Программа "Пиши, читай-ка"
материал

Опарина Екатерина Николаевна

Программа для работы с детьми с ОВЗ (письмо, чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pishi_chitay-ka.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2» с.Усть-Кулом

Программа для занятий по письму и чтению

 со слабоуспевающими учащимися

«Пиши, читай-ка»

ОПАРИНА

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

учитель письма и чтения

ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом

2020 г.

Оглавление

Введение

3

Основная часть:

План деятельности участников образовательного процесса

5

Этапы и механизм реализации программы

6

Информационно-методическое обеспечение программы

7

Методы и критерии оценки эффективности программы

9

Ожидаемые результаты

11

Литература

12

Приложения:

Оценка результативности программы

13

Сканы документов

15


Введение

В последние годы в нашем обществе значительное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, т.е. обучающимся, имеющим недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Последние слова имеют важное значение для коллектива ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом. В школе-интернате учащиеся данной категории получают помощь и поддержку с момента зачисления в образовательное учреждение. Прежде всего – это создание благоприятного психологического климата. Отношения с ребенком складываются так, чтобы он всегда был уверен: в школе поймут, помогут, посоветуют, как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся сочувствием. Стать не только педагогами, но и партнерами детей – задача трудная, но выполнимая. Этому педагоги учат и родителей.

Школа в целом  и  учитель в частности – реализуют право всех учащихся на  образование. Каждый педагог организует и проводит ряд мероприятий, направленных на получение детьми прочных знаний по предмету. Освоению образовательной программы по русскому языку в полном объеме учащимися с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и чтения, поможет системная и целенаправленная работа. На данный момент в школе-интернате отсутствует чётко спланированная деятельность по оказанию помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении программного материала. Соответственно, актуальной и целесообразной становится необходимость разработки и реализации проекта данной направленности.

«Пиши, читай-ка» - программа, предназначенная для работы с детьми с ОВЗ, обучающимися в ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом, испытывающими трудности при письме и чтении, препятствующие успешному освоению учебного материала по русскому языку. В дальнейшем документ можно трансформировать для всех предметов учебного плана, реализуемого в образовательном учреждении. Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их успешной социальной адаптации в будущем, способности активного участия в профессионально-трудовой деятельности. 

Принимая во внимание изложенное, можно сформулировать цель и задачи программы. Цель – создание условий для освоения учащимися с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и речи, образовательной программы по русскому языку (письму и чтению). Задачи –

  1. Выявление «проблемных» мест, затруднений учащегося.
  2. Формирование и закрепление оптимальных для учащегося навыков осознанного чтения и грамотного письма.
  3. Воспитание положительной мотивации к учению.

        В основе данной программы – действующее законодательство Российской Федерации в области образования и научные работы Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.Ф.Гнездилова, М.С.Певзнер.

При разработке программы учитывались следующие законы педагогики:

- целостности образовательного процесса, единства рационального, эмоционального, сообщающего, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов;

- единства и взаимосвязи теории и практики, процессов и явлений реальной действительности;

- воспитывающего и развивающего обучения;

- социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.

        Ведущими теоретическими идеями являются следующие концепции:

- комплексный подход, предусматривающий объединение педагогического, психологического и социального направления (Д. Журавлёв, В.П. Лукьяненко);

- обращение педагога к самосознанию ребенка, его субъективному началу (Э.Н. Вайнер).

        В ходе реализации программы будут учтены следующие научные подходы: гуманистический – поддержка и защита ребенка; личностно-ориентированный – создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности обучающегося; аксиологический – воспитание у ребенка личной системы ценностей.

        В основе содержания (построения) программы лежат следующие принципы:

  • простота и наглядность

        Т.к. обучающиеся в силу имеющихся проблем в развитии не могут воспринимать общетеоретические сведения и понятия, основные знания предлагаются детям на примере конкретных и общеизвестных жизненных ситуаций с опорой на ведущие анализаторы обучающихся.

  • научность

        Ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, основными теориями и концепциями языкознания.

  • практическая направленность

        Все полученные знания носят прикладной характер, ориентируются прежде всего на потребности ребенка, помогают оценить ему свои проблемы и возможности.

  • соответствие содержания возможностям обучающихся

        Темы, которые предлагает данная программа, ориентированы на нужды и интересы детей с нарушением интеллекта. Знания, умения, навыки приобретаются через практическую деятельность. Мероприятия программы способствуют активизации мыслительных и творческих возможностей детей.

  • принцип компетентности педагога, работающего по программе

Педагог - не просто человек, дающий качественные новые знания, он -  «свой», понимающий нужды и проблемы детей с проблемами в развитии, умеющий общаться на понятном детям с ОВЗ языке, т.е. организатор и наставник.

Реализация мероприятий данной программы позволит решить проблему успешного освоения образовательной программы всеми учащимися школы-интерната, в том числе детьми с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и чтения. Ребенок с особыми образовательными потребностями перестанет чувствовать себя отстающим, не справляющимся с программным материалом. В классе и школе возрастет качество знаний по предметам «письмо» и «чтение», у учащегося повысится учебная мотивация, у учителя появится удовлетворение от выполняемой работы. В итоге будут обеспечены и психологический комфорт, и 100% выполнение образовательной программы.    

Основная часть

План деятельности участников образовательного процесса

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

1

Входящая диагностика (контрольно-оценочные мероприятия). Изучение документов ребенка. Анализ результатов.

1-2 неделя сентября

2

Консультации логопеда, олигофренопедагога, педагога-психолога  для выявления причин и степени нарушений навыков письма, определения прогноза развития ребенка. Анализ результатов.

3-4 неделя сентября

3

Дополнительные индивидуальные занятия учителя с  учащимися во внеурочное время (артикуляционная гимнастика, упражнения на коррекцию устной и письменной речи, развитие мелкой моторики, повышению самооценки).

В течение учебного года (2 раза в месяц)

4

Дополнительные занятия со специалистами

1 раз в месяц

5

Помощь на уроках:

  1. привлечение учащегося к подготовке кабинета к уроку, к проведению динамических пауз
  2. снижение темпа опроса, использование разных видов опроса
  3. подготовка карточек с опорными словами, планом ответа
  4. увеличение числа вопросов на понимание изучаемого материала
  5. подготовка и использование на уроках индивидуального дидактического материала.
  6. напоминание способа выполнения задания
  7. предупреждение о возможных ошибках, затруднениях
  8. разбивка задания на части
  9. стимулирующий характер оценки, совместное с учеником оценивание достижений
  10.  индивидуализация домашнего задания

В течение учебного года.

6

Подготовка к участию в конкурсных мероприятиях различного уровня

В течение года.

7

Подготовка к участию в праздничных и тематических школьных мероприятиях

В течение года

8

Индивидуальный тематический учет знаний и достижений, использование наглядности при оценивании (графики, диаграммы)

В течение года

9

Промежуточная диагностика знаний и достижений учащегося, корректировка мероприятий, методов, форм работы (при необходимости)

1 раз в четверть

10

Итоговая диагностика учащихся. Анализ результатов. Консультация логопеда, психолога, олигофренопедагога.

2-3 неделя мая

11

Привлечение родителей к посещению уроков, совместный анализ работы учащегося на занятии, тематические беседы и консультации

В течение года

12

Обмен опытом с коллегами по вопросам организации работы с детьми с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и речи

В течение года

13

Ознакомление родителей с результатами работы, достижениями учащегося

По запросу родителей (не реже 1 раза в четверть)

14

Анализ реализации плана мероприятий, корректировка

2 неделя июня

        

Этапы и механизм реализации программы

        Программа «Пиши, читай-ка» рассчитана на 1 учебный год, реализация начинается 01.09.2020 г. После апробации, в случае успешной реализации мероприятий, программу планируется доработать – в случае необходимости – и продолжить реализацию. Работа по программе «Пиши, читай-ка» предполагает четыре этапа реализации:

  • I – подготовительный (июнь-август 2020 г.), в течение которого отбирается и систематизируется имеющийся научно-методический, дидактический материал, уточняются сведения о ребенке (при наличии). Промежуточные результаты этапа – наполняемость методической папки, оформление индивидуальной карты ребенка (личные данные: год рождения, возраст, сведения о семье и т.п.).
  •  II – диагностический (1-2 недели сентября 2020 г.), когда выявляется наиболее точная картина психического развития ребенка, уровень его знаний, очерчивается круг проблем, требующих более пристального внимания при организации работы. Промежуточные результаты этапа – внесение в индивидуальную карту данных о результатах контрольных работ, тестов, опросов, наблюдения, психологических проб и т.п.; определяются направления коррекционно-развивающей работы.
  • III – рабочий период (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.), т.е. реализация запланированных мероприятий, фиксирование результатов. Промежуточные результаты этапа – отслеживание проведенных мероприятий, их результативности, внесение данных в карту.
  • IV – аналитический (2 неделя июня 2021), в течение которого учителем анализируется организация работы, степень реализации программы, динамика развития ребенка; выявляются положительные и отрицательные стороны данной программы в целом и отдельных мероприятий в частности; разрабатываются рекомендации по организации дальнейшей работы. Итоговый результат – фиксация данных в карту, корректировка плана.

        Механизм реализации программы «Пиши, читай-ка»» направлен на обеспечение выполнения всех программных мероприятий в рамках образовательной деятельности. Необходимым условием реализации программы является взаимодействие педагогов и специалистов, родителей, обучающегося. Общее руководство выполнением программы возложено на учителя письма и чтения. Рассмотрение программы происходит на методическом объединении учителей школы-интерната; утверждается документ директором образовательного учреждения. Отчет о ходе реализации программы заслушивается на заседании педагогического совета в мае-июне. Исполнителями мероприятий программы являются: учитель письма и чтения, обучающийся, родители ребенка, специалисты школы-интерната. Ниже представлена модель взаимодействия участников реализации програмы.

        

        

Управление программой обеспечит выполнение запланированных мероприятий, контроль достижения запланированных  задач, корректировку плана мероприятий (в случае необходимости), анализ результатов.

Информационно-методическое обеспечение программы

        Достижение цели и задач данной программы предполагает определенное методическое обеспечение и осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие ребенка с ОВЗ.

        Основное содержание программы «Пиши, читай-ка» представлено следующими направлениями:

1

Диагностическое

Выявление проблем ребенка и пробелов в знаниях, определение путей работы

2

Коррекционно-развивающее

Работа с ребенком по устранению пробелов в знаниях, корригированию познавательной и эмоционально-волевой сферы,  

3

Информационно-просветительное

Информирование родителей об особенностях работы с ребенком с ОВЗ (теория и практика). Пополнение банка данных педагогов о методике работы с детьми с ОВЗ по предметам «письмо», «чтение»

        В ходе реализации программы используются различные формы организации образовательной деятельности. Выбор зависит не только от темы, но и от уровня подготовленности учащегося, от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Основные формы следующие:

общие формы организации учебной работы

по месту проведения мероприятия

по способу организации учебного материала

групповая, индивидуальная

Стационарные (в классе) и «выездные» (в здании интерната, мастерской, биюлиотеке) занятия

практическое занятие, игра (ролевая, образно-ролевая, ситуационная), тренинг, беседа, обсуждение, консультация, викторина, конкурс, проектная деятельность

сочетание  обеспечивает психологический комфорт в коллективе, учет индивидуальных особенностей детей

комбинация позволяет использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, создает условия для самостоятельного освоения учащимися  социума и получения прочных знаний

чередование формирует у учащихся познавательный интерес,  помогает формировать устойчивые навыки, оказывает эмоциональное воздействие на ребенка, снимает напряжение

        Учителем и специалистами школы-интерната в ходе реализации программы «Пиши, читай-ка» применяются следующие методы (1), приемы (2) и технологии (3) организации учебно-воспитательного процесса:

1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический); словесный, наглядный, практический.

2) приемы позитивной мотивации посредством оценивания, ролевой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации, игровые приемы, приемы активизации мыслительной деятельности т.д. Например: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг и т.д.

3) здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, проектные, игровые, технологии, разноуровневое обучение, ИКТ.

        

        Для обеспечения реализации программы используется следующий перечень материально-технического оснащения:

- соответственным образом оформленный учебный кабинет русского языка;

- кабинет логопеда с необходимым оборудованием;

- кабинет психолога с сенсорным оборудованием;

- зал ЛФК;

- актовый зал (совмещен со столовой) для проведения мероприятий;

- спортивный инвентарь (мячи, обручи)

- канцелярские товары;

- компьютерное оборудование с выходом в Интернет, проектор;

- диски с записями музыкальных и литературных произведений;

- произведения детской литературы, художественной литературы.

        Учебно-методическое и дидактическое обеспечение программы основано на:

- литературе и электронных носителях по русскому языку, литературе;

- методических пособиях для коррекционных школ;

- разработанных сценариях внеклассных мероприятий, уроков, коррекционных занятий;

- разработанном самостоятельно дидактическом материале (с учетом нормативных требований).

Информационно-методическое обеспечение программы будет поддержано созданием банка методической информации по теории и практике системного подхода к работе с детьми с ОВЗ со стойкими нарушениями письма и чтения, использованием сайтов педагогов для обмена информацией и результатами работы, проведением тематических консультаций.

Методы и критерии оценки эффективности программы

        В целях оперативного контроля реализации программы, а также своевременного внесения в нее корректировок и уточнений, организуется мониторинг фактических и прогнозируемых показателей, по результатам которого выносится оценка эффективности программы.

        Оценка эффективности является важным этапом ее реализации, поскольку демонстрирует не только результативность самой программы, но и эффективность работы участников по отдельности и в целом. Итоговая оценка эффективности проводится в июне 2015 года по результатам комплексного анализа исходных и итоговых данных.  Промежуточный мониторинг – 1 раз в четверть.

        Оценку эффективности проводят участники программы (учитель письма и чтения, специалисты), а также родители ребенка. Виды контроля: начальный (входной), текущий, промежуточный, итоговый. Основными формами являются: контрольные работы, проверка техники чтения, тестирование (психологические тесты), опросы, педагогическое наблюдение и педагогический анализ.

        Контрольные работы и проверка техники чтения поводятся в сроки, установленные образовательной программой и зафиксированные в рабочих программах учебных предметов. Там же имеются тексты проверочных работ и критерии их оценивания, в том числе варианты для учащихся с ОВЗ. Результаты фиксируются в классном журнале.

        Психологические тесты, опросники подбираются индивидуально для каждого учащегося с ОВЗ педагогом-психологом и оцениваются по установленным критериям. Результаты фиксируются в установленном порядке и доводятся до сведения учителя и родителей учащегося. Например, используется тест «Как мне живется в школе?» по методике Т.А.Махровой:

Цель: выяснить уровень комфортности урока, перемены, атмосферы в школе, в классе.

Для ребенка предлагается несколько вопросов. Можно выбрать все подходящие варианты ответов или один (по желанию ребенка). Все варианты ответов и вопросы комментируются педагогом-психологом, систематически уточняется, понял ли ребенок вопрос.

1. Как ты себя чувствуешь в классе?

A. меня постоянно обижают ребята

Б. часто и несправедливо ругают учителя

B. боюсь отвечать у доски

Г. мне одиноко, я никому не нужен

Д. мне уютно, среди друзей, как дома

Е. я не поддерживаю дружеских отношений ни с кем

Ж. мне интересно в моем классе


2. Что влияет на твое самочувствие? (хорошее или плохое). 

  1. отношение одноклассников

Б. отношение учителей и других работников школы

B. плохой ответ на уроке

Г. чувство голода

Д. внешний вид

Е. состояние здоровья

3. Есть ли у тебя друзья среди учителей (воспитателей)?

А. да

Б. нет

        Наблюдение. Анализ. Организуется и проводится педагогом-психологом и учителем письма и чтения в естественных условиях в соответствии с требованиями к организации данного метода исследования. Результатом наблюдения является «поведенческий портрет». Все данные фиксируются в специальный протокол, анализируются. Основные параметры при составлении поведенческого портрета на основе наблюдения таковы:

1) отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (одежда, прическа, состояние кожных покровов и т.д.);

2) пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы);

3) мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика значительно оживляется, а в каких остается скованной);

4) речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

5) поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способы установления контакта, характер общения – деловое, личностное, ситуативное общение, стиль общения – авторитарный, демократический, с ориентацией на себя, с ориентацией на собеседника, позиции в общении – «на равных», сверху, снизу, наличие противоречий в поведении – демонстрация различных противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);

6) поведенческие проявления (по отношению к себе – к внешности, личным вещам, недостаткам, преимуществам и возможностям);

7) поведение в психологически трудных ситуациях (при выполнении ответственного задания, в конфликте и т. п.);

8) поведение в основной деятельности (учеба);

9) примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

        Предложенные выше методы оценки качества эффективности программы позволяют получить информацию о состоянии проводимой работы, уровне знаний, умений и навыков по предметам «письмо» и «чтение», степени комфортности процесса обучения для ребенка с ОВЗ. Эти данные позволят оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Ожидаемые результаты

        К основным ожидаемым результатам реализации названной выше программы можно отнести следующие:

  • диагностирование учебных затруднений;
  • активное включение ребенка с ОВЗ в учебную и внеклассную  деятельность по предметам «письмо» и «чтение»;
  • формирование у обучающегося оптимальных знаний по предметам «письмо», «чтение»;
  • эффективное взаимодействие учащегося с ОВЗ, имеющего стойкие нарушения письма и чтения, учителя, специалистов школы и родителей ребенка.

        Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребенком с ОВЗ общеобразовательной программы. В случае невозможности освоения программы из-за особенностей развития, ожидаемым результатом необходимо  считать формирование практически-ориентированных навыков в области русского языка, необходимых для социализации ребенка: например, умение обратиться за помощью с просьбой написать или прочитать необходимый документ, расписаться в получении письма, бандероли и т.д.

Литература

Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры:1-4 классы.- М.:Первое сентября, 2004. – 48 с.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей? - М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 224 с.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с.

Голубь В.Т. «Графические диктанты». –М.:ВАКО,2006. – 64 с.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей? - М.:АСТ;СПб.:ПРАЙМ –ЕВРОЗНАК, 2008. – 240 с.

Матвеева Е.И. «Литературное чтение: учим младших школьников понимать художественный текст».- М.:Эксмо, 2006. – 288 с.

Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. – М. 2005.-144 с.

Строганова Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками- М., Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.

Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.-М.:Айрес- пресс, 2005. – 176 с.

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.

https://businessman.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html 

http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchayuschijsya_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya/ 

https://lib2.podelise.rudocs/55556/index-13572.html 

http://logoped18.ru/logopedic-games/zvuko-slogovoi-analiz-i-sintez.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать... Читать? Читать!

Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Читать или не читать?

О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...

конспект урока по английскому языку для 8 класса на тему:"Читать или не читать"

письменный контроль грамматики по теме «Косвенная речь»; совершенствование навыков монологической речи....

Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»

Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....

Читаем,читаем,читаем

Литература для чтения на летних каникулах...