"Профориентация воспитанников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, как нормализующий фактор жизнедеятельности в социуме"
учебно-методический материал

Вилигурина Наталья Александровна
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mo_viligurina.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Колушкинская специальная школа-интернат.

                                  Сообщение на МО по теме:

«Профориентация воспитанников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, как нормализующий фактор

жизнедеятельности в социуме»

Сообщение подготовила воспитатель Вилигурина Н. А.

Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. В современном мире изменилось психологическое отношение к труду, как взрослого населения, так и молодёжи. Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределенности, снизилась уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, профессиональное самоопределение является серьёзной жизненной проблемой для большинства родителей и детей нашего интерната в том числе. Выпускники специальных школ, не способны объективно соотносить свои предпочтения и свои возможности, поэтому зачастую выбирают те профессии, которые они не могут освоить в силу своих особенностей. Однако они понимают важность и необходимость труда, готовы включаться в трудовую деятельность и выражают желание быть полезными членами общества. Крайне важно, чтобы в процессе профессионального самоопределения действия педагогического коллектива не были стихийными, и не находились под влиянием случайных факторов, а были грамотно спланированы и носили целенаправленный характер.

 Одной из важнейших составляющих в процессе создания условий для успешной профессиональной самоидентификации обучающихся является профориетнационная работа, под которой понимают «целенаправленную деятельность, связанную с формированием у обучающихся профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностями общества (социальный заказ), а также пригодностью их к той или иной профессии». Практика показывает, что некоторая часть выпускников специальных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.

 Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:

  • Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
  • Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
  • Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей.
  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
  • Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Целью профориентационнойработы в 9,10 классах является:

Оказыватьпрофориентационную поддержку обучающихся при выборе профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности;создать условия для формирования сознательного отношения к труду обучающихся;создать условия для профессионального самоопределения, с учётом условий свободы выбора сферы деятельности, а также в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;подготовить выпускников к продолжению профессионального образования в учреждениях.

 Реализация поставленных задач осуществляется согласно следующим направлениям:

1.Профессионально-трудовое просвещение;

2.Расширение общего кругозора обучающихся: знакомство с конкретными профессиями при проведении различных профориентационных классных часов и бесед;

3.Оформление общешкольного стенда «В мире профессий»;

4.Предварительная профессиональная диагностика, цель которой заключается в выявлении интересов и способностей личности по отношению к той или иной профессии;

5.Профессиональные консультации, нацеленные на оказание индивидуальной помощи при выборе будущей профессии;

6.Профессиональное воспитание, цель которого заключается в формировании у обучающихся чувства долга, чувства ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В своей работе по различным направлениям определён круг методов и форм профориентационной деятельности. Работа построена так, чтобы обучающиеся готовились к обоснованному выбору профессии, адекватно оценивали свои способности, не завышая их при выборе будущей профессии.В нашем образовательном учреждении для обучающихся, которые имеют интеллектуальные нарушения здоровья введено профессиональное образование «Столярное дело», «Швейное дело», «Садовник». Мы воспитатели групп, наблюдая за ребенком во внеучебной деятельности помогаем детям в определении его основных склонностей и запросов.Мы помогаем детям развить эти склонности, рекомендуем ребенку кружки, секции и дополнительные занятия по его интересам, что, несомненно, способствует его профессиональному самоопределению и самопознанию.Профориентационная работа с воспитанниками нашего интерната начинается с воспитанников начальной школы (1 – 4 классы). Воспитатели 1, 2, 3 групп проводят мероприятия направленные на формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе. Работа в это возрастной категории воспитанников сводится к первичному знакомству с различными профессиями, и происходит в процессе проведения мероприятий.

Но, для того чтобы эта деятельность оказывала действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, мы сочетаем их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.п. В своей работе стараюсь учитывать индивидуальные особенности и способности обучающихся, а также передаю им необходимые для данной профессии знания и умения. В 9 классе работа с обучающимися, в большей степени, имеет практическую направленность.

Свою работу с обучающимися в рамках профессиональной ориентации я провожу в три этапа:

 1.Диагностика интересов и способностей.

Этот этап включает в себя диагностику интересов и способностей ребенка.

2.Экскурс в профессии.

 На этом этапе происходит ознакомление ребенка с профессиями:

  • Возможностях профессионального и карьерного развития в рамках одной профессии;
  • Задачах и ответственности специалистов разного уровня;
  • Уровни заработной платы;
  • Возможности открыть собственный бизнес;
  • Плюсах и минусах профессии;
  • Перспективах профессии.

Кроме того, обучающимся предлагается посещение экскурсий на предприятия рассматриваемых сфер.

3.Консультация с родителями.

Консультация включает в себя подробный анализ результатов диагностики и рекомендации по освоению выбранной деятельности.

Существует два вида профессиональной ориентационной работы: групповая и индивидуальная.

Чаще всего используются групповые формы работы, реже – индивидуальные. Индивидуальные формы делятся на два вида по степени ответственности самого воспитанника и педагога. Первый вид – человек знает, чего он хочет, второй вид – человек не знает, чего он хочет.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с умственной отсталостью оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые могут обучить основам будущей профессии, развить и скорректировать трудовые навыки учащихся, развить их творческие способности. Целенаправленная профориентационая работа ведется учителями профессионально-трудового обучения: в соответствии с календарно-тематическим планированием, проводятся экскурсии на предприятия, уточнения и расширения знаний обучающихся о различных профессиях, условиях труда и для лучшей социализации, адаптации выпускников.

 Также, в рамках профориентационной работы, в 9 классе проводились:

1.Собрания для родителей обучающихся на тему «Выбор будущей профессии». Цель данных собраний - знакомство родителей выпускников с условиями обучения в нашей школе. Выпускники смогут продолжить профессиональное обучение и получить профессию.

2.Познавательные мероприятия, викторины, беседы, практические часы и др:

  • «Чем пахнут ремесла»
  •  «Все профессии нужны – все профессии важны».
  • «Где можно получить профессию»;
  • «Профессиональная пригодность»;
  • «Профессия и здоровье»;
  • «Виды профессий».

Результатом данных мероприятий является самоопределение будущих выпускников специальных школ, и выбор дальнейшего образовательного учреждения. По итогам 11 детей нашей группы пришли обучаться в нашу школу по специальности «Швея», «Садовник». В 10-11 классах проводим с детьми беседы о коррекции профессиональных планов, оценке готовности к избранной деятельности.

         В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с интеллектуальными нарушениями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей необходимо осуществлять комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом, родителями. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)1 вариант...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

Рабочая программа по для обучающегося по индивидуальному учебному плану адаптированной образовательной программы легкой умственной отсталости (с интеллектуальными нарушениями), 7 класс, технология

Данная программа ориентирована на обучающегося 7 класса для индивидуального обучения и составлена на основе следующих документов:1. ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.2. ФГОС О ...

Конспект (технологическая карта) урока - практикума "Юные поэты". (Речевая практика, 4 класс (для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями)).

Тема:  Урок – практикум «Юные поэты»Цель: Учить детей подбирать окончания слов, слова «в рифму», основываясь на ритмическом рисунке и содержании текста.Задачи:...

Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".

Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...