Рабочая программа "Предметно-практическая деятельность"
рабочая программа (5 класс)

Нечипоренко Валентина Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (2 вариант обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению научно-методическим

советом школы

протокол №  от

Утверждена приказом МБОУ           Мучкапской СОШ

№   от

Директор школы

____________   /Л.Н.Мишина/

Рабочая программа

коррекционного курса

«Предметно-практические действия»

для обучающихся с умственной отсталостью

Составитель: Баталова В.В.,

учитель-дефектолог

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа ««Предметно-практические действия»» в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года);
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Коррекционный курс «Предметно-практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами, использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

Цель программы: активное познание окружающей действительности, формирование коммуникативных навыков, элементарного самообслуживания и социальной адаптации с одновременной коррекцией основных психически процессов в конкретной практической деятельности.             

Задачи программы:

  • Развитие способности познавать себя;
  • Развитие умения понимать свои потребности и самостоятельно заботиться о себе;
  • Развитие бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности,

                  санитарно-гигиенических навыков;

  • Развитие способности ориентироваться в окружающем и адекватно воспринимать его;
  • Развитие всех анализаторов зрительного, осязательного, обонятельного;
  • Формирование представлений и понятий о цвете, форме и величине;
  • Развитие общей и мелкой ручной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы;
  • Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
  • Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.      Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Программа состоит из следующих разделов:

  • Предметно-практические действия
  • Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия: работа с пластическими материалами
  • Действия с предметами разного цвета
  • Действия с предметами разной величины
  • Конструирование
  • Работа с мозаикой

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Предметно-практические действия:

Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий:

- сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов); нанизывание колец пирамидки (из 4—6 колец) с учетом величины колец; нанизывание мелких бус на шнур, леску; пристегивание пластмассовых (деревянных) бельевых прищепок; снятие предметов со стены; завод механических игрушек, часов; опускание объемных фигур в соответствующие по форме прорези коробки, зрительно соотнося их; разборка и складывание трех-, четырех-, пятисоставной матрешки; умение сложить каждую матрешку отдельно; расположение матрешек в ряд по величине; открывание и закрывание различных кранов до упора; наполнение сосудов водой; перенос сосудов, наполненных водой, с одного места на другое.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия:

- выбор предмета (палки, ложки, вилки) для доставания объекта из сосуда; сортировка предметов по их назначению; нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины); узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4; определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.

Действия с предметами разного цвета:

- определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2—3 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд;

нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету.

Действия с предметами разной формы:

- формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат); различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы; выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме.

Действия с предметами разной величины:

- узнавание и различение предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий); нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару; составление сериационного ряда из трех предметов по размеру (самый большой — немного меньше — самый маленький); составление сериационного ряда из трех предметов по длине (самый длинный — короче — самый короткий); подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям).

Конструирование:

Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами). Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу:

- постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету;

- постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом;

- постройка дорожек, заборов из различного по форме материала;

- постройка поезда, автомобиля.

Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Выполнение знакомых построек по словесной инструкции.

Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.

Складывание разрезных картинок из 5—7 частей разных форм. Заполнение вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из 4—6 кубиков с картинками.

Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина.

Работа с мозаикой

Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный — два синих — красный и т. д.).

Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный — зеленый — белый и т. д.).

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат.

Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу:

- букет из трех цветов одного цвета на стеблях; елочка; снежинка; коврик.

Список литературы

1. Т.В.Карцева. Занятия для детей с задержкой психического развития.- Волгоград: Учитель, 2012.- 153с.

2. В.А. Шинаренко. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности «Минск» 2004г.

3. Лепка с детьми раннего возраста Янушко Е.А. Москва, 2005 г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Направление работы

Количество часов

Содержание работы

Предметно-практические действия

82

Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей.

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами:

катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости;

перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания;

складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

Узнавание предметов и различение их:

по цвету (красный, синий, желтый);

по форме (шар, куб);

по размеру (большой, маленький).

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета

Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу.

Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру).

Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета

Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета.

Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.

Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни.

Размещение в ряд различных по размеру предметов.

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте.

Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Узнавание знакомых предметов.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;

выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Конструирование

10

Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами)

Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов

куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма.

Практическое знакомство со счетными палочками

Складывание из счетных палочек простейших фигур

(совместно, по подражанию и по образцу): ворота;

дорожки, тропинки; окно, домики; конура;

грибок, качели; стульчик.

Работа с мозаикой

10

Практическое знакомство с мозаикой

Мозаика

Выкладывание узоров с соблюдением цвета:

домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики);

курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Проектная деятельность для меня - это саморазвитие!...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...