коррекционно-образовательная деятельность на тему "Домовой Тоша"
план-конспект

Долгобородова Евгения Владимировна

Конспект КОД на дифференциацию звуков [Т - Д] в подготовительной группе с ОНР. Дети научатся сравнивать артикуляцию и звучание звуков, подбирать однокоренные слова,закрепят навыки анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_differentsiatsii_t-d.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад №8 «Ручеёк»

Конспект

 коррекционно-развивающего занятия по                             подготовке к обучению грамоте.

Тема: «Домовой Тоша» (Дифференциация Т – Д)

в подготовительной группе для детей с ОНР

                                                           Составила и провела:  Долгобородова Е. В.                                                      

                           учитель логопед, высшая квалификационная категория

                                                                                             

                                                                                       

г. Дальнегорск 2020г.

Цель: дифференциация Т – Д

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т], опираясь на разные анализаторы,

- учить  детей подбирать однокоренные слова,

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и слух,

- развитие навыков звукового анализа и синтеза,

- развивать умение образовывать слова в Р. П.

- способствовать  развитию высших психических процессов

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать самостоятельность,

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: символы звуков                     игрушка домового, картинки домов, картинки: дуршлаг, сковорода, диван, кровать, табурет, тарелка, тёрка

Ход занятия.

Логопед.  Ребята, сегодня к нам придет необычный гость. Но перед тем, как он появится, давайте сделаем гимнастику: 

Мы строители: Тук-тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей,

Дом большой и видный вышел.

Логопед.  Ребята где вы видели такие дома? (В городе, в деревне.) Этот дом  сделан из дерева, какой он? (Деревянный.) В каждом доме, об этом мне рассказывал дедушка, жили странные существа — Домовые.

 Они были добрые, но невидимые. Какими они были? (Добрыми, невидимыми.)

Вот и сегодня пришел к нам в гости домовой. Его зовут Тоша.

Домовой Тоша. Здравствуйте, ребята! У меня совсем нет друзей, будьте моими друзьями! 

Логопед.  Давайте выделим начальные звуки в имени домового и скажем, чем они похожи, а чем отличаются.

(дети дают характеристику звукам, сравнивают их по артикуляционным и акустическим признакам.)

Логопед.  Чем похожи звуки Д и Т?

Дети. Согласные, могут быть и твердыми, и мягкими.

Логопед.  А чем они различаются?

Дети. Звук Д – звонкий, а Т – глухой

Логопед.  У Домового есть любимая игрушка и ему очень нравится, как он звенит. Давайте пропоём песенку будильника: да-ти-да, та-та-ду, да-ду-ти, ту-до-та, да-та-ту, ту-ди-до, ди-ди-ты, ду-ды-ти.

Логопед.  Да и сам Тоша не против пошуметь, и предлагает вам пошуметь вместе с ним. Повторите ритм, но необычно. Задание: на маленький молоток прыгаем на левой ноге, на большой на правой. И не забываем в это же время проговаривать: т Т т Т т Т.., ТТ т ТТ т ТТ т ..

Логопед.  Тоша не только шалил, но и играл в разные игры. Помогите ему придумать новые слова. Замените начальный звук [Д] в слове на звук [Т] и получите новое слово.

Логопед. Однажды романтичный Тоша гулял и нашел цветок. Подумай, куда он его поставил? Отгадай загадку:

 Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу!

Логопед.  Да, это вода. Скажи, сколько звуков мы говорим в слове вода?

Дети.  Первый звук [в] согласный, звонкий, твердый обозначим синим кружком, второй [а] – гласный, будет красный кружок; звук [д] – твердый звонкий согласный, последний [а] – гласный.

Подумайте, сколько слогов в слове и на какой гласный звук падает ударение.

(дети определяют количество слогов и ставят ударение)

Логопед.  Что такое, Тоша чем-то расстроен. Что случилось?

 Домовой Тоша. У вас есть семья, а я не знаю, кто моя семья…

Логопед.  А действительно, ребята, у слов есть семьи. Вот, например, у слова вода семейка: водяной, водоросли, водный, водопад, водолаз. Давайте подберём семейку к слову домовой (дом, домвёнок, домик, домашний, домище, домовитый)

Логопед.  Дети, Тоша приглашает нас к себе в деревню.

По дороге мы идем. (шагать на месте)

Путь далек, далек наш дом. (руку «козырьком»)

Жаркий день, сядем в тень. (утереть рукой лоб, присесть)

Мы под дубом посидим, (сесть)

Мы под дубом полежим. (лечь)

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем. (встать и шагать на месте)

Логопед.  Вот мы и в деревне. Вы легко найдёте дом, если определите в слове Домовой количество слогов.

Логопед.  Молодцы! Он живет в доме с зелёной крышей В доме, где живет Тоша много предметов домашнего обихода. Отгадайте, что это?

  • Новая посудина, а вся в дырках. (дуршлаг)
  • Её на плитку ставят,
    На ней картошку жарят,
    На ней блины пекут.
    А как её зовут? (сковорода)
  • Он большой, удобный, мягкий
    На нём можно крепко спать.
    А когда никто не видит
    На нём можно поскакать. (диван)
  • В кухне нашей тесновато,

     Там для стульев места нет,

     Мы под стол обычно ставим

      Деревянный…(табурет)

  • Если ты захочешь спать,                                                                                                                               В спальне ждет тебя… (кровать)
  • Из неё обедать буду,
    Из глубокой или мелкой.
    И такая вот посуда называется    (тарелкой)
  • Жесткая, дырявая,
    Колючая, корявая.
    Что ей на спину положат,
    То она тотчас изгложет. (терка)

Домовой  Отлично! А теперь, назовите моё слово: в этом слове первый твердый глухой согласный звук (табурет). Это слово заканчивается на мягкий глухой согласный (кровать). А в этом мягкий звонкий согласный находится на 1месте (диван). Как назвать эти слова одним словом? А другая группа слов как называется?

Логопед  Ребята, наш друг Тоша большой шутник. Он спрятал части предметов. Скажите, без чего они остались? (дуршлак без ручки, табурет без ножки, кровать без спинки, диван без подлокотника, кровать без спинки, тарелка без дна, терка без дырок)

Логопед  Молодцы! Давайте все вместе почитаем слоги и слова с буквами Т и Д.

Логопед  Тоша обожает, когда его домочадцы садятся перед телевизором. Скажите, что он видит одним предложением? Посчитайте слова в предложении. 

Домовой Ребята, пока вы разбирали предложения, я придумал свои. Послушайте: У двойки Федя по поведению.

Ягодное повидло любит Дуню.

Продукты продают продавца.

Лимонад пьёт ребят.

Дела отдыхают от Риты.

Огонь гасит воду.

Диктант пишет детей.

Логопед  Дети, правильные у Тоши предложения? Исправьте их.

Логопед  Тоша, чтобы твоя речь была правильной и красивой, нужно проговаривать скороговорки. Давайте их вместе проговорим: Наш Федул губы надул.

Ткет ткач ткани на платки Тани.

На меду медовик, а мне не до медовика

Домовой Ура! У нас всё получилось!

Я счастлив, что нашел таких

замечательных друзей!

Домовой Мне было так весело с вами играть. А вам? Что вам удалось сегодня сделать лучше всего? А в чем затруднялись?

Я сегодня много играл, и очень устал, и хочу спать… До свиданья, мои друзья!

Логопед  Да, ребята, и нам пора идти отдыхать. До встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.

В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Коррекционно - образовательная деятельность «Ах ты, зимушка-зима»

МБДОУ "Детский сад "Мастерок"Учитель-логопед: Рогалева Наталья АлександровнаНОД «Ах ты, зимушка-зима» Цель: обобщение знаний детей о зиме.Коррекционно-образовательные задачи:Активизировать словар...

Конспект коррекционной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Данный конспек показывает направления деятельности по развитию основных психических функций детей среднего дошкольного возраста....

Непосредственная коррекционно-образовательная образовательная деятельность «Весна-красна идет»

Конспект НОД составляется с учетом требованием ФГОС ДО и имеет свою специфику оформления в соответствии с особенностями реализации образовательной деятельности, функционирования системы дошкольного об...