«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
статья

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

     Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ  С ТНР»

Тихонова Н.И. (Новосибирск)

Чистая правильная речь - одно из важнейших условий нормального развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, может выразить свои желания, мысли. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

         Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры  слов, фонематического слуха и восприятия,  понимание обращенной речи также не достаточно.

Как показывает практика, неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических  процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; при относительной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Так же обращает на себя внимание то, что у детей с ТНР при условии регулярного коррекционно-логопедического воздействия успешно формируются произносительные навыки (правильная артикуляции звуков; слоговая структура слов), но нарушения лексико-грамматического строя при этом остаются устойчивыми и трудно поддаются коррекции.

          Исходя из этого всё более актуальным становится поиск междисциплинарных методик изучения и коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, включающих в себя приёмы для исследования и устранения сопутствующих нарушений в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребёнка. Обучая детей со сложным дефектом необходимы особые вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс коррекционно-логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи. Такими вспомогательными средством являются нейропсихологические игры.

     Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.

    Неоспоримые достоинства использования нейропсихологических игр  в работе по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников с ТНР состоит в том, что:

- нейропсихологические игры способствуют преодолению имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих, недостаточности ВПФ;

-включение нейропсихологических методик не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, способствуя эффективному формированию грамматического строя речи и успешному преодолению ТНР;

-нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.

Приведу описание некоторых игровых приемов и способов, применяемых в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:

1.        Д/и «Картинки-половинки»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

-        формировать умение образовывать форму сущ. Р.п. ед.ч.

-        развивать зрительное внимание и восприятие;

-        развивать графомоторные навыки.

Описание        игры: На листе бумаги изображены фрагменты предметов (половинки). Ребёнок соединяет половинки и проговаривает: это половина дома, это половина банана, это половина дома; это половина банана; это половина лимона; это половина мячика и т.д.

2.        Д/и «Тени»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

-  развивать зрительное внимание и восприятие.

- снять психологической нагрузки.

Описание игры: На листе бумаги нарисованы предметы и их силуэтные изображения. Ребёнок соединяет предмет с его тенью, проговаривает: это тень собаки: это тень петуха; это тень мухи и т.д. Предварительно ребёнку необходимо объяснить значение слова тень. Игру можно усложнить, показав ребёнку только силуэтные изображения и предложив догадаться, тени каких предметов он видит.

3. Д/и «Найди отличия»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

- развить фонематическое восприятие и слуховое внимание, мышление.

-        формировать навык употребления сущ. Р.п. ед.ч. с отрицанием «нет»;

-        совершенствовать навык образования сущ. И.п. мн.ч.;

-        развивать зрительное внимание.

Описание игры: Ребёнку предлагают сравнить 2 сюжетных картины, найти отличия. Проговаривать: Тут птичка. Тут нет птички. Тут дом. Тут нет дома. Тут пуговка. Тут нет пуговки.

4. Д/и         «Разрезные картинки».

Цель: Формирование умения образовывать форму сущ. В.п. ед.ч. с нулевым окончанием, с окончаниями –у; -а;

Задачи:

- развить межполушарные связи;

- развивать зрительное восприятие, зрительную память;

Ход: Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации. (посмотри, что ты видишь? Я вижу майку, булку и тд.)

В завершении следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологических играх , положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости,  памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов как средство адаптации к основной школе

Научно теоретическим основанием исследования являются положения А.А.Леонтьева о том, что на начальных этапах овладения речью слово, совпадая со «взрослым» словом по отнесённости к данному конкре...

Тематическое планирование занятий по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 4 класса

Примерное теметическое планирование занятий по коррекции лексико - грамматического строя речи учащихся 4 класса...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

Рабочая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников 4 класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4-й КЛАСС и программно-методических материалов ...

Консультация для педагогов Использование дидактических игр при формировании лексико - грамматического строя речи дошкольников с ТНР

Консультация для педагогов ДОУ о роли дидактических игр для формирования лексико - грамматического строя речи детей с ТНР...