Этапы работы по развитию фонематического восприятия
картотека

Цель работы – представить наиболее продуктивные методы и приёмы работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников , имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, используемые на логопедических занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_nad_razvitiem_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы над развитием фонематического восприятия.

Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу. Фонема - минимальная смыслоразличительная единица языка.

Недоразвитие фонематического слуха  является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения. Поэтому необходимо начинать работу по развитию и коррекции фонематического слуха со всеми дошкольниками. Особое значение эта работа  имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи (ОНР) или фонетко- фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Для каждого уровня ОНР характерны свои особенности фонетико-фонематического слуха.

Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконаполняемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет — самолет, сеавик — снеговик, няик — мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень: для речи детей детей характерным недифферецированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С], заменяет ([С], ([Ш], ([Щ], ([Ц]- сяни,-сани, сюба-шуба, сяпля-цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному, смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит верно, а в словах и в предложениях их заменяет. Кроме того наблюдаются перестановки, замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи, в том числе её фонематической стороны, недостатки которой в это время легче и быстрее устраняются. Это создаёт благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития ребёнка. От того, насколько эффективно проводится логопедическая работа с детьми, зависит их дальнейшее обучение в школе. Каким же образом развивать у ребёнка фонематические процессы? Поскольку у детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, лучше всего это делать в игре. В игре ребёнок живёт, в игре он обучается. Игра развивает и воспитывает ребёнка-дошкольника. Она позволяет педагогу наиболее полно и качественно, а главное – в доступной для ребёнка форме, решить различные задачи образовательного процесса. Игры и игровые упражнения занимают важное место в коррекции нарушений фонематической стороны речи у детей.

Всю систему коррекционной работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

I этап

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? И т. д.

Описание игр, которые используют на первом этапе:

1. Предлагаем одному ребенку плотно закрыть глаза или повернуться спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Эту игру целесообразно повторять и можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. Логопед сажает на стол две игрушки: одну большую и одну маленькую. Педагог объясняет и показывает, как играет на барабане большая игрушка- громко, сильно, а маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какая игрушка только что играла.

4. Отгадай что звучало. Логопед расставляет на столе несколько предметов.  Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Например: Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок). Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

II этап

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Примеры упражнений и игр:

1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

2. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

3. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

«На лесной опушке гуляют разные зверушки» Оборудование: шапочки с ушками лис и зайцев по количеству детей, бубен. Описание игры: логопед делит детей на две группы – лисы и зайцы. Затем объясняет детям, что, когда он будет медленно стучать в бубен, то на лесной опушке будут гулять лисы, когда быстро, – будут прыгать зайцы. Логопед чередует темп звучания бубна.

«Быстро или медленно?» Описание игры: логопед просит ребёнка закрыть глаза, затем хлопает в ладоши три раза быстро и три раза медленно. После чего просит ребёнка определить, когда он хлопал быстро, а когда медленно.

 «В окна дождик гулко стукал»

Оборудование: картинка с изображением дождя, экран. Описание игры: логопед предлагает детям посмотреть на картинку, назвать, что на ней изображено. Затем читает стихотворение и предлагает детям повторить его:

В окна дождик гулко стукал.

Капли пели: кап, кап! (медленно)

Разбудили капли кукол.

Кап-кап-кап! (быстро)

В чаще сада что-то ели,

Что-то липы зашумели!

Капли роем загудели:

Кап-кап-кап! (быстро)

Дождю любо потолкаться

Промеж елей: кап, кап! (медленно)

Что-то липы зашумели,

Закачались, заскрипели:

Кап-кап-кап! (быстро)

 После повторения стихотворения логопед предлагает детям показать, как медленно идёт дождь (ударять пальцами одной руки по ладошке другой, приговаривая: «Кап, кап!»). Затем предлагает показать, как быстро идёт дождь (дети выполняют те же действия, но в более быстром темпе, произнося: «Кап-кап-кап!»).

«Испугались зайца» Оборудование: шапочка с ушками зайца, бубен, стульчики, ширма. Описание игры: логопед читает детям стихотворение:

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились под дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались!

Затем логопед предлагает детям проиллюстрировать стихотворение своими действиями: пока логопед медленно звенит бубном дети не спеша ходят по лесной полянке и «ищут грибы». Как только логопед начинает быстро звенеть бубном, из-за ширмы выскакивает «заяц» (ребёнок в шапочке с заячьими ушками), а дети быстро разбегаются в разные стороны, и прячутся «под дубами» (за своими стульчиками). «Сравни звуки»

Оборудование: барабан. Описание игры: логопед воспроизводит на барабане звуки в различном темпе. Ребёнку предлагается определить, одинаково они звучали или по-разному.

«Повтори за мной»

Оборудование: карандаш. Описание игры: дети стоят около стола логопеда. Логопед предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что он простучит ему карандашом. Остальные дети внимательно слушают и оценивают действия ребёнка движениями: верно – поднимают большой палец вверх; неверно – опускают вниз.

«Телеграфист»

Оборудование: карточки с записью серии ритмических ударов (простых и акцентированных).

Описание игры: логопед предлагает ребёнку воспроизвести по предъявленной карточке сначала серию простых, а затем акцентированных ударов.

 «Композитор»

Оборудование: лист бумаги, карандаш. Описание игры: логопед предлагает ребёнку самостоятельно воспроизвести удары и их серии, а затем записать условными знаками собственный ритмический рисунок.

 «Сосчитай котят»

Оборудование: карточки с изображением разного количества котят. Описание игры: логопед раскладывает перед ребёнком карточки, на которых изображено разное число котят. Затем педагог стучит по столу, а ребёнок слушает. Если логопед, например, постучит 3 раза, ребёнок должен среди предложенных выбрать картинку, на которой нарисовано 3 котёнка.

III этап

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

  1. «Медвежонку спать пора»

Оборудование: две игрушки – медведица и медвежонок, ширма.

Описание игры: логопед говорит ребёнку, что к нему в гости пришли мама-медведица и её сын-медвежонок, и показывает игрушки. Затем читает стихотворение: Медведица ласково сына качает: А-А-А. (низким голосом) Малыш веселится, малыш не скучает: а-а-а. (высоким голосом) Он думает: это смешная игра, Не зная, что спать медвежатам пора. Логопед убирает игрушки и из-за ширмы произносит звуки: А-А-А, а-а-а, А-А-А. Ребёнок должен догадаться, кто зовёт его из-за ширмы: медведица или медвежонок.

«Отгадай, кто говорит»

 Описание игры: логопед произносит звук «А» с различной эмоциональной окраской голоса, объясняя при этом, кто и как произносит звук «А»:

«А» – плачет девочка;

«А» – показывают горло врачу;

«А» – поёт певица;

 «А» – качаем малыша;

 «А» – девочка укололась иголкой.

Затем логопед просит ребёнка по заданию воспроизвести изменения эмоциональной окраски звука «А».

«Хорошо»

Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции (радость, грусть, удивление). Описание игры: логопед показывает ребёнку картинку с изображением мальчика и объясняет, что он говорит только одно слово – «хорошо». Затем логопед произносит это слово с различной интонацией и просит определить ребёнка, когда мальчик радуется, когда удивляется и когда грустит, и показать соответствующую картинку.

«Кто это сказал?»

 Оборудование: картинки, изображающие эмоции: радость, грусть, злость и удивление.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом», «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака», «Кака0-какава-кокава-кава», «Альбом-айбом-альбон-айбон-абом», «Банан-баман-панан-бамам-памам»  И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

2.  Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.

3. «Найди пару». Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

IV этап

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. (ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.) Дети определяют, что здесь лишнее (па)

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Взрослый-ПА, ребенок-ПА, взрослый-БА, ребенок-БА, взрослый-КА  и т.д. Дети поднимают зеленый кружок, если слоги одинаковые и красный кружок, если нет.

V этап

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

1) логопед произносит звуки кратко, долго, тихо, громко;

2)  в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. «Дракоша Звукоед» Логопед называет слово без последнего звука, а дети договаривают его. Например: Барсу…, тан…, бан…, бана…, со.., со…, пау…, вени… и т.д.

4. Дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. «Отгадай картинки» Логопед показывает ребёнку рисунок и предлагает найти картинку, которую он назовёт. Затем логопед произносит названия картинок по звукам, например, [Т], [О], [М] и предлагает ребёнку отгадать слово. А затем найти соответствующую картинку .

6.  «Что бы мог нарисовать художник?» Логопед показывает детям картинку, на которой изображена мышка, и просит назвать её. Затем показывает чистый лист бумаги такого же размера, как картинка, и просит сказать, что, похожее по звучанию, мог бы нарисовать художник на этом листе (мишка, мошка). Аналогично проводится упражнение со словами кит – кот.

7. «Найди нужные предметы»  Оборудование: рисунок с изображением палки, бочек, балки, почек, девочки Пани, башни, бани, пашни; карандаш. Логопед показывает ребёнку рисунок и предлагает назвать изображённые на нём предметы. Затем даёт инструкцию: «Назови предмет справа от балки; над почками; слева от бочек; под палкой; справа от Пани; слева от бани; под башней; над пашней. Назови похожие по звучанию слова. Соедини их линиями-дорожками. Похожи ли предметы, которые ты соединил парами? Чем отличаются эти слова друг от друга?»

8. «Юный поэт» Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребёнку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

 Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

  Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

  От грязнули даже стол

Поздним вечером... (сбежал, ушёл, ускакал).

  Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то... (спички, щётку, ложку).

 Тебе – кукла, а мне – мячик.

 Ты – девчонка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

  Говорила мышка мышке:

«До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)»

 Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису, белку).

 Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси).

 Катя Лену просит дать

Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)

8. «Звуки перепутались» Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки «перепутались», и сказать слово правильно:

  Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

  Русская красавица

Своей козою (косою) славится.

 На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

 Закричал охотник:

«Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

 Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

 Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая,

пушки (сушки).

 Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

 Белокрылые хозяйки,

Над волной летают сайки (чайки).

9. «Договори слово» Логопед предлагает детям: «Я буду называть первый слог, а вы договаривайте. Выберите слог «РЫ» или «ЛЫ», чтобы слово звучало правильно». Шко…(лы) Ску…(лы) 64 Ков…(ры) Уз…(лы) Шку…(ры) Ска…(лы) Коз…(лы) Забо…(ры) Узо…(ры) Кук…(лы) Ку…(ры) Сто…(лы) Пена…(лы) Разгово…(ры)

10. «Поменяй местами слоги» Логопед спрашивает детей: «Что получится, если переставить, поменять местами первый и второй слог в слове «Ма-ра»? (Ра-ма), «Ка-пал»? (Пал-ка). А теперь послушайте стихи, и вы услышите, как одно слово переходит, переливается в другое».

11. «Закончи предложение» Логопед предлагает детям составить предложения, используя правильные формы глаголов. Затем просит детей помочь ему сочинить стихи про мальчика – закончить предложение после паузы подходящим словом, например, сыплет – щиплет.

Есть у меня братишка, Смешной такой мальчишка!

Мне во всём он подражает и ни в чём не уступает.

Если мы играем в мячик, Я скачу – он тоже…скачет.

Я сижу – и брат сидит,

Я бегу – и он…бежит.

Мяч беру – и он берёт.

Мяч кладу – и он…кладёт!

Куст стригу – и он…стрижёт!

Жгу костёр – он тоже…жжёт!

Птицам хлеб щиплю – он…щиплет,

Сыплю корм – он тоже…сыплет!

Еду на велосипеде – Он со мною вместе…едет.

Хохочу – и он хохочет,

Есть хочу – он тоже…хочет!

Маслом хлеб я мажу – мажет,

Я рукой машу – он…машет!

Такой смешной мальчишка – Младший мой братишка!

Литература:

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.

  2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.
  3. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]: методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 98 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА   учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны...

Опыт работы по развитию фонематического восприятия у детей. Теоретическая база.

В презентации представлена теоретическая база исследования....

Этапы работы по развитию слухового восприятия.

Материал будет полезен в работе учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста с недостатками слуха....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников на I этапе-узнавание неречевых звуков.

Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не ф...

Статья "Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования...