вы проснулись? (ладони к ушкам)

- С добрым утром ручки, вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

- С добрым утром ножки, вы проснулись? (притопываем)

- С добрым утром солнце! (ручки в стороны)

- Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

Основная часть.

За дверью мяукает котик.

- Кто это мяукает (котик). Послушайте, как он мяукает? (жалобно).

Котик заходит в комнату и здоровается.

- Котик, котик, где ты был?

Почему не приходил?

 -Не хочу я с вами жить,

 -Хвостик негде положить,

 -Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

- Оказывается, он обиделся, что мы ему на хвостик наступаем! А ещё из-за чего может котик жалобно мяукать? (он голодный).

- А ты знаешь, что любит кушать котик? (рыбу, мясо, колбаску). Давайте покормим нашего котика! Что у нас лежит на столе? (пластилин). А какого цвета пластилин? (коричневый).

- Давай мы для котика слепим колбаску, а его посадим на стульчик за стол, чтобы он смотрел, как мы будем лепить для него угощение.

Пальчиковая гимнастика «Беленький, пушистый котик».

- Беленький, пушистый котик (показываем «ушки»)

Моет язычком животик. (гладим животик)

Моет ушки, (показываем «ушки»)

Моет лапки, (гладим одной рукой другую)

А на лапках цап-царапки. (выставляем вперед скрюченные пальчики, как когти)

Показываю прием раскатывания колбаски, а также готовый образец колбаски, слепленный заранее. Затем ребенок приступает к лепке. Когда ребенок слепит колбаски, кладет их на тарелку для котика.

- Послушай, а как теперь наш котик мяукает? (весело, радостно). Котик говорит вам «большое спасибо!» и хочет с вами поиграть.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Кот «спит», а вокруг него мыши водят хоровод со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька кот

Разобьет наш хоровод!

На последних словах кот просыпается и ловит мышей.

Заключение.

- Котику очень понравилось играть с нами и наше угощение. Он говорит «спасибо!» и «до свидания!» и обещает, что придет к нам снова.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия с ребенком ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) младшего школьного возраста тьютора «Путешествие в сказочный лес»

Цель: развитие познавательной активности, развитие психических функций (памяти)

Задачи:

- увеличивать объём зрительной, слуховой памяти;

- развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности;

- развивать уверенность в себе, в своих возможностях;

- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создать положительное эмоциональное состояние;
- формировать восприятие цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчать состояния тревожности, переключать энергию тревоги в конструктивное русло.

Возраст ребенка: 7 – 9 лет

Вид занятия: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический

Методики работы:
- цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
- звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

- элементы сказкотерапии.

Оборудование:
1. Настенное интерактивное панно «Бесконечность».

          2. Напольный фибероптический ковер «Звездное небо».

3. Подвесной фибероптический модуль «Грозовое облако».

4. Свето - звуковые элементы (светодиодные ленты («Волшебная нить»), проектор «Цветовые пятна», звуковой ароматизатор с подсветкой).

5. Интерактивная песочница.

6. Картинки с изображением животных.

7. Сенсорные цветы.

8. Палочки.

9. Ноутбук (запись релаксационной музыки).

Занятие имеет три основные части: 
вводная (психологический настрой, создание игровой ситуации); 
основная (релаксация, игра - сказка); 
заключительная (релаксация, подведение итогов, ритуал прощания).

Продолжительность занятия: 20 мин.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Психологический настрой "Подари улыбку".

Здравствуй, Настя, давай возьмемся за руки. А теперь посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Ты готова общаться? Тогда улыбнись и нашим гостям.

Сегодня эта комната превратится в необычное место, в сказочный лес, где есть много удивительных вещей. Мы с тобой отправимся в путешествие. Ты согласна отправиться со мной?

Тогда давай подойдем к волшебному коридору (интерактивное панно «Бесконечность») и скажем волшебные слова: «Трибли, трабли, бум!».

Ой! Смотри, в нашем коридоре загорелись лампочки. Смотри  внимательно,  на первый квадрат…, на последний…, на первый…, на последний. Вот и прошли мы по волшебному коридору, который перенес нас в волшебный лес.  Послушай, какие маленькие  птички живут в сказочном лесу, как звонко они щебечут! (звуковой ароматизатор).

- У-у, у-у.

- Настя, кто это сидит и на нас с тобой глядит? Да – это сова. Давай с ней поздороваемся.

- Здравствуй, мудрая  Сова! Сова сидит, скучает. Она по секрету рассказала мне, что приготовила для тебя много интересных заданий.

Основная часть

2.1. Упражнение «Угадай по описанию»

Цель: развитие памяти (узнавание предмета по его описанию).

- Настя ты любишь загадки? Тогда слушай внимательно!

  • Это дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
  • Это фрукт, желтый, овальный, кислый.
  • Это дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
  • Это насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. 
  • Это дикое животное, пушистый, длинноухий, белый или серый. 
  • Это дерево, зеленая, кудрявая, белоствольная.     

- Молодец, Настя! Все отгадала.

- У-у! Молодец Настенька!

Релаксация.

- Пригревает солнышко, стало жарко. Давай снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. А вот зажглась наша волшебная тропинка (светодиодная лента). Идти будем друг за другом, по этим красивым цветочкам, чтобы не сбиться с пути (ходьба по сенсорным цветочкам). Что чувствуют твои ножки? (Настя говорит о своих ощущениях).

  1. Упражнение «10 картинок».

Цель: развитие кратковременной зрительной памяти.

- У-у! А вот второе задание, посмотрите на стол.

- Смотри, Настенька, перед тобой картинки с изображением животных, которые живут в лесу. Внимательно посмотри на все картинки (раскладываю картинки, Настя называет  каждое животное).

- Сейчас я уберу одну картинку, а ты должна будешь сказать, картинку с каким животным я убрала (упражнение проводится 5 раз). Молодец Настя! Ты справилась с этим заданием.

- У-у, молодец!

- Смотри – солнышко зашло за тучку, и начался дождик. Лес у нас сказочный и дождик тоже сказочный, теплый, разноцветный.

Релаксация. 

- Настя, обрати внимание, как изменяется цвет дождика. Скажи, пожалуйста, какого цвета сказочный дождик? Какой цвет тебе нравиться больше? Давай сядем под дождик, расслабимся, почувствуем теплые струи воды. А вот и капельки дождя появились на траве. Посмотри, как они переливаются. Возьми дождик в ручки.  Что чувствуют твои ладошки? (Ребенок говорит о своих         ощущениях).                                                                                                                                                                                          
- У-у! Дождь стал затихать, отправляйтесь  дальше.

2.3. Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: развитие кратковременной слуховой памяти.

- Настя, слышишь, дятел стучит своим клювом. Послушай и ответь, сколько раз простучал дятел (упражнение проводится 3 раза).

- Умница, Настя!

- А вот на полянке появились кузнечики.

2.4. Упражнение «Кузнечики» (физ.минутка)

Подними  плечики,

Прыгай как, кузнечики!

Прыг-скок! Прыг-скок!

Стоп! Сели!

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать очень нам легко (2 раза).

- Устали кузнечики, сели отдохнуть.

2.5. Упражнение «Разложи правильно»

Цель: развитие зрительной памяти.

- Настенька, посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же. Молодец, ты хорошо справилась с заданием!

- У-у! Умница!

- Теперь переходим в ту часть полянки, где много песка.

2.6. Упражнение «Сравни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

- Посмотри, здесь играют животные. Поле разделено на две части. Чем отличаются животные одной половины от другой. Молодец, ты хорошо справилась с заданием.

3. Заключительная часть.

Релаксация.

- У-у! Как Настя хорошо выполнила мои задания! Целый день вы путешествовали по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть.

- Отдыхать мы будем на этой большой поляне, которая раскинулась среди леса. Располагайся на ней (овал из светодиодной ленты на ковре, звучит релаксационная музыка).  Ложись поудобнее, расслабься (включаю проектор «Цветовые пятна»).

- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойной и счастливой. Закрой глаза и слушай мой голос. Дыши медленно и легко. Представь, что ты находишься на летнем лугу, где много различных трав и цветов. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все твое тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Ты чувствуешь, как тело становиться легким, теплым, послушным. 

Прислушайся к звукам. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.

Почувствуй запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах цветов.

Ветерок обдувает твое тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянись, улыбнись, открой глаза и вставай! Ты полна сил и энергии.

- Как хорошо нам было с Совой в волшебном лесу! Но пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе мудрая Сова за задания.

- Пожалуйста, Настя! За то, что ты выполняла хорошо задания, я хочу подарить тебе вот эту волшебную монетку. Приходи ко мне в гости, я придумаю новые задания.

- До свидания!

-У-у, до свидания!

- Настя,  вокруг себя ты повернись и в детском саду очутись.

- Вот мы и в детском саду. Где мы с тобой были? Кого видели? Тебе понравилось? Что тебе больше всего понравилось? Настя, ты все задания выполнила?
Ритуал окончания занятия.  

- Настя, давай улыбнемся и попрощаемся: «До свидания!» Вспоминай наше занятие и улыбайся, и тогда у тебя всегда будет хорошее настроение. Попрощайся с гостями.



Предварительный просмотр:

Кукольный спектакль «Угадай, кто мы?»

(для детей с интеллектуальными нарушениями)

Цель:

 -создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

-осознание себя, своего имени;

-снятие психомышечного напряжения;

Приветствие участников. Дети по кругу говорят друг другу «Привет!» и жмут руки.

Тьютор. Вот девочка. А это ее маленький утенок, его зовут Кряк. Однажды утенок Кряк убежал от девочки и заблудился. Оглянулся – рядом никого нет. Испугался утенок, побежал искать девочку и вдруг услышал: «Ква – ква – ква!»

- Ой, кто это? – спросил утенок.

Тьютор. Дети, как вы думаете, кто же это?

Дети. Лягушка!

Песня лягушки.

Я лягушечка,  ква – ква!

Я квакушечка,  ква – ква!

Я зеленая,  ква – ква!

Как зеленая трава,

Ква – ква! Ква – ква!

Тьютор. Ускакала лягушка, а утенок дальше побежал искать девочку и вдруг услышал: «Му – му – му!»

- Ой, кто это? – спросил утенок.

Тьютор Дети, как вы думаете, а это кто?

Дети. Корова.

Я рогата, я бодата,

Му – му!

Молоко даю ребятам,

Му – му!

Тьютор. Ушла корова, а утенок дальше побежал искать девочку и вдруг услышал: «Гав – гав – гав!».

- Ой, кто это? – спросил утенок.

Тьютор. Дети, кто это?

Дети. Собачка.

Я громко, громко лаю

Гав – гав – гав!

Я зря не обижаю,

Гав – гав – гав!

Тьютор. Ушла собачка, а утенок снова побежал искать девочку. И вдруг услышал: «Ку – ка – ре – ку!».

Тьютор. Дети, кто это?

Дети. Петушок!

        Рано утром я встаю.

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Громко песенку пою.

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Шпоры есть и гребешок.

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Вот какой я петушок!

Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку!

Тьютор. Ушел петушок, а утенок Кряк снова побежал искать девочку и вдруг услышал: «Ля – ля, ля – ля, ля – ля!». Оглянулся утенок, а это девочка. Обрадовался он и побежал к девочке. И они пошли гулять.

Тьютор. Давайте и мы с вами пойдем погуляем по дорожке.

(Дети поют и инсценируют пеню «Топ, топ»).

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну–ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

Тьютор. Молодцы!



Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: Математические представления

ДАТА: 07.04.2020

КЛАСС: 4

Тьютор: Абдурахманова Г.А.

ТЕМА: «Место в числовом ряду чисел 1, 2, 3, 4, 5»

Задачи:

Образовательная: отрабатывать умение находить место чисел в числовом ряду, обозначать множество предметов соответствующей цифрой.

Коррекционная: развивать мелкую моторику.

Воспитательная: положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: числовой вееер, карточки

Материал для самостоятельного изучения

Ход урока

Организационный момент.

- Добрый день Богдан! Садись.

- Посмотри, как весело светит солнышко! Улыбнись ему в ответ. Улыбнись мне, мне. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок.

- Какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас урок математические представления)

- Чему учимся на уроке математические представления? (на уроке математические представления учимся правильно писать цифры, решать примеры, задачи, сравнивать числа, работать с числовым рядом.)

- Тема нашего урока: Место в числовом ряду чисел 1, 2, 3, 4, 5.

- Будем отрабатывать умение находить место чисел в числовом ряду; обозначать множество предметов соответствующей цифрой.

- Ну, а сейчас проверим, готов ли ты к уроку.

- На столе у тебя: тетрадь, ручка, линейка, карандаш, числовой веер. Проверь, ты готов к уроку? Молодец!

Основная часть:

- Давай посмотрим, что же ты должн выполнить?

Работа с сигнальными карточками.

Устный счёт:

• Найди числа и посчитай от 1 до 5; от 5 до 1.

1   7   2

6   3   8

4   5   9

9   4   1

6   8   5

• выбери только те числа, которые учили и расположите их так, чтобы получился прямой числовой ряд.

(на доске карточки с магнитными числами от 1 до 5. Ребенок вывешивает на доске изученные числа и расставляют их: 1, 2, 3, 4, 5).

- назовите и покажите самое маленькое число (1);

- назовите самое большое число (5);

- назовите соседей чисел: 2, 4

- назовите пропущенные числа: 1   2      4   5,  ;   1      3   4   5

- Что ты сейчас делал? (считал устно.)

- Молодец! Справился с заданием. Возьми простой карандаш, обведите цифру 1 кружком.

1      2      3      4      5      4      1      3      1      5      4      1      2      3      1       5      4      1  

- Ты должен поработать в тетради.

- Чтобы красиво и правильно написать в тетрадях выполним зарядку для наших пальчиков.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

пальчик в пальчик я вложу,

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

- Минута чистописания. На минутке чистописания ты запишешь число, которое больше 2, но меньше 4. Какое это число? (это число 3).

- Посмотри на доску, как правильно пишется цифра 3.

- Возьми в руку ручку и напиши цифру 3 в воздухе. Открой тетрадь, положи ее правильно перед собой. Запиши цифру 3 по образцу (на доске).

Работа с числовым рядом.

- Посмотри внимательно на числовой ряд. Какой это числовой ряд?

- Назови пропущенное число. Запиши числовой ряд, вставь пропущенное число и подчеркни его одной чертой

1      2      3     ?      5

5      4      3     ?      1

- Выйди к доске и запиши числовой ряд.

• сначала записать – прямой числовой ряд - подчеркнуть одной чертой вставленное число.

• потом записать – обратный числовой ряд - подчеркнуть одной чертой вставленное число.

- Молодец! Что сейчас делал? (работал с прямым и обратным числовым рядом, вставлял пропущенные числа).

-Чему ты научился сегодня на уроке?

- Какие задания было трудно выполнять?

- Продолжи мои высказывания:

Сегодня на уроке я работал….

Сегодня я научился …

Урок мне….

- Домашнее задание: выполнить задания на карточках и прислать мне.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

1      2      3      4      5      4      1      3      1      5      4      1      2      

1

2

3

?

5

5

4

3

?

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек. Части тела Цель игры: использование в речи местоимений мой, моя, мои ; проверка и активизация словаря на тему «Человек. Части тела» Использован демонстрационный материал для фронтальных занятий: КНИГОЛЮБ, серия «Части тела»

Слайд 2

Это МОЙ язык

Слайд 3

Это МОЯ ладонь

Слайд 4

Это МОИ уши

Слайд 5

Это МОИ волосы

Слайд 6

Это МОЙ подбородок

Слайд 7

Это МОИ колени

Слайд 8

Это МОИ бёдра

Слайд 9

Это МОЯ пятка

Слайд 10

Это МОЙ живот

Слайд 11

Это МОЯ спина

Слайд 12

Это МОЙ лоб

Слайд 13

Это МОИ плечи

Слайд 14

Это МОИ брови

Слайд 15

Это МОЯ грудь

Слайд 16

Это МОЙ локоть

Слайд 17

Это МОЯ шея

Слайд 18

Это МОИ щёки

Слайд 19

Это МОИ руки

Слайд 20

Это МОИ зубы

Слайд 21

Это МОИ ноги

Слайд 22

Это МОИ глаза

Слайд 23

Это МОЙ рот Это МОИ губы

Слайд 24

Это МОЯ голова

Слайд 25

Это МОЙ нос


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.

Доклад на семинар педагогических работников общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Эффективные коррекционно-развивающ...

авторская разработка мини - проекта "Современное коррекционно - развивающее занятие в соответствии с ФГОС"

                   В основу разрабатываемого коррекционно – развивающего  занятия легли принципы, рассматриваемые в Федеральном Законе об ...

Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи....

Современные коррекционно- развивающие технологии

Внедряю в образовательный процесс современные коррекционно- развивающие технологии...

Современные коррекционно-развивающие технологии тьютора

Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...