«Коррекционно-развивающие методы обучения на уроках математики»
учебно-методический материал

Публикация о методах, применяемых на уроках математики, которые способствуют скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитанию у учащихся целеустремленности, терпения, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля. Помогают развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chepsarakova_l.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Чепсаракова Людмила Вениаминовна

                                                               учитель математики

«Коррекционно-развивающие методы обучения на уроках математики»

 

 Напомню: под методами обучения принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащегося, при помощи которых учитель передаёт, а учащиеся усваивают знания, умения и вырабатывают навыки.

В своей практике использую следующие методы обучения.

  • Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).

  Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).– это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в математике. Применяю при отработке вычислительных навыков, при решении задач.

 Метод проблемного изложения (учитель ставит перед учащимся вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющих знаний; опираясь на имеющиеся знания, наблюдения, опыт, учитель постепенно ведёт учащегося к новым знаниям). Формы проблемного обучения

1.Проблемное изложение - сообщение нового материала осуществляется самим учителем.

2.Проблемная беседа – применяется, когда учащиеся обладают базовыми знаниями, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. На своих уроках применяю различные виды заданий:

-вставь пропущенные цифры:  39+      = 8

        7*+4*=72

-найдите ошибки:  820-82=0,  631-27=604,  526-384=242

-вставь знак действий:  20+60*20=100,  200-90*70=180

-отыщи пример с заданным ответом 80: 73+17 , 99-19 , 54-26.

-реши цепочку: Описание: http://festival.1september.ru/articles/565161/img1.gif

  Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

 Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют) игра Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя 

  • Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль, взаимоконтроль)

• 5-7 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).

  • При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Взаимопроверка в парах.

 «Чудесный мешочек». Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др. Действуя путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.
В дальнейшем дети способны узнавать форму предметов. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей. Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.

Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

пропущенное  число»,  «Солнышко»,  «Молчанка»,  эстафеты,  мини-

соревнования.

Приведу  пример  игры  «Молчанка»:   учитель,  молча,  указкой  показывает

число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое

является  результатом  данного  действия.  Эта  игра  очень  нравится  мне  тем,

что  в  классе  воцаряется  тишина.  Ведь  детям  нужно  сосредоточиться  на

задании, правильно вычислить и назвать ответ.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Метод обучения проектная деятельность, которая широко внедряется в общеобразовательной школе. Изучая этот вид работы, приходишь к выводу, что и в системе коррекционного образования он вполне даже приемлем, конечно, с некоторыми оговорками и упрощениями, учитывая специфику работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. Главное в проектной деятельности то, что этот вид работы стимулирует детей к принятию самостоятельных решений, взаимодействию в коллективе, расширению кругозора, дает мощный импульс интеллектуальному и психическому развитию, что крайне важно в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями. Все это поможет в адаптации ребят к дальнейшей жизни в социуме, поможет найти свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Мультимедиа как технология и метод обучения на уроках математики

Мультимедиа – это представление, объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах....

Интерактивные методы обучения на уроках математики

Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценно...

Проектные методы обучения на уроках математики

В статье раскрывается метод пректов...