Коррекционно - образовательная деятельность «Ах ты, зимушка-зима»
план-конспект урока по теме

Рогалева Наталья Александровна

МБДОУ "Детский сад "Мастерок"

Учитель-логопед: Рогалева Наталья Александровна

НОД «Ах ты, зимушка-зима»

 

Цель: обобщение знаний детей о зиме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизировать словарь по теме, уточнить и расширить представление о зиме и типичных зимних явлениях в природе.

Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.

Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй  речи. Учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, диалогическую речь, фонематический слух, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением, творческое воображение.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Материал:

Мультимедийное оборудование, фоторепортаж о природе Хакасии, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», мяч, магниты, картина художника К.Ф. Юон «Волшебница зима», предметные картинки на каждого ребенка (Снегурочка, снеговик, санки, самолет, снежинка, сосульки, елка, горка, коньки, шуба, лыжи, валенки, снежок, снежинки), материалы для коллажа.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать мячик.    (Дети передают мяч, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

  1. Загадка о зиме.

- Сейчас я вам прочитаю загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идет речь? (о зиме).

- Какое сейчас время года? (зима).

- Какими словами еще можно сказать о зиме? (снежная, холодная, морозная, вьюжная, серебряная).

- Какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег, на речках лед замерз, дети играют в снежки, день стал короче, деревья голые стоят).

3. Стих о зиме.

О зиме очень много написано стихов поэтами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение И.Никитина «Гостья-зима»:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнем.

 

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

 

 

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

- Красивое стихотворение написал Никитин?

- Как называет зиму в своем стихотворении поэт? (гостья-зима).

4. Рассматривание картины художника К.Ф. Юон «Волшебница зима».

- Красоту зимы видят не только поэты, но и художники-живописцы и изображают ее на своих полотнах. Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины  художника К.Ф. Юон «Волшебница зима».

- Что вы видите на картине? (Дома, деревья, земля покрыта белым, пушистым, серым снегом. Дети играют в снежки, из труб домов идет дым. Небо светлое).

- Какое настроение у вас вызывает эта картина? (радостное, веселое).

- Почему? (дети веселые, всем весело, радостно).

- Вы хотели бы попасть в картину? Закрывайте глаза. (Дети закрывают глаза на несколько секунд).

- Представьте, что вы идете по хрустящему белому снегу, вокруг белым – бело. Небо чистое, ясное. Воздух свежий, прохладный. (Дети открывают глаза).

- Получилось побывать в картине? Какой был снег? Каким вы дышали воздухом? Мороз успел вас за нос и щечки пощипать?

5. Массаж биологически активных зон «Неболейка»  (для профилактики простудных заболеваний).

Ребята, наша сибирская зима славится морозами. В такую погоду  можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна! Нужно тепло одеваться и делать массаж «Неболейка»  каждый день. И вы никогда не будете болеть:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(указательным пальцем растирать крылья носа).

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»).

«Вилку» пальчиками сделай, помассируй ушки, шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

6. Упражнение «Подбери картинку на звук [С]».

Зимушка-зима сегодня для вас приготовила задания. Возьмите каждый по одной картинке. Рассмотрите ее. У кого на картине изображен предмет, который начинается на звук [С]? (Каждую картинку рассматриваем вместе, проговаривает слово, уточняем, на какой звук начинается слово. Все картинки со звуком [С] крепятся на доску: Снегурочка, снеговик, санки, самолет, снежинка, сосулька).

7. Деление слов на слоги.

    Вы замечательно справились с первым заданием! А сейчас мы будем делить слова на слоги хлопками. (Дети делят слова на слоги, которые прикреплены на доске).

8. Игра «Назови ласково».

- Пока мы с вами выполняли задания Зимушки-зимы, к нам в класс закатился снежок. Давайте поиграем. Я буду вам бросать снежок со словом, а вы мне будете его возвращать и называть это слово ласково. (Снег – снежок, санки – саночки, сосулька – сосулечка, горка – горочка, снежинка – снежиночка, елка – елочка, ветер - ветерок, снеговик – снеговичок,  лед - ледок, зима – зимушка, Снегурка – Снегурочка, мороз - морозец).

9. Упражнение для коррекции зрения «Снежинки».

- Ребята, к нам в окно влетели волшебные снежинки и тоже желают с вами поиграть. Возьмите каждый по одной за ниточку. Давайте заставим наши снежинки кружиться: сделайте глубокий вдох через нос, плечи не поднимаем. Теперь выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

 

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

 

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

 

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

 

Снежинки ветер поднимал

И на землю опускал.

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

 

Ближе, дальше, закружились,

И на землю опустились.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

 

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

10. Фоторепортаж.

- Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим как фотографы в своих фотографиях нам показывают красоту зимы. Давайте посмотрим фоторепортаж о природе Хакасии в зимнее время. (Дети садятся на стульчики полукругом перед экраном).

- Великолепен вид зимней природы Хакасии! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния. Стройные березы стоят как невесты.

 

 Воздух морозный и тихий в лесу. И кажется, будто иголочками колит щеки.

Торжественно, светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим на солнце снегом.

Могучие горы, как большие белые великаны охраняют красоту и величие природы.

Природа Хакасии удивительно красива: чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.

Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой ясное, лазурное небо и ощутить все волшебство нашей удивительной зимы в Хакасии.

Зима – волшебница, она очаровала природу, украсила ее серебряными нарядами.

Ни одно время года так не волшебно, как зима!

11. Пальчиковая игра – массаж «Пальчик – мальчик».

- Мы сегодня так много говорили о зиме, и я предлагаю всем вместе выложить зимнюю картину из различного материала на голубом фоне. Но  чтобы наши пальчики были ловкими и послушными, мы их немножко разотрем:

Пальчик-мальчик, где ты был,

Где ты с братцами ходил?

- С этим я в снегу валялся,

- С этим с горочки катался,

- С этим по лесу гулял,

- С этим я в снежки играл.

Все мы пальчики-друзья,

Где они – там и я!

(Приглашаю детей за стол, который накрыт голубым полотном и различный материал: вата, белые круги разного диаметра, зеленые треугольники, разноцветные полоски, снежинки. Дети выкладывают коллаж под музыку Вивальди «Зима»).

12. Итог занятия.

- Какая красивая у нас получилась зимняя картина! Пушистый белый снег, колючие зеленые елочки, резные снежинки падают с тяжелых снеговых туч.

- Ребята, вам понравилось в гостях у Зимушки – зимы?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Мне тоже очень понравилось сегодня с вами путешествовать. Спасибо всем большое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx27.06 КБ
Файл fotoreportazh.docx12.48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Ах ты, зимушка-зима»

Цель: обобщение знаний детей о зиме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизировать словарь по теме, уточнить и расширить представление о зиме и типичных зимних явлениях в природе.

Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.

Совершенствовать навык слогового анализа слов, грамматический строй  речи. Учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, диалогическую речь, фонематический слух, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал:

Мультимедийное оборудование, фоторепортаж о природе Хакасии, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», мяч, магниты, картина художника К.Ф. Юон «Волшебница зима», предметные картинки на каждого ребенка (Снегурочка, снеговик, санки, самолет, снежинка, сосульки, елка, горка, коньки, шуба, лыжи, валенки, снежок, снежинки), материалы для коллажа.

Ход занятия

Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать мячик.    (Дети передают мяч, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

Загадка о зиме.

- Сейчас я вам прочитаю загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идет речь? (о зиме).

- Какое сейчас время года? (зима).

- Какими словами еще можно сказать о зиме? (снежная, холодная, морозная, вьюжная, серебряная).

- Какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег, на речках лед замерз, дети играют в снежки, день стал короче, деревья голые стоят).

3. Стих о зиме.

О зиме очень много написано стихов поэтами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение И.Никитина «Гостья-зима»:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

- Красивое стихотворение написал Никитин?

- Как называет зиму в своем стихотворении поэт? (гостья-зима).

4. Рассматривание картины художника К.Ф. Юон «Волшебница зима».

- Красоту зимы видят не только поэты, но и художники-живописцы и изображают ее на своих полотнах. Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины  художника К.Ф. Юон «Волшебница зима».

- Что вы видите на картине? (Дома, деревья, земля покрыта белым, пушистым, серым снегом. Дети играют в снежки, из труб домов идет дым. Небо светлое).

- Какое настроение у вас вызывает эта картина? (радостное, веселое).

- Почему? (дети веселые, всем весело, радостно).

- Вы хотели бы попасть в картину? Закрывайте глаза. (Дети закрывают глаза на несколько секунд).

- Представьте, что вы идете по хрустящему белому снегу, вокруг белым – бело. Небо чистое, ясное. Воздух свежий, прохладный. (Дети открывают глаза).

- Получилось побывать в картине? Какой был снег? Каким вы дышали воздухом? Мороз успел вас за нос и щечки пощипать?

5. Массаж биологически активных зон «Неболейка»  (для профилактики простудных заболеваний).

Ребята, наша сибирская зима славится морозами. В такую погоду  можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна! Нужно тепло одеваться и делать массаж «Неболейка»  каждый день. И вы никогда не будете болеть:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(указательным пальцем растирать крылья носа).

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»).

«Вилку» пальчиками сделай, помассируй ушки, шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

6. Упражнение «Подбери картинку на звук [С]».

Зимушка-зима сегодня для вас приготовила задания. Возьмите каждый по одной картинке. Рассмотрите ее. У кого на картине изображен предмет, который начинается на звук [С]? (Каждую картинку рассматриваем вместе, проговаривает слово, уточняем, на какой звук начинается слово. Все картинки со звуком [С] крепятся на доску: Снегурочка, снеговик, санки, самолет, снежинка, сосулька).

7. Деление слов на слоги.

    Вы замечательно справились с первым заданием! А сейчас мы будем делить слова на слоги хлопками. (Дети делят слова на слоги, которые прикреплены на доске).

8. Игра «Назови ласково».

- Пока мы с вами выполняли задания Зимушки-зимы, к нам в класс закатился снежок. Давайте поиграем. Я буду вам бросать снежок со словом, а вы мне будете его возвращать и называть это слово ласково. (Снег – снежок, санки – саночки, сосулька – сосулечка, горка – горочка, снежинка – снежиночка, елка – елочка, ветер - ветерок, снеговик – снеговичок,  лед - ледок, зима – зимушка, Снегурка – Снегурочка, мороз - морозец).

9. Упражнение для коррекции зрения «Снежинки».

- Ребята, к нам в окно влетели волшебные снежинки и тоже желают с вами поиграть. Возьмите каждый по одной за ниточку. Давайте заставим наши снежинки кружиться: сделайте глубокий вдох через нос, плечи не поднимаем. Теперь выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Снежинки ветер поднимал

И на землю опускал.

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Ближе, дальше, закружились,

И на землю опустились.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

10. Фоторепортаж.

- Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим как фотографы в своих фотографиях нам показывают красоту зимы. Давайте посмотрим фоторепортаж о природе Хакасии в зимнее время. (Дети садятся на стульчики полукругом перед экраном).

- Великолепен вид зимней природы Хакасии! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния. Стройные березы стоят как невесты.

 Воздух морозный и тихий в лесу. И кажется, будто иголочками колит щеки.

Торжественно, светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим на солнце снегом.

Могучие горы, как большие белые великаны охраняют красоту и величие природы.

Природа Хакасии удивительно красива: чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.

Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой ясное, лазурное небо и ощутить все волшебство нашей удивительной зимы в Хакасии.

Зима – волшебница, она очаровала природу, украсила ее серебряными нарядами.

Ни одно время года так не волшебно, как зима!

11. Пальчиковая игра – массаж «Пальчик – мальчик».

- Мы сегодня так много говорили о зиме, и я предлагаю всем вместе выложить зимнюю картину из различного материала на голубом фоне. Но  чтобы наши пальчики были ловкими и послушными, мы их немножко разотрем:

Пальчик-мальчик, где ты был,

Где ты с братцами ходил?

- С этим я в снегу валялся,

- С этим с горочки катался,

- С этим по лесу гулял,

- С этим я в снежки играл.

Все мы пальчики-друзья,

Где они – там и я!

(Приглашаю детей за стол, который накрыт голубым полотном и различный материал: вата, белые круги разного диаметра, зеленые треугольники, разноцветные полоски, снежинки. Дети выкладывают коллаж под музыку Вивальди «Зима»).

12. Итог занятия.

- Какая красивая у нас получилась зимняя картина! Пушистый белый снег, колючие зеленые елочки, резные снежинки падают с тяжелых снеговых туч.

- Ребята, вам понравилось в гостях у Зимушки – зимы?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Мне тоже очень понравилось сегодня с вами путешествовать. Спасибо всем большое.

МБДОУ «Д/с «Мастерок»

Открытое занятие



Предварительный просмотр:

Фоторепортаж

Великолепен вид зимней природы Хакасии!

Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния.

Стройные березы стоят как невесты.

Воздух морозный и тихий в лесу.

И кажется, будто иголочками колит щеки.

Торжественно, светло и тихо.

Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим на солнце снегом.

Могучие горы,

Как большие белые великаны

Охраняют красоту и величие природы.

Природа Хакасии удивительно красива

Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.

Так хочется побывать в лесу,

Упасть в большой сугроб,

Увидеть над собой ясное, лазурное небо

И ощутить все волшебство

 Нашей удивительной зимы в Хакасии.

Зима – волшебница, она очаровала природу, украсила ее серебряными нарядами.

Ни одно время года так не волшебно, как зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.

В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...

Конспект коррекционной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Данный конспек показывает направления деятельности по развитию основных психических функций детей среднего дошкольного возраста....

проект коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Подводное царство

Пример серии занятий интегрирующих задачи по экологическому воспитанию и задачи по формированию связной речи....

Су-джок- как альтернативный метод и прием способствующий интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной деятельности педагогов

Су-джок- как альтернативный метод и прием способствующий интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной деятельности педагогов/...

Коррекционно-образовательная деятельность для детей 4-5 лет с ОВЗ

Образовательная область: Познавательное развитиеРаздел: ФЭМПКонспект занятия расчитан на детей 4-5 лет с ОВЗ...


 

Комментарии

Елизарьева Людмила Владимировна

С Вашего позволения, воспользуюсь конспектом и проведу такое занятие со своими детьми, спасибо.

Рогалева Наталья Александровна

Обязательно проведите, детям будет очень интересно, поверьте.

Кочнева Елена Петровна

Какое чудесное мероприятие! Все ясно, понятно, грамотно изложено! Спасибо!