Онтогенез речевого развития.
учебно-методический материал

Мартынова Людмила Александровна

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ontogenez_razvitiya_rechi.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

Периоды речевого онтогенеза по А. А. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

Преддошкольный этап речевого онтогенеза

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

использование аморфных слов;

овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.

Период предложений из аморфных слов-корней

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Усвоение грамматической структуры предложения по А. Н. Гвоздеву

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

Овладение грамматическими категориями

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОНТОГЕНЕЗ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ

Онтогенез голосового развития...

"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"

готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...

"Речевое развитие ребенка в онтогенезе"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:— быть психически и соматически (soma (греч.) – тело ...