Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта
методическая разработка

Рассматриваются различне игры с песком, направленные на стимуляцию речевого развития у ребенка, имеющими интеллектуальные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта.

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материала, который не оставляет следов и не липнет к рукам

Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь.
При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени.

Игра с кинетическим песком очень нравится малышам, ведь для нее не нужны специальные инструкции и руководства. При помощи кинетического песка ребенок может развить фантазию, улучшить моторику рук и развить тактильную чувствительность. 

- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом возрасте, когда сложно выражать открыто свои чувства и делиться переживаниями. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации.
Специальные игровые упражнения с применением песка могут также быть полезны в качестве эффективного терапевтического средства, например, для снятия синдрома детской гиперактивности и лечения аутизма.

Упражнения в песочнице.

   Вариантов игры с умным песком существует великое множество. В первую очередь позвольте ребенку поэкспериментировать самостоятельно. Он наверняка найдет не один десяток способов на практике применить необычные свойства материала.

    После знакомства с материалом можно предложить ребенку включить в игру дополнительные принадлежности, такие как формочки, совочки. В такой набор, например, могут входить пластиковые ножи, позволяющие вырезать фигуры из песка; сложные формочки, дающие возможность воздвигать невероятные конструкции из послушного материала; шприцы, при помощи которых можно выдавливать из песка цилиндры абсолютно правильной формы.

     Кинетический живой песок это неисчерпаемый источник вдохновения. Вот некоторые примеры игр с его применением.

Упражнения для развития мелкой моторики:

Игра «Пекари» месить песок как тесто, лепить лепешки, пирожки.
- Строительство сооружений и создание образов. При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора.
-

    Артикуляционные упражнения

«Лошадка»-щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелкать, «скакать по песку»

«Качели»-языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку

«Часики»-языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку

  Автоматизация звуков

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками

«Прыжки по камням». Дети лепят из песка болото, камни, лягушку. Перепрыгивая с одного  камня на другой, проговаривают слоги

«В поисках клада». Дети ищут в песке картинки, предметы, найдя картинку проговаривают: « Я нашел шапку….»

Развитие фонематических процессов

«Спрячь ручки»- прятать руки в песок, услышав заданный звук

«Слоговые дорожки»- рисовать круги на песке, проговаривая слоги

«Водолаз»- со дна с песком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками

«Два моря»- ребенок опускает предметы, картинки с дифференцируемыми звуками. Опускает их в разные «моря»

«Клад»- под песком спрятаны предметы, игрушки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество, а затем по их количеству придумывает слово

«Исправь ошибки» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку или убирая лишнюю полоску

«Раздели слово на слоги»- логопед произносит слово, ребенок чертит столько полосок, сколько слогов

«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько, сколько слогов

Совершенствование грамматического строя речи

«Идут медвежата»- ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на песок

«Прыгают зайчики»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направления

«Чьи следы?» - образование притяжательных прилагательных. Пальцами делаем следы к животным, затем называем, чьи это следы. Например: следы льва - львиные и т.д.

 «Кого (чего) не стало?» - усвоение категории родительного падежа. Взять 3-4 фигурки животных, одну спрятать в песок. Затем спросить у ребенка «кого не стало?».

«Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Обучение грамоте

«Знакомство с буквами»-  логопед произносит звуки, ребенок пишет буквы

«Слепи предмет на заданный звук»- ребенок придумывает слово на заданный звук, лепит из песка предмет

«Слепи букву» из песка можно хорошо лепить буквы и цифры, слепленные самостоятельно, они лучше запоминаются.

Связная речь

«Дорисуй  картинку и составь предложение»- логопед рисует на песке предмет, ребенок дорисовывает следующий предмет и составляет по ней предложение

«Начни предложение»- ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, другой ребенок заканчивает фразу

«Придумай сказку»- дети лепят из песка персонажей и одновременно рассказывают сказку. При этом одни объекты и предметы трансформируются в другие.

В песочнице можно обыграть любую ситуацию, сказку с героями. Дети,  как правило, активно взаимодействуют, не боятся речевого общения

Поскольку развитие мелкой моторики играет огромную роль в формировании речевой активности детей, то можно сказать, что кинетический песок – это идеальный материал. В процессе работа с ним развивается мелкая моторика, речь и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач.

При решении задач у школьников с нарушениями интеллекта развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность,учащиеся учатся планировать и контролировать с...

Особенности мотивов мыслительной деятельности школьников с нарушенным интеллектом

Особенности мотивов мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....